Творческий отчет Тема: « Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Торгашова Любовь Викторовна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_.docx203.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка»

                               Творческий отчет

Тема: « Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

                                                                                                     Ф.И.О.         Торгашова Любовь Викторовна

Должность: воспитатель

                                                                         г.. Нижневартовск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение:………………………………………………………….………….1-2

     

Глава I.  Психолого-педагоические основы форм коммуникационных умений у детей  старшего дошкольного  возраста.

        1.1 Проблема формирования коммуникационных умений в психолого-педагогической литературе………………………………….…………..….2-3

       1.2 Понятие о коммуникационных умениях дошкольников.……….…4

        1.3 Характеристика особенностей развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..4-5

         1.4 Формы, методы и приемы формирования коммуникационных умений у дошкольников………………………………………………………5-7

                                                                                         

Глава II. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникационных умений детей старшего дошкольного возраста.

        2.1. Влияние театральной деятельности на коммуникационные умения детей…………………………………………………………………………..7-9

        2.2.Театральная пятница - как форма организации совместной  деятельности в процессе формирования коммуникационных умений у  старших дошкольников……………………………………………………..9-10

Глава III.Реализация системы работы по формированию коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….10-13

Заключение…………………………………………………………………13-14

Список литературы……………………………………………………….14-15

Приложение.

Введение

Тенденция современного общества порождает потребность в исследовании педагогических условий формирования умений межличностного общения у детей старшего возраста.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой. В ней у ребенка начинают складываться первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Действия и поступки детей в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и развития коммуникационных умений обусловлена тем, что их отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, коммуникационное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать партнера. В связи с этим, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, а именно развитие коммуникационных умений у детей дошкольного возраста.

                Исходя из всего вышесказанного я определила проблему: какие условия, а именно, какие способы и пути формирования коммуникационных умений наиболее успешно способствуют развитию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

        Решение данной проблемы составляет цель: изучить особенности формирования коммуникационных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

        Поставленная цель обусловила следующие задачи:

  1. Изучить теоретические подходы развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести исследования форм общения детей со сверстниками в игре.
  3. Обобщить полученные данные и составить рекомендации для родителей и педагогов.
  4. Составить перспективный план театрализованной деятельности.
  5. Разработать цикл занятий, сделать подбор игр драматизаций и упражнений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

а) анализ психолого-педагогической литературы;

б) опытно-экспериментальные, диагностические;

в) количественная и качественная обработка данных.

Объектом проблемы выступает процесс развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Предметом проблемы являются педагогические условия развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом проблемы была выдвинута гипотеза: процесс развития коммуникационных умений детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если педагог будет владеть необходимой методикой, а также будут созданы педагогические условия для вовлечения в игровую деятельность.

Глава I.  Психолого-педагогические основы формирования коммуникационных умений у детей  старшего дошкольного  возраста.

1.1.Проблема формирования коммуникационных умений в психолого-педагогической литературе.

Изучению межличностных отношений детей посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

В трудах педагогов-психологов (Т.А. Марковой, В.Н. Мясищева, Л.А. Пельевской, Н.М. Аксариной) по проблеме формирования личности имеются данные, раскрывающие характер взаимоотношений отдельной личности с другими людьми.

Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Шелованова, Н.М. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов. Уже в преддошкольном возрасте, как замечает В.Н. Мясищев, можно отметить в отдельных реакциях и поступках детей сложную борьбу различных по значимости мотивов: личных стремлений, желаний, интересов, потребностей и требований общественной действительности, общественных правил, обязанностей или конкретных просьб, требований взрослых. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.

У детей старшего дошкольного возраста общение приобретает уже столь устойчивый характер и проявляется столь многообразно, что становится первой необходимостью придания этому общению того содержания и тех форм, с помощью которых успешнее решаются задачи развития коммуникационных умений. Т.А. Маркова изучала вопрос об особенностях детских взаимоотношений. Полученные ею данные позволили определить критерии, ранее не разработанные в дошкольной педагогике, свидетельствующие о наличии дружеских взаимоотношений у детей 6-7 лет.

В исследованиях А.А. Пельевской, посвященных развитию взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста было выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и разработана ее классификация.

Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующаяся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказывать одобрение хорошего поведения товарища. Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.

 Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным, практическим контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

  • Концепция деятельного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский, 1993);
  • Концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М.И. Лисина, 1986; 1997).

        Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

                             1.2 Понятие о коммуникационных умениях дошкольников.

