Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Посиделки – наш старинный русский праздник »
с детьми подготовительной группы
Дата проведения: 10 февраля 2015 г.
Провела: воспитатель Зюзина Валентина Ивановна
Присутствовало:
Задачи:
- Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях - посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.
Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, плясках) ;
Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.
Обогащение словаря: Промысел, гардероб, холст, завалинка, подзор, покос, жатва, талант, предки.
Предварительная работа:
- разучивание малых фольклорных жанров, знакомство с вышивкой
- беседа с детьми об имеющихся у них знаниях о русском народном творчестве;
- сделать выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Материал для занятия:
-макет русской избы,
- изделия разных народных промыслов:
- дымковские игрушки;
- изделия с хохломской росписью;
- гжельские изделия;
- доска с городецкой росписью;
небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар.
Методические приемы:
- беседа;
- чтение пословиц и поговорок;
- исполнение частушек;
- рассказывание сказки.
Ход занятия.
Воспитатель: Эй, люди добрые! Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).
В старину
На завалинках, в светёлках
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как!
В «Смешинку»,
«Ручеёк», «Горелки.
Словом эти посиделки
Были праздником души!
А теперь –
Поменялся старый мир.
Нынче все по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить!
Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус:
кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.
Ребята, в старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Часто за рукоделием и пели.
Воспитатель: Я, ребята, познакомлю Вас с одной из самых древних в нашей стране художественных промыслов – вышивание.
С давних времён сеют на нашей земле лён, ткут из него холст на ткацком станке. А из холста шьют одежду. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан, рубаха, порты. На сундуках скатерть, полотенце на зеркало, подзор на кровати – всё изо льна. И все одного цвета – белого. Но вот взялась русская женщина за иголку да за цветную нитку. Вышила. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть – и в избе светло стало. Стало нарядным и полотенце. Ни одно событие без полотенца не обходилось. И свадьба, и рождение. Хлеб-соль гостям на расшитом полотенце подавали. Одна другой краше выходили девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи тоже вышивкой украшены. Самые лучшие наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву – хлеб убирать с поля считалось праздником. Ну и, конечно, на другие праздники и на свадьбу. Не завянут цветы и узоры на ткани. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке. (Показ работ с вышивкой).
Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту! Издавна русский народ славился своим трудолюбием.
Подтверждение тому - пословицы и поговорки.
Без дела жить - только небо коптить
«С ремеслом - не пропадёшь».
«Не игла шьёт, а рука».
«Дело - мастера боится».
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».
«Скучен день до вечера , коли делать нечего».
«Делу время - потехе – час».
« Труд кормит, а лень портит».
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
Ой, мне ведь надо печку затопить. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.
- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.
(ответы детей)
Воспитатель: - Дети, а кто уже видел печь? Где она находится? Для чего нужна была печь в доме? (ответы детей)
Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется? А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку). А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили.
Воспитатель: Молодцы.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец и швец
И на дудочке игрец!
Воспитатель: А частушки вы знаете?
Воспитатель: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза) .
Девочки исполняют частушки
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идёт четыре!
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла–
Я не удержалася.
Если б не было воды –
He было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
А действительно, кто и где поёт частушки?
Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь.
Воспитатель: Молодцы.
А сейчас вызываю шустрых да ловких для игры «Кто быстрее смотает клубочек? »
(Подготовка) вызываю.
Понятно заданье – начинай соревнованье.
2. Игра (повторяется 3-4 раза).
Воспитатель: Молодцы.
А кто из вас скороговорки говорить горазд?
(предлагаю)
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Маша кудри распустила, солнце их позолотило.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Вставай Архип – петух охрип.
Во дворе трава- на дворе дрова.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло время слушать сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.
Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.
Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.
А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.
- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Детская игра «Каждое изделие в свой город». (Дети расставляют изделия по названию ремесла) .
- Молодцы, дети!. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие, а это из села Дымково? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, способы художественной выразительности, материал и т. д.) .
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!
На этом наши посиделки подощли к концу. Но мастера и мастерицы прислали вам угощение. (Раздается угощенье) .
Вот и посидели, вот и поговорили.
Добрый конец всему делу венец!
Список использованной литературы
1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»
Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»...
Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"
Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"...
Конспект открытого занятия "Народная кукла и современные дети"
Тема: «Народная кукла и современные дети»Цель: формирование интереса к народным куклам.Задачи: Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осу...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...
Открытое занятие в подготовительной группе " Русские народные посиделки"
Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о р...