Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка на тему

Маркова Наталья Александровна

 

Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»

Мастер-класс

«Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 85»

Маркова Наталья Александровна

г. Бийск 2015

Тема:  «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей»

Образовательная область: «Социально-коммуникативная»

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: профессиональное совершенствование педагогов в вопросах развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (с особыми образовательными потребностями).

Задачи:

1. Познакомить с театральными играми и упражнениями, рассказать о их пользе.

2. Сориентировать педагогов на интеграцию образовательных  областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» в процессе развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование театральных игр и упражнений в практике.

4. Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Оборудование: видеопроектор, экран, презентация-поддержка, музыкальное оформление.

Планируемый результат: Знание и применение на практике театральных игр и упражнений в процессе развития социальной уверенности дошкольников с нарушениями зрения и дошкольников с другими образовательными потребностями.

Этапы, методы, приемы

Содержание

Подготовительный. Сообщение цели, актуальности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Основная часть

Слайд № 4 (схема)

Слайд № 5

Слайд № 6

Практическая часть

(Задание 1)

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Сообщение нового материала

Практическая часть.

(Задание 2.)

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Вопросы к участникам (Задание 3)

Слайд № 13

Слайд № 14

Видео.  

Практическая часть

(Задание 4)

Слайд № 15

Вопросы к участникам

Слайд № 15

Сообщение нового материала

Слайд № 16

Практическая часть

Слайд № 17

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Слайд № 18

Слайд № 19

Видео

Заключительная часть

Слайд № 20

Обобщение материала

Слайд № 21

Вводное слово:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему:  «Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных  областей».

Свое выступление хочу начать с небольшой зарисовки.

- Мы все часто бываем на детских праздниках, на елочных представлениях и можем наблюдать такую картину. Вот ребенок, который стоит позади и, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол. Мама и так и сяк уговаривает его поучаствовать в общем веселье, сама вымученно веселится, чтобы подать ему пример… Но он в ответ только бурчит: «Пойдем домой, мне надоело». А в самой гуще толпы можно увидеть другого ребенка. Он так взволнован, так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль: лихорадочно грызет ногти или подпрыгивает на месте.

Таких детей называют неуверенными в себе.

- Кто же такие социально неуверенные дети?

Это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Реформирование системы образования в связи с выходом в свет ФГС  прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Эти задачи мы и решаем при развитии социальной уверенности у детей.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Всю работу можно условно разделить на два направления: развитие социальных способностей и формирование социальных навыков. Положительная «Я - концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении..

Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему; умение видеть, слышать, чувствовать другого; умение понимать его, сопереживать ему.

Установление контактов и действие в ситуации коммуникации предполагают умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение и слушать другого, дискутировать.

Реализация самоутверждающего способа   поведения проявляется в осознании и выражении своих желаний, чувств и эмоций, в умении предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы.

Наши дети с «особыми образовательными потребностями» и поэтому решать поставленные задачи по развитию социальной уверенности нужно «особыми» способами.

- Как развивать социальную уверенность «особых» детей?

Для нас это вопрос педагогического профессионализма: сложнейшую для детей задачу представить в виде цепочки очень простых и увлекательных заданий.

Я предлагаю Вам рассмотреть путь решения данной проблемы с помощью интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативной» и  «Художественно-эстетической» через такой вид искусства, как театр.

Можно сказать: «Театр – негорькое лекарство».

Театральная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

- раскрепощенность, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности;

- развитие игровых мотивов.

Любое занятие начинается с организационного момента, в этом случае можно использовать упражнение: «Неоконченное предложение»

Дети – это…

Детство – это…

Театр – это…

Упражнение «Возьми и передай»

Участники сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет (розу).

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Детям с особыми образовательными потребностями свойственна стеснительность и волнение, что обуславливает их отказ от участия в мероприятиях.

В этом случае очень действенными оказываются этюды.

Этюды - это своеобразная школа, где дети познают основы актерского мастерства. Есть несколько видов этюдов:

Этюд на внимание: ребенок рассматривает картину, затем, когда ее убирают, показывает, что на ней нарисовано.

Этюды на фантазию: предложить пройти по полу как по луже, по грязи, по горячему песку.

