Статья "Использование театральной деятельности в формировании детского коллектива старших дошкольников в условиях ДОУ"
статья (подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Жигулова

В статье раскрыто понятие "Детского коллектива".  Детский коллектив - есть условие, оказывающее воздействие на личность. Он её формирует, создаёт почву для её самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_detskogo_kollektiva.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

        Процесс развития коллектива является одной из актуальных задач в области педагогики.

        Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, "зрелый" коллектив, т. е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т. п.).

        Основополагающей является характеристика коллектива, данная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук – философии (В.Г. Иванов), психологии ((А. В. Петровский, Л. И. Уманский), педагогики (Л.И Новикова,  А.Т Куракин).

        Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований.

        А.Н. Лутошкин вычленил         стадии (ступени) развития коллектива «Какой у нас коллектив»

        1 ступень. «Песчаная россыпь». Нет  того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.

        2 ступень. «Мягкая глина». На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

        3 ступень. «Мерцающий маяк». Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

        4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача.

        5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса».

          Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.         Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

        Детский коллектив - есть условие, оказывающее воздействие на личность. Он формирует её, создаёт почву для её самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует в коллективе. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.

         Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада. 

        Поэтому главной целью в формировании детского коллектива в детском саду, является создание комфортных условий в группе, положительного эмоционального настроя. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, раскованно, чтобы он мог проявить себя, свои особенности.

        Однако мы столкнулись с проблемой: в нашу логопедическую группу приходят  дети старшего дошкольного возраста. Это объединение детей,  как правило, из двух групп, в которых были свои коллективы. Но практика показывает, что дети вроде все вместе, а в тоже время каждый ребёнок сам по себе. Нет «сцепления» между детьми.  Они не желают находить общих интересов, общего языка. Я думаю, вам эта проблема тоже знакома.

         Поэтому в своей работе по формированию детского коллектива мы выделили  следующие задачи:

        - создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, тесного взаимодействия и сотрудничества детей;

        - обогащение  предметно-пространственной среды в группе;

        - развитие коммуникативных качеств детей;

        - раскрепощение и повышение самооценки ребёнка.

          Для реализации данной цели в детском саду мы используем театральную деятельность. Это кружковая работа по реализации авторской программы «Театр – творчество – дети».

        Театр – всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство  (Е.В. Семёнов, К.С. Станиславский).

 Он несёт в себе  большой коллективно-образующий заряд.

Во-первых, театральная постановка-«продукт» совместной деятельности, которая требует концентрации сил каждого ребёнка.

Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому  максимально реализовать свои возможности и способности.

В-третьих, театральная деятельность богата ситуациями совместного переживания, которые возникают спонтанно, но могут быть инициированы воспитателем. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.

В-четвертых, каждый участник совместной театральной деятельности   вносит свой вклад в общий «продукт» (спектакль), понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.

Успех формирования детского коллектива средствами театральной деятельности зависит главным образом, от мастерства педагога, от его эрудиции. Работа воспитателя - это процесс творческий от начала до конца.

        Мастерская воспитателя - это мастерская актера, сценариста, философа… Перед руководителем театральной деятельностью возникают неожиданные ситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость, быть доброжелательным и терпеливым, знать жизнь и особенности характера каждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.

На сегодня у нас в группе существует уголок сказки, в который входит: разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, театр на гапите и т.п.), костюмы к спектаклям, декорации и  мини-сцена, на которой происходит декламация стихов, разыгрывание небольших сказок, сценок и всё это перерастает в постановки музыкальных спектаклей для зрителей.

        В кружковой работе используем различные игры, направленные  на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умению общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

 Организуем  театрализованное действие « вокруг» того или иного члена коллектива (именинника, победителя конкурса и т. д.),   спектакли  для родителей, приуроченных к праздникам «День Матери», «8 Марта». Детей театрального кружка  задействуем в подготовке праздников, развлечений в младших группах. Дети со своими постановками  «гастролируют» в другие сады.

Театральные постановки оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей, так как в дошкольном театре актер и зритель - ровесники.

         При этом дети пробуют свои силы в сценарном искусстве, импровизации. Такое направление в организации театральной деятельности не просто будит фантазию, усиливает ответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать о товарищах, вспомнить какие черты его характера следует похвалить, а над какими можно по-доброму пошутить. 

        Итак, игра в театре помогает реализовать творческие силы и духовные потребности ребёнка,  раскрепостить и повысить самооценку. Каждый ребёнок в театральной игре  определяет для себя такое положение в совместной работе, при которой он способен приложить все свои знания, силы, способности, т.е. проявить подлинную самостоятельность и взаимоответственность.

        Таким образом, театральная деятельность  эффективно влияет на формирование  детского коллектива,   способствует желанию трудиться сообща, помогать друг другу. Если в старшей группе дети находилась на стадии «Песчаная россыпь», то к концу подготовительной группы у детей преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, у большинства  проявляется чувство гордости за коллектив,  отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других.

        Это говорит о сплоченном объединении детей, что является определяющим признаком развитого детского коллектива.

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.

2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург.2005.

3. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. -М.: 2003.

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.

 5. Немов Р.С. Путь к коллективу. М., 1988.

 6. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

7. Как организовать коллектив дошкольников. – М.: Педагогика, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у старших дошкольников в условиях реализации ФГТ.

Статья отражает работу вочпитателя по формированию патриотических чувств в соответствии с ФГТ....

«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»

Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у  подрастающего поколения.  Одной из ва...

«Игра и формирование детского коллектива как одно из условий психологической безопасности образовательной среды»

А игровой коллектив- это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

В статье раскрыт вопрос формирования физических качеств детей старшего школьного возраста, которое происходит с помощью методов ИКТ. Рассмотрена необходимость физического развития детей, а также...

Статья "Создание модели воспитательной деятельности по формированию нравственно -патриотического потенциала дошкольников в условиях реализации инновационного проекта"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Реализация в дошкольном учреждении муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как сред...