Аналитическая записка
учебно-методический материал по теме

Щукина Юлия Викторовна


Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

по результатам педагогической деятельности воспитателя

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 223

Щукиной Юлии Викторовны

Творческость – это не что иное, как реализация человеком
собственной индивидуальности.
Для того, чтобы развивать творческость,
необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием.


Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы
личностного и творческого развития //
Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Давно известно, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество занимает важное место. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется, во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

Самым сензитивным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Фантазия, как продуктивное воображение, есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая активность восприятия окружающего мира. Не обладая ею, человек не может ни жить, ни действовать, ни мыслить по-человечески, – ни в науке, ни в политике, ни в сфере нравственно-личностных отношений с другими людьми.

Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих  способностей. Они  были ориентированы  только на корпус знаний, в частности  о культуре  и  истории искусства,  а,  значит,  в своем художественно-эстетическом развитии, начиная с детства, они не накопили опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром. А ведь основная  задача заключается  не в том, чтобы  просто  освоить некие знания, а пережить их, и помощником в этом может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца.

В этой связи «воспитание чувств педагога является самой сущностью высокой педагогической культуры»  (В.А. Сухомлинский).  И как показатель ее – творческая деятельность педагога. Ибо «потенциальная творческая способность ребенка может актуализироваться в соприкосновении с творчеством взрослого человека»  (А.А. Мелик-Пашаева), который  и  сможет передать ребенку свой духовно-нравственный опыт, повлиять на эмоционально-чувственное восприятие.

Следовательно, педагогам  необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы работы с детьми.

В развитии творческих способностей дошкольников огромное место занимает мотивационно-целевой компонент, что влияет на степень готовности ребенка осуществлять творческую деятельность.

Внешняя мотивация обеспечивает интерес к деятельности, а внутренняя мотивация проявляется в заинтересованности самим процессом и результатом.  Используя интегрированный подход и включая в непосредственно образовательную детскую деятельность три важные составляющие: художественно-эстетическую деятельность; ИКТ (мультимедийные презентации); проектную деятельность, мы получаем максимально благоприятные условия для развития творческой  активности детей, а также закладываем основу для формирования творческих способностей.

В связи с этим, целью моей педагогической  деятельности  является создание условий для развития творческого потенциала дошкольников, используя художественно-эстетическую деятельность, проектную деятельность и ИКТ.

Для реализации  цели мною были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать  литературу  по данной проблеме;

2. изучить  и систематизировать современные педагогические технологии по проблеме развития эмоционального интеллекта и творческих способностей детей дошкольного возраста;

3. разработать, апробировать и включить, с учетом интегрированного подхода, в непосредственно образовательную детскую  деятельность серию презентаций;

4. представить  опыт работы по проблеме на различных уровнях (муниципальном, районном, всероссийском).

         Решение поставленных задач осуществлялось по  следующим  направлениям:

1. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира). А эстетическое воспитание –целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.

Мне  кажутся  справедливыми слова географа И. Забелина: «Осознается ли  это учеными, или не осознается, но без всего предшествующего нашим дням искусства невозможна была бы современная наука. Да, если на секунду представить себе невероятное – что в истории человечества никогда не было поэзии, то можно смело утверждать, что сегодня у нас не было бы и тех блестящих научных достижений, которыми мы по праву гордимся. Не потому, разумеется, что ученый А. не может жить без стихов поэта Б., а потому, что современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством».

Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита  искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее.

В настоящее время осознается существенная роль эмоций, которые тесно связаны  с творчеством.  Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности», которая должна быть необходимым условием для овладения человеком творческих видов деятельности.

Таким образом,  значение  художественно-эстетической деятельности в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость:

- на литературные произведения;

- на музыкальные произведения;

- в процессе художественной-игровой деятельности.

Художественно-игровая деятельность  это интеграция  изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности.

Изобразительная деятельность подразумевает необходимость полной свободы в своей реализации. Ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх.

Игра –  творческая деятельность,  в которой во многом  определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ;  не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Результативность работы с детьми – это их участие в конкурсах и мероприятиях:

 

Название мероприятия

Результат

Международный творческий конкурс  «Волшебный Новый год» http://intelekt-um.ru/

Диплом победителя

III место

Всероссийские  конкурсы  рисунков «Моя мама работает»,

«Дары природы»,

«Четвероногие друзья»,

«Это Родина моя»,

«Зимние забавы»,

«Елочный шар».

http://mygalery.ru/

Воспитанники награждены сертификатами

Всероссийский творческий конкурс «Новогодние чудеса»

www.art-talant.ru

Диплом победителя

I место

III место

Всероссийский творческий марафон «Я не художник, я только учусь», этап «Рыбы»

www.art-talant.ru

Диплом победителя

II место,  II место

Всероссийский творческий марафон «Я не художник, я только учусь», этап «Насекомые»

www.art-talant.ru

Диплом победителя

II место

Всероссийский конкурс детского рисунка «Краски лета»

www.rikkir.ru

Воспитанники награждены сертификатами

Всероссийский конкурс «Новогодний карнавал творчества»

http://kryl-tvor.ucoz.ru

Диплом победителя

II место

Всероссийский творческий конкурс «Рождественская карусель»

www.art-talant.ru

Диплом победителя

I место

Всероссийский конкурс рисунков «Эти забавные животные»

http://tematika2015.ucoz.ru

Диплом победителя

I место

Конкурс чтецов на уровне ДОУ

Диплом победителя

I место

II место

III место

Постановка сказки «Снежная королева»

Выступление с театрализованной сказкой для всех возрастных групп детского сада.

2. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий, позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Очевидно, что педагог, который использует в своей работе  мультимедиа-проектор, компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера, интерактивной доске вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • проблемные задачи при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения.

  С целью донесения до целевой аудитории полноценной  информации об объекте  мною наиболее успешно    используются  мультимедийные презентации,  которые, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия,  не только формируют информационную культуру, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса:

- Презентация-сопровождение:  презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события, обычно содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается ведущим или участниками мероприятия, а презентация служит наглядной визуализацией слов.

- «12 апреля – День космонавтики»;

- «Проект «Птица счастья»;

- «Здоровый образ жизни»;

- «Планета Земля»;

- «Животный мир России»;

- «Это Родина моя»;

- «Приметы осени»;

- «Великая Отечественная война»;

- «27 января – День воинской славы России»;

- «8 марта: «Моя мама – как весна»»;

- «День поэзии»;

- «Праздник русской березки».

- Презентация-отчет: вид презентации перекликается с предыдущим, но в ходе демонстрации слайдов акцент делается на результативность уже проделанной работы.

- «Золотое рукоделие»

В процессе работы мною был сделан вывод, что применение компьютерных слайдовых презентаций в воспитательно-образовательном процессе имеет следующие достоинства: осуществление полисенсорного восприятия материала; возможность демонстрации различных объектов  в многократно увеличенном виде. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературных источников; активизации зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Стоит  отметить, что использование  презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний,  мастер-классов,  публичных отчетов,  круглых столов и других мероприятий.

3. Проектная деятельность.

Эффективность  проектной технологии для развития творческого потенциала очевидна.

Проектная деятельность развивает такие  способности детей как:

  1. познавательные;
  2. творческие;
  3. коммуникативные;

          4.    повышает активность и инициативность, а в целом является одним из звеньев создания мотивации к самостоятельной творческой деятельности.

В данном направлении мною используются детско-родительские проекты, целью которых является организация совместной деятельности с семьей и решение следующих задач:

  1. вовлечение родителей в жизнь группы, детского сада;
  2. обогащение их педагогического опыта;
  3. формирование чувства сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка;
  4. создание эмоционального контакта  между участниками образовательного процесса;
  5. использование инновационных форм работы с родителями.

Тема и цель проекта ставится на основе возникших у детей вопросов, разрабатывается план продвижения к цели совместно с родителями. После составления плана-схемы проекта начинается сбор и накопление материала, проводится непосредственно образовательная деятельность, игры и другие виды детской деятельности. Подведением итога является защита проекта самими ребятами.

В результате особенно удачными и интересными можно назвать такие детско-родительские проекты как:

  1. «Страны мира»;
  2. «Птица счастья»;
  3. «Хочу все знать»;
  4. «Покормите птиц зимой»;
  5. «Герб моей семьи»;
  6. «Мой дом».
  7. «Через века, через года – помните!».

Помимо традиционных форм взаимодействия и детско-родительских проектов,  активно  использую дистанционные формы взаимодействия через сайт http://nsportal.ru/shchukina-yuliya-viktorovna.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

        Умение обобщать и презентовать опыт работы – это одно из требований к современному педагогу, поэтому, изучая современную педагогическую литературу, посещая курсы повышения квалификации и семинары, активно делюсь опытом с педагогическим коллективом, принимаю активное участие в  конкурсах, конференциях, публикуюсь на интернет-порталах. 

О моих достижениях  и успехах  свидетельствуют следующие конкурсы и мероприятия:

  • активный участник стажировочной площадки на базе детского сада (выступление с презентацией на тему: «Дистанционные формы взаимодействия с родителями: сайт воспитателя детского сада»);
  • районный конкурс творческих возможностей педагогов «Большая перемена», награждена дипломом участника;
  • всероссийский конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Золотое рукоделие» (http://www.o-detstve.ru/), награждена дипломом лауреата;
  • всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива» (http://www.o-detstve.ru/), награждена дипломом лауреата;
  • всероссийский  конкурс педагогической публицистики и литературного творчества «Педагогическое вдохновение» (http://www.o-detstve.ru/), награждена дипломом лауреата;
  • всероссийский фотоконкурс «Зимние забавы» (45minut.ru), награждена сертификатом;
  • всероссийский творческий конкурс «Моя лучшая презентация» (http://moi-fotoalbom.ru), награждена сертификатом;
  • всероссийский Новогодний марафон «Педагогический калейдоскоп». Конкурс «Рисуем все вместе» (www.moi-rang.ru), награждена сертификатом.
  • активный и уважаемый участник сетевого педагогического взаимодействия (отзыв о сотрудничестве редакции Федерального сетевого издания Педагогический портал «О детстве»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей

Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....