Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы
проект (средняя группа) на тему

Лошкарева Наталия Николаевна

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx846.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 38 г. о. Самара

                                         

                                                                   

Образовательный проект

«Народная игрушка из глины»

Средняя группа

г. Самара Автор Лошкарева Наталия Николаевна

                                                                                    «Как нет человека без самолюбия, так

                         нет человека без любви к отечеству, и эта любовь                          

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

 К.Д.Ушинский

Актуальность проекта:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта:    Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной                     игрушкой.

Задачи проекта: 

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки из глины.
  • Научить  изготовить игрушку.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  •  Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта:

По характеру предметной области:  Социализация

По составу – групповой

По продолжительности   средней продолжительности (2.04.15- 28.04.15.)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Узнать  разнообразие игрушек из глины, содержание игр с ними
  • Уметь организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Научиться изготавливать глиняные игрушки.

    Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у Дымковской игрушки»

   Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

ЭТАП

Интегра-ция образова-тельных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Развивающая среда

Работа с родителями

подготовительный

социально-

коммуника

тивное

1Опрос детей    

2.Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках.  

3.Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства                                         4.Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом.

5.Сюжетно- ролевая игра» Мага-

зин игрушек», «Идем в музей».

1.Подбор русских народных сказок

2.Подбор дидактических игр

3.Альбомы «Народная дымковская игрушка».

4.Иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

1. Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) 2Наглядная агитация, папки-передвижки.

.3Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке»,

основной

познава-

тельное

1.Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»

2. Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая)

3.НОД   «В гости к сороке»                              

5.Рассматривание иллюстрации  разновидности народной игрушки        6.Иллюстрации в книгах      Выставка народных игрушек

4Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»    

Речевое

1.Театрализованная игра «Репка из матрёшки»                                            2.Загадки о народных промыслах                                          Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,  

3.Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»   «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

4. Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»  

5.Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку»

6.Мастер -класс

«Как сделать игрушку вместе с ребенком»

Физическое

1.Физкультминутки  

2.Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка,  Дуем, задуваем»  

3.Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».                                    

                                       

7.Консульта-

ция»Народ-ные игры в

семье».

Художест-

венно-эстети-

ческое

1. Рисование  НОД«Дымковский конёк»

2.   Аппликация «Украсим барышню»  

3. Конструирование «Магазин игрушек»  

4.Разучивание частушек    5.Хороводная игра «В небе жаворонок пел»      

6.Пляска «Мы матрёшки»  

7.Оркестр народных игрушек»

8.Беседа

«О значении

народных

игрушек

в жизни

детей».

итоговый

1Вечер развлечения «В гостях у Дымковской барышни»                

Выставка творческих работ детей

Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети  активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Опрос детей 02.04.15.                                                                                                                                             Принимало участие 18 детей.

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как  с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы,  что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше.  А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой. 

Опрос детей 27.04.15.                                                                                                                      Принимало участие 18 детей

         

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того,  многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий  дошкольники  все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

Работы воспитанников.

E:\2015-05-22\DSC01577.JPG

E:\2015-05-22\DSC01575.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Познакоми...

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе...

Паспорт образовательного проекта. "Народная игрушка кукла."

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились...

проект "Народная игрушка" с детьми первой младшей группы

Вид проекта: групповой, творческо-информационный, игровой.Участники проекта: дети 1 младшей группы, родители, воспитатель.Продолжительность: долгосрочныйФорма работы: индивидуальная, подгрупповая, гру...

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей...

Проект "Народная игрушка" - "Матрёшка" в 1 младшей группе

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных...