Аналитическая записка
материал на тему

Шершнёва Татьяна Александровна

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_zapiska.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Шершнёва Татьяна Александровна, воспитатель филиала МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 436

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

за  период 2009 - 2012 гг

воспитателя филиала Муниципального бюджетного дошкольного образовательного дошкольного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 436

Шершнёвой Татьяны Александровны

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

    Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

 Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

      

  В настоящее время для дошкольных учреждений предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи социально-личностного воспитания  детей дошкольного возраста.

Таким образом, было принято решение взять за основу парциальные программы "Я - человек" (С.А.Козлова) и  "Я, ты, мы" (О.А.Князева, Р.Б. Стеркина). Данные программы позволяет обогатить содержание образования в области социально-личностного воспитания дошкольников, избежав дублирования содержания Основной общеобразовательной программы  филиала МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 436

На базе программ «Я, ты мы» Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. и «Я - человек» Козловой С.А. была написана и принята на педагогическом совете рабочая программа по социально-личностному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Формирование правового сознания у старших дошкольников»

Рабочая программа представляет собой систему оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.

Работа по социально-личностному воспитанию, в силу её особого значения для становления личности ребёнка, требует соблюдения следующих психолого-педагогических принципов:

  • принципа развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетания принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствия критериев полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • построения с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основания на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.

С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания образования реализовалось во всех видах деятельности:

  • игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества, в игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;
  • коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке;
  • трудовая – позволяет утвердиться в собственной значимости для окружающих, повышает самооценку;
  • познавательно-исследовательская деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире, дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;
  • продуктивная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие, дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением;
  • проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности;
  • музыкально-художественная – позволяет повысить самооценку, дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества;
  • чтение художественной литературы – удовлетворяет познавательные интересы ребенка, обогащает опыт ребенка, закрепляет социальные чувства;
  • двигательная – позволяет повысить самооценку, дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

В работе использовались различные методы и приёмы:

  • наглядные методы позволяли формировать у дошкольников знания об окружающей действительности;
  • практические методы являются связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности;
  • словесные методы заставляют ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни, помогают достичь понимания значимости самого себя в обществе.

Одним из важных условий реализации задач социально-личностному воспитанию детей является правильная организация развивающей среды с учетом интеграции образовательной области «Социализация» в другие образовательные области.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей «Народная кукла». С помощью экспонатов этого мини-музея происходит приобщение ребёнка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Деятельность детей в мини-музее включает знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Кроме того, несложные народные тряпичные игрушки дети делают сами, затем используют их в своих играх.

В группе создан мини-центр экспериментальной деятельности. Здесь размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана энциклопедическая  литература, разработаны картотеки опытов для совместной деятельности педагога с детьми и для самостоятельной деятельности детей. Именно экспериментальная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка, помогает ориентировать в окружающем мире, дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов. В плане социально-личностного воспитания рождает и закрепляет социальные чувства, такие, как умение работать подгруппой и в парах, умение договариваться и координировать свои действия с действиями партнеров – будь то взрослый или сверстник.

С целью ознакомления детей с окружающей природой, воспитания любви к своей малой родине на территории детского сада создан и оформлен «Фитоогород»  и разработан план создания экологической тропы. Деятельность детей на «Фитоогороде» заключается в уходе за растениями,  ознакомлении детей с дикорастущими лекарственными и ароматическими травами. В результате этого дети получают представление о ценности каждой частички  окружающей природы, учатся беречь окружающий мир. В помощь педагогам детского сада разработана картотека лекарственных диких и огородных растений Среднего Урала, по каждой точке  экологической тропы сделаны подборки материалов для работы с детьми.

 Несомненно важную роль в осуществлении интегративного подхода в реализации образовательной области «Социализация» играет внедрение инновационных технологий.

За межаттестационный период были разработаны и внедрены новые формы организации образовательной деятельности:

  • Проектная деятельность. Были разработаны и реализованы проекты «Мой город и область, в которой я живу», «Россия – Родина моя», «Моя семья», «Земелюшка - земля», «Источник жизни», «Лучи солнца»,  «Кто помог солдатам победить», «Золотая осень», «Чтобы не было беды»,  «Травник»;
  • Наличие ноутбука и модема позволило использовать в своей работе  новую форму организации образовательной деятельности –  виртуальные экскурсии по историческим и по современным достопримечательностям города Екатеринбурга. Такая форма работы вызвала неподдельный интерес и увлеченность детей историей родного города, позволило ознакомить детей с историей развития города, что в немалой степени способствует формировании гражданской позиции детей.
  • Для использования в непосредственной образовательной деятельности создана виртуальная галерея демонстрационных материалов, что позволило пополнить зрительно-образный ряд имеющейся в наличии наглядности. Это, в свою очередь, тоже способствует развитию и поддержанию интереса детей к познанию нового.
  • Очень интересной и перспективной формой организации деятельности являются видеолектории – организационная  форма досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. В детском саду в такой форме был проведены тематические досуги,  посвященный Дню Защитника Отечества и Дню Победы.
  •   Были внедрены в работу с детьми и родителями экологические акции, направленные на эколого-социальное развитие детей:  «Сохрани елочку», «Зеленые друзья», «Покормите птиц зимой».

 Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

В настоящее время ИКТ активно используется в следующих областях образовательного процесса:

  • Проектирование дидактических материалов средствами ИКТ, подготовка к занятиям и другим видам детской деятельности (сбор информации,  оформление презентаций дидактических материалов).
  • Проведение непосредственной образовательной и других видов детской деятельности (компьютерные презентации, иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты).
  • Работа с педагогическими кадрами (компьютерные презентации, видеозапись занятий, решения проблемных ситуаций, праздников, самостоятельной деятельности  и других режимных моментов, сбор различной информации и её систематизация).
  • Работа с родителями (компьютерные презентации, аудио- и видеофрагменты образовательной деятельности, сбор различной информации и её систематизация, оформление наглядно – письменной информации).
  • Организация самостоятельной деятельности детей в вечернее время (просмотр мультфильмов, пение детского караоке, решение проблемных ситуаций средствами ИКТ, экспериментирование, компьютерные игры).

Для успешного внедрения в образовательный процесс ИКТ создан каталог электронных презентаций, обучающих медиа игр,  аудио – видеотека для детей старшего дошкольного возраста (записи детских песен, аудиоэнциклопедии, аудиозаписи русских народных и авторских сказок, развивающие и обучающие мультфильмы).

Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ может значительно разнообразить процесс воспитания и развития ребенка, повысить профессиональную компетентность педагогов, и модернизировать  формы работы с родителями с целью оптимизации ресурсов семейного воспитания.    

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Отмечается снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.   

 Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом. 

Наиболее результативным явилось привлечение родителей к участию творческой мастерской «Народная игрушка в детском саду», результатом которого стало основание мини-музея «Народная кукла»;  проекта «Что бы не было беды» - результатом стало участие в районном конкурсе детских творческих работ (Благодарственное письмо);  проекта «Золотая осень», одним из результатов стала организация выставки «Овощные фантазии»; экологическая акция «Зеленые друзья», результатом которой стала организация «Фитоогорода»; экологическая акция «Сохрани елочку», результатом которой стала «Галерея волшебных елочек».

 Были достигнуты результаты на различных уровнях:

  1. На уровне условий:
  • содержательных, организационных, технологических;
  • материально-технических (развивающая среда);
  • социокультурных (взаимодействие с родителями);
  • нормативных (Рабочая программа)

  1. На уровне детей:

Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга, которые используются педагогом для углубления и расширения знаний о детях.

Знания о себе, своей семье, об обществе и государстве

Овладели конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Имеют представление о деятельности человека и роли человека в окружающей природе

Умение договариваться и распределять виды деятельности в процессе организации экспериментально-опытнической работы

3. На уровне собственного профессионализма: большое внимание уделялось повышению собственного профессионализма, так как от профессионализма педагога зависит грамотность планирования и реализации задач деятельности.

Моя профессиональная деятельность отмечена:

  • Почетная  грамота Администрации города Екатеринбурга, 2010 г.
  • Благодарность администрации МБДОУ «Надежда» за подготовку и проведение открытого занятия-экспериментирования с детьми 7 года жизни в рамках Недели здоровья «Быть здоровыми хотим»  на тему «Удивительные превращения» 2011 г.;
  • Диплом II степени за активное участие в конкурсе методических разработок и Благодарственное письмо Отдела образования Орджоникидзевского района за активное участие в методической работе за презентацию рабочей программы  «Формирование правового сознания у старших дошкольников» для педагогического сообщества района, 2007 г.;
  • Благодарственное письмо администрации МДОУ «Надежда» и Сертификат участника проведение мастер-класса  для педагогического сообщества района «Народная кукла» в рамках «Недели игры и игрушек», 2010 г.;
  • Сертификат участника за участие в районном конкурсе методических разработок, посвященных 65-летию Победы  с презентацией «Кто помог солдатам победить», 2010 г.;
  • Грамота  МБДОУ «Надежда» победителю конкурса информационных материалов и газет «К здоровью – без лекарств», 2011 г.;
  • Благодарственное письмо за участие в конкурсе детских творческих работ, посвященному 20-летию МЧС России, 2010 г.;
  • Сертификат участника за участие в XIII городских педагогических чтениях работников системы образования «Я – гражданин Екатеринбурга»: проблемы и опыт реализации компетентностного подхода в образовании. Аспект формирования социальной компетентности личности, 2007 г.;
  • Почетная грамота за участие в ежегодном смотре – конкурсе «Цветущий город», 2009 г;
  • Грамота за II место в конкурсе  «Край,  в котором я живу», проведенный администрацией форума «Детский сад 7 гномов», 2009 г.

Имею публикации:

  • Публикация «Народная игрушка, мастер классы «Ангел», «Кукла-пеленашка» в журнале «Игра и дети» № 3  2011 год;
  • Участие в работе международного форума «Детский сад 7 гномов», с декабря 2009 годя по настоящее время являюсь модератором форума.

Воспитатель                                                ___________     / ________________ /

                                                                                                             подпись                    расшифровка подписи

Директор МБДОУ  - детского сада

комбинированного вида «Надежда»         ___________     / ________________ /

                                                                                                             подпись                    расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка

Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны...

Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей

Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....