Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Зюзина Валентина Ивановна

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Посиделки – наш старинный русский праздник »

с детьми подготовительной  группы

 

 

Дата проведения: 10 февраля 2015 г.

Провела: воспитатель Зюзина Валентина Ивановна

Присутствовало:

Задачи:

 - Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях - посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.

Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, плясках) ;

Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.

Обогащение словаря: Промысел, гардероб, холст, завалинка, подзор, покос, жатва, талант, предки.

Предварительная работа:

- разучивание малых фольклорных жанров, знакомство с вышивкой

- беседа с детьми об имеющихся у них знаниях о русском народном творчестве;

- сделать выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Материал для занятия:

 -макет русской избы,

 - изделия разных народных промыслов:

- дымковские игрушки;

- изделия с хохломской росписью;

- гжельские изделия;

- доска с городецкой росписью;

 небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар.

Методические приемы:

- беседа;

- чтение пословиц и поговорок;

- исполнение частушек;

- рассказывание сказки.

Ход занятия.

Воспитатель: Эй, люди добрые! Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).

В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как!

В «Смешинку»,

«Ручеёк», «Горелки.

Словом эти посиделки

Были праздником души!

А теперь –

Поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

 

Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус:

кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.

Ребята, в старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Часто за рукоделием и пели.

Воспитатель: Я, ребята, познакомлю Вас  с одной из самых древних в нашей стране художественных промыслов – вышивание.

С давних времён сеют на нашей земле лён, ткут из него холст на ткацком станке. А из холста шьют одежду. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан, рубаха, порты. На сундуках скатерть, полотенце на зеркало, подзор на кровати – всё изо льна. И все одного цвета – белого. Но вот взялась русская женщина за иголку да за цветную нитку. Вышила. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть – и в избе светло стало. Стало нарядным и полотенце. Ни одно событие без полотенца не обходилось. И свадьба, и рождение. Хлеб-соль гостям на расшитом полотенце подавали. Одна другой краше выходили девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи тоже вышивкой украшены. Самые лучшие наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву – хлеб убирать с поля считалось праздником. Ну и, конечно, на другие праздники и на свадьбу. Не завянут цветы и узоры на ткани. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке. (Показ работ с вышивкой).

Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту! Издавна русский народ славился своим трудолюбием.

Подтверждение тому - пословицы и поговорки.

Без дела жить - только небо коптить

 «С ремеслом - не пропадёшь».

 «Не игла шьёт, а рука».

 «Дело -  мастера боится».

 «Землю красит солнце, а человека труд».

 «Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».

 «Скучен день до вечера , коли делать нечего».

 «Делу время - потехе – час». 

 « Труд кормит, а лень портит».

 «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

 

Ой, мне ведь надо печку затопить. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.

(ответы детей)

Воспитатель: - Дети, а кто уже видел печь? Где она находится? Для чего нужна была печь в доме? (ответы детей)

Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется? А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку). А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили.

 

Воспитатель: Молодцы.

 

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец!

 

Воспитатель: А частушки вы знаете?

Воспитатель: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза) .

Девочки исполняют частушки

                Эй, девчонки-хохотушки,

                Запевайте-ка частушки,

                Запевайте поскорей,

                Чтоб порадовать гостей.

 

                Эй, топни, нога,

                Топни, правенькая!

                Все равно плясать пойду,

                Хоть и маленькая.

 

                Шире круг, шире круг,

                Дайте круг пошире!

                Не одна иду плясать –

                Нас идёт четыре!

 

                Не хотела выходить,

                Стояла и стеснялася,

                А гармошка заиграла–

                Я не удержалася.

 

                Если б не было воды –

                He было бы кружки.

                Если б не было девчат –

                Кто бы пел частушки?

 

А действительно, кто и где поёт частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь.

Воспитатель: Молодцы.

А сейчас вызываю шустрых да ловких для игры «Кто быстрее смотает клубочек? »

(Подготовка) вызываю.

Понятно заданье – начинай соревнованье.

2. Игра (повторяется 3-4 раза).

Воспитатель: Молодцы.

А кто из вас скороговорки говорить горазд?

(предлагаю)

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Маша кудри распустила, солнце их позолотило.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Вставай Архип – петух охрип.

Во дворе трава- на дворе дрова.

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло время слушать сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.

Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.

Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.

А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.

- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Детская игра «Каждое изделие в свой город». (Дети расставляют изделия по названию ремесла) .

- Молодцы, дети!. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие, а это из села Дымково? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, способы художественной выразительности, материал и т. д.) .

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!

На этом наши посиделки подощли к концу. Но мастера и мастерицы прислали вам угощение. (Раздается угощенье) .

Вот и посидели, вот и поговорили.

Добрый конец всему делу венец!

 

 

Список использованной литературы

1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»

 Конспект открытого занятия           «Народная игрушка - матрешка»...

Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"

Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"...

Конспект открытого занятия "Народная кукла и современные дети"

Тема:  «Народная кукла и современные дети»Цель: формирование интереса к народным куклам.Задачи: Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осу...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...

Открытое занятие в подготовительной группе " Русские народные посиделки"

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о р...