Этюды на выразительность жеста: «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок.

Этюды на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает о чем они говорят.

Воспроизвести  несколько этюдов:

  •  «Я не знаю» Участника - «Незнайку» о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами, разводит руками и отвечает «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».
  • «Я знаю» Участника – «Знайку» спрашивают.
  • «Я знаю?» Участника - «Незнайку» о чем-то спрашивают, а он только отвечает вопросом на вопрос «Я знаю?»

- Как Вы думаете, для чего можно использовать эти этюды?

- Какие этюды к сказке «Колобок» вы можете предложить?

При работе с этюдами мы решаем задачи «Художественно-эстетического развития»:

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Эти задачи решаются и в следующих заданиях при интеграции и «Речевого развития».

Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.

Предлагаю посмотреть логоритмическую разминку с упражнениями на умение взаимодействовать с коллективом.

Еще одно важное направление в развитии речи детей - развитие интонационной выразительности. Здесь нам могут помочь известные детям стихи. Знакомые стихотворения дети читают с разной интонацией, которую ребенку может предложить взрослый, или он может определить ее сам.

Прочитать стихи  А.Л.Барто «Игрушки»  - прочитать грустно, весело, удивленно.

Например:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Анализ данных упражнений. Что развиваем, как можно усложнить данное упражнение?

Еще одну задача «Художественно-эстетического развития» -- реализация самостоятельной творческой деятельности детей,решается при выполнении:

Упражнения на развитие детского творчества.

Предлагаю интересные методические приемы, которые могут быть использованы в работе:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;
  • чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О.Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т.Неменова);
  • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима)

Предлагаю коллеги выполнить несколько упражнений.

Актерский тренинг направлен на умение свободно общаться с людьми, работать в команде, разрабатывает речевой аппарат и увеличит силу голоса. Пластический тренинг поможет избавиться от неуверенности в движениях, внутренней скованности.
 «Круги внимания» на умение быстро принимать решение, выполнять параллельные действия и вести себя свободно в коллективе. Это упражнение можно выполнять с мячом.

 «Передача звука» От водящего  передаем звук (а) или слог (га) с хлопком точно передавая интонацию. Любой может прервать круг и сказать свой звук с хлопком и повернуть движение в др. сторону.

«Лезгинка»Упражнение на развитие межполушарных связей, концентрацию внимания, умение работать под музыку. В интернете это упражнение называется «Соку - бачи» (бразильская песенка). Переводится:

Соку – удар, бачи – стук, вира – поворот. (демонстрация).

  • Предлагаю посмотреть театрализованное представление по мотивам устного народного творчества «Как у наших у ворот». Коллективная работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя. Участники — дети старшей и подготовительной групп с нарушениями зрения. Данная работа получилась при интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей. В ней решаются задачи этих областей и задачи «Речевого развития», при использовании коррекционных приемов для детей с нарушением зрения (ориентиры, скамейки, костюмы, определение на сцене места за каждым ребенком).

Таким образом, социальное взаимодействие  можно эффективно формировать.  И если правильно и последовательно развивать социальную уверенность, используя интеграцию образовательных областей, обязательно наступит время, когда ваши дети свободно выйдут на сцену, будут уверенно идти по жизни.

  • Итак, я провела мастер-класс по развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции образовательных  областей «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической». Мне бы хотелось узнать Ваше мнение:
  • Эффективны ли театральные игры и упражнения в процессе развитии социальной уверенности?
  • Считаете ли вы их приемлемыми в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?
  • Что ценного вы для себя открыли? (ответы участников)
  • Я буду очень рада, если кто-то из Вас будет использовать предложенные игры и упражнения в своей работе.
  • Благодарю всех коллег за помощь в проведении мастер-класса.
  • Спасибо за общение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»

Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....

Проект «Развитие социальной уверенности дошкольников».

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по созданиюусловий для самопознания ребенка, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудни...

«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»

В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....

Мастер-класс «Разработка дидактических игр для детей с нарушением зрения»

Мастер-класс в рамках Педагогического марафона в ГБОУ Школа № 480...

Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитанников с нарушением зрения «Театр и мы»

Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...

Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитаников с нарушением зрения "Театр и мы".

Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...