Коммуникационное  общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве:

  1. Коммуникационной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  2. Взаимодействия общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
  3. Восприятия общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникационную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие).

 1.3 Характеристика особенностей развития коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие общения с взрослыми у детей от рождения и до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения.

Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам: время, место, содержание потребности, ведущие мотивы и средства общения. Выделяют четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Внеситуативно-познавательная форма общения (2-5 лет) ребенка с взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей     в   физическом   мире. Полученные    факты показали, что с расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству с взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

        Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и среднего возраста к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.

        Значение  формы общения детей с взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

        Внеситуативно-личностная форма общения детей с взрослыми (6 – 7 лет). Высшей формой коммуникационной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым.

        В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного, мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность, так сказать, в «чистом виде».

        В этом процессе взрослый выступает как высший компетентный судья. Наконец, взрослые служат для ребенка эталоном, образом того, что и как надлежит делать в разных условиях.

        С годами количество детей, овладевших внеситуативно-личностным общением, увеличивается и достигает наибольшего числа в старшей дошкольной группе, причем здесь оно выступает в своем самом совершенном виде. На этом основании внеситуативно-личностное общение рассматривается как характерное для старшего дошкольного возраста.

        Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей.

1.4 Формы, методы и приемы формирования коммуникационных умений у дошкольников.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроения у детей способствуют не только стиль общения педагога с детьми, структура занятий, но еще используемые педагогические формы, методы и приемы.

        Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению,  общие переживания.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Можно выделить основные формы, методы и приемы формирования коммуникационных умений дошкольников.

  1. Ритуальные игры и игровые упражнения  в начале занятий, направленные на:

  • Закрепление умений невербального  общения;
  • Развитие чувства близости с другими детьми;
  • Развитие речевых умений;
  • Развитие умений, направленных на распознание чувств.

  1. Игровые упражнения ( подражательно-исполнительского и творческого характера), направленные на:

  • Развитие умения общаться без слов;
  • Гармонизацию осознания имени;
  • Своевременное употребление слов благодарности;
  • Развитие умения соблюдать дистанцию в общении;
  • Развитие умения понимать настроение окружающих;
  • Развитие умения слушать собеседника;
  • Регулировании умения слушать собеседника;
  • Регулирование своего поведения.

  1. Развивающие игры ( игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.)

  1. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее. Ситуации направлены на:

  • Закрепления умения установить контакт с собеседником (зрительный контакт);
  • Закрепление употребления речевых этикетных формул;
  • Передачу характера изображаемого при помощи голоса и движения;
  • Усвоение манеры поведения в общении;
  • Выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

  1. Беседы по ранее прочитанным сказкам и рассказам.

                   6    Наблюдение, прогулки, экскурсии.

  1. Рассматривание рисунков и фотографий.
  2. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  3. Использование художественного слова: стихотворение,  дразнилок, пословиц.

                  10  Прием ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач).

                  11 Продуктивный вид деятельности  – рисование (и лепка):

  • Тематическое;
  • Пиктограмма (схематическое выражение лица с разным настроением).

                      12  Сочинение историй, беседы.

  1.  Мини-конкурсы, игры-соревнования.

  14  Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека в соответствии с характером музыки.

                     15 Заключительные игровые упражнения, этюды и импровизации, направленные на:

  • Мышечное развитие;
  • Двигательное раскрепощение;
  • Воспитание гуманных отношений между детьми.

 Глава II. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникационных умений детей старшего дошкольного возраста.

2.1.Влияние театральной деятельности на развитие дошкольника.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители. Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,  жестам,  интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность ( дружба, доброта, честность,  смелость и др.). Она является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

            Театрализованные игры являются средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе и театру.

Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Ребенку надо вообразить себя на месте данного персонажа, проникнуться его чувствами. Н.С.Карпинская справедливо отмечает: «В игре-драматизации инициатива и творчество детей направляются не на создание игровой ситуации, придумывание содержания, а на возможно лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству выполнения роли, имеющий сам по себе большое воспитательное значение, усиливается, если поставить перед ними цель подготовить драматизацию, чтобы показать ее другим детям или родителям. Тем самым деятельность детей для себя перерастает в деятельность для других». Эту же мысль подчеркивает Б.М.Теплов. Ученый говорит, что нельзя сочинять, играть, рисовать только упражняя в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения.

В ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана  возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.

2.2 Театральная пятница как форма организации совместной взросло – детской деятельности в процессе формирования коммуникационных умений у старших дошкольников.

Вовлекая детей в театрализованную деятельность необходимо знакомить их с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работа над пьесой, посещение театров. Это поможет обогатить восприятие детей, активизировать их словарь. Знания дети должны получать в ходе театрализованной деятельности, диалога с педагогом.

Создание спектаклей с детьми очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность привлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и сжатость.

Доронова Т.Н предлагает соблюдать несколько основных правил подготовки к спектаклю: ( этапы подготовки по театральной пятнице)

  • не перегружать детей;
  • не навязывать свое мнение;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенной, чтобы побудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служит сказка. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей. В современных программах ДОУ предлагается большое количество разнообразных по тематике литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театрализованной деятельности. Наш детский сад работает по программе «Радуга» по методическим рекомендациям Дороновой Т.Н.

Работа над спектаклями происходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к спектаклю.
  2. Распределение ролей.
  3. Работа над костюмом.  
  4. Переход к движениям.

              Е     Характеристика речи персонажей.

Л.Г.Антонова выделяет технические умения, которыми необходимо овладеть для повышения интонационной выразительности речи:

  • правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу;
  • дикционно чисто говорить, проговаривая буквы «склеивая» и не «глотая» окончания слов;
  • говорить, повышая или понижая тон голоса; говорить тихо, умеренно, громко. Правильно «посылать» голос;
  • говорить, убыстряя или замедляя темп произношения фразы;
  • говорить, выражая голосом свои чувства, правильно интонируя, придавая голосу окраску.

Условия, созданные театрализованной деятельностью, помогают ребенку раскрепоститься, передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.

ГЛАВА III. Реализация системы работы по формированию коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста.

    В нашем детском саду реализуется программа «Радуга», в которой одной из традиций является проведение театральной пятницы. Занятия проводятся в театральной студии.

 Работа осуществляется в двух формах:

  1. Специально организованная работа с детьми и педагогами (пятница вторая половина дня);
  2. Нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка - ежедневно (в утренние и вечерние часы), в совместной и индивидуальной работе.

Мною разработан и составлен перспективный план работы по  театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по рекомендации Т.В. Дороновой программа «Радуга».

                         В 2012-2013 учебном году  совместно с педагогом психологом провела мониторинг «Межличностные отношения в группе» - социометрическое исследование по варианту Т.А.Репиной «Секрет», который показал, что два ребенка в категории «непринятые»  и один в категории «принятые», эти две категории являются неблагоприятными (всего 3 детей). В группе два ребенка относятся к категории «звезды» и шесть детей к категории «предпочитаемые», данные две группы являются благоприятными (всего 8 детей).  

             Сравнивая количество детей в неблагоприятных и благоприятных категориях, можно сделать вывод, что в группе благоприятный микроклимат, но, несмотря на это,  нельзя оставить без внимания тех детей, которые вошли в неблагоприятные статусные категории.      

                  По результатам возникла проблема общения между собой (не замечают эмоциональное состояние сверстников, не умеют обращаться с просьбой). Поэтому эту проблему невозможно решить без целенаправленной спланированной деятельности педагога. Свою работу я наметила по двум направлениям:

  1. Создание комфортных условий в группе для развития коммуникационных умений детей.
  2. Снятие монотонности детской жизни за счет введения традиций – театральной пятницы, совместных праздников, досугов.

Я старалась  поддерживать положительный эмоциональный настрой детей, создавала в группе атмосферу тепла, добра, внимания.              

         В начале 2012-2013 учебного года (октябрь)  провела мониторинг «Межличностные отношения в группе» - методика «Выбор в действии».

             В эксперименте приняло участие 14 детей. Экспериментальная игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных картинок каждым ребенком можно судить о положении его в группе сверстников. Данный эксперимент имеет ряд показателей, но меня интересовали четыре из них, это:

  1. социометрический статус ребенка в межличностных отношениях;
  2. уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);
  3. коэффициент взаимности (КВ).
  4. коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

             Проведя эксперимент,  получила следующие результаты по показателям:

      а) выделились четыре группы: 1-«звезды» - 3 ребенка; 2-«предпочитаемые» - 6 детей;  3-«принятые» - 4 ребенка;   4-«непринятые» - 1 ребенок;

           б) уровень благополучия взаимоотношений в нашей группе определился как высокий;

      в) коэффициент взаимности – 1 ребенок имеет 3 взаимных выбора; 1 ребенок  2 выбора; 7 детей по 1 взаимному выбору; 5 детей не имеют взаимных выборов.  

Несмотря на благоприятную картину, в группе все же имелась проблема общения между собой т.е. сверстниками.

Меня это беспокоило и натолкнуло на изучение развития коммуникационных отношений  между детьми. Я изучила рекомендации Е.О.Смирновой «Особенности общения с дошкольниками».

   Работу начала с подбора игр, в которых просматривается три этапа.         Первый этап был направлен на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, на разрушение защитных барьеров,  отгораживающих ребенка от других. Для решения данной цели  использовала такие игры, в которых дети должны были говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, например: «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна», «Подарки».

Детям перечисленные игры очень нравились, они с удовольствием принимали в них активное участие.

                 После неоднократного проведения перечисленных игр,  перешла ко второму этапу – цель которого заключалась в умении замечать достоинство других. Данная задача решалась в игре «Конкурс хвастунов», где детям необходимо было назвать преимущества своего соседа и похвастаться его достоинствами. Детей для игры  распределяла незаметно для самих детей, таким образом, чтобы «популярные» дети находились по соседству с «непринятыми». Данная игра также вызывала массу положительных эмоций. Так мы перешли к третьему этапу. Работа была направлена на то, чтобы  научить детей правильно воспринимать сверстников, их движения, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. 

Театральной пятницей моя работа не ограничивалась.  Я вела беседы с детьми о дружбе, о честности, о помощи другим. Читали художественную литературу, проводили игры и упражнения

                 Проработав по этой проблеме с детьми (с 2012 – 2013гг.)  у меня выявилась проблема в работе  с  родителями. Они охотно делали костюмы, были хорошими зрителями, но принимать участие в играх драматизациях, мини – спектаклях категорически отказывались.  Эта проблема стала одной из задач дальнейшей работы по этому вопросу. Я предлагала родителям совместно с детьми посещать культурные учреждения нашего города (театр кукол «Барабашка»; «Городской драматический театр», «Дворец искусств»). Чтобы работа была результативной, предлагала    консультации для  родителей:

«Поведение – показатель воспитанности»;

 «Театр дома».

Проводила с родителями беседы, рекомендации:

«Как провести выходной день с  ребёнком».

Составила памятки:

«Выходной день дома»,

«Если у ребенка нет друзей»,

«Злость и жестокость»,

 «Ребенок учится тому, чему учит его жизнь».

Проводила  с ними  тестирование, анкетирование  и родительские собрания.

Заключение.

             В дошкольном возрасте необходимое условие социального развития – воспитание у каждого ребенка отношения к другим как к высшей ценности на основе познания окружающих людей, присвоения общечеловеческих духовных ценностей, нравственной мотивации поведения, культуры общения, взаимоотношений, совместной деятельности взрослых с детьми и детей друг с другом. Умения и навыки общения как элементы психологической культуры человека занимают одно из важных мест в развитии коммуникационных умений детей старшего возраста и личности ребенка.

             В данном отчете  описаны проблемы, которые вставали на   пути реализации данного направления и задачи для их преодоления. Результаты проделанной работы уже видны. Большинство детей к старшему возрасту  могут различать эмоциональные состояния других людей, умеют наладить взаимоотношения с детьми и взрослыми, активно участвуют в общении, легко включаются в совместную деятельность, а именно интересная совместная деятельность способствует развитию коммуникационных умений ребенка. Положительная эмоциональная окрашенность общения в совместной деятельности улучшает психологический климат в группе. В нашей группе он благоприятный и это имеет немаловажное значение для развития личности ребенка, положительной мотивации в установлении и сохранении отношений с другими людьми.

             Для успешного решения задач коммуникационного развития педагогам и родителям необходим высокий уровень компетентности в вопросах воспитания. Важно развивать у них стремление воспринимать общение с ребенком как средство, способствующее собственному духовному эмоциональному росту.

             Академик Д.С. Лихачев, в одной из своих работ отметил, что «Образование, подчиненное задачам воспитания,…возрождение в человеке чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, возрождение совестливости и понятия честности – вот в общих чертах то, что нам нужно». С возрождением культуры, ориентированной на достоинство человека в детском саду и семье связываем свои ожидания и мы – педагоги, стоящие у истоков формирования личности.

             Коммуникационное умение через театральную деятельность дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

                                                     Список литературы.

  1. Т.Н. Доронова программа «Радуга»
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: «Просвещение», 1991.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  4. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка. – М.: «Просвещение», 1996.
  5. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – Санкт-Петербург