Методические рекомендации по организации работы для детей
статья по теме

Фурштатова Надежда Михайловна

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы c детьми

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы для детей

Специфические особенности раннего детства существенно осложняет работу воспитателя и предъявляет массу требований к нему.

Первая трудность – это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение.

Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого.

Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.

Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку именно в этой деятельности происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр.

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной педагогической задачей.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий.

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка.

Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Не нужно принуждать их к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью в основном происходит именно в этот период – от года до трёх.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым.

Поэтому первая задача воспитания - это развитие активной, коммуникативной речи.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого.

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использовать в новом качестве.

Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участие тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей.

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка – его общение и взаимоотношения со сверстниками.

Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в жизни ребёнка и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми.

Оптимальным средством для этого являются известные всем воспитателям игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. К ним относятся, прежде всего, хороводные игры (Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр.) . Игры типа «Воробушки и автомобили», «Гуси-гуси» и т. д. В этих играх нет предметов, разделяющих детей, нет конкуренции, но есть общая воображаемая ситуация, общие чувства, слова и движения. Всё это как нельзя лучше отвечает потребностям маленьких детей.

Естественно, эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры.

Примерный перечень игр и занятий

Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем: организованные наблюдения (за городскими транспортными средствами, за тем, как строят дома, украшают улицы к празднику, убирают снег, за явлениями природы) ;экскурсии или прогулки на другой участок, в парк или сквер, если они расположены рядом и есть второй человек для организации такой прогулки; беседы или рассказы без показов; показы-инсценировки; занятия с книгами и серией картинок;

дидактические игры с целью развития речи (типа лото и др.) .

Дидактические игры:

  • занятия с различными дидактическими пособиями на различение и сходство по цвету, форме, величине и другим качествам (мягкий, твердый, теплый, холодный) ;
  • различные типы лото: предметное (мебель, игрушки, транспорт, посуда, одежда, овощи, фрукты) ;
  • сюжетное («Большие и маленькие», «Три медведя», «Сделай, что нужно») ;
  • домино (посуда, фрукты, овощи, игрушки, животные, одежда) ; игры: «Послушаем, что слышно», «Угадай, кто пришел», «Чего не стало, что изменилось? », «Угадай, что в мешочке», «Для чего нужен предмет? » и др.

Развитие движений:

  • гимнастика;
  • подвижные игры;
  • музыкальные занятия.

Конструирование:

  • занятия с мелким и крупным строительным материалом;
  • занятия с простым конструктором.

Изобразительная деятельность: рисование, лепка.

Элементы трудовых занятий: сбор листьев, уборка участка (подметание дорожек, поливка цветов, мытье игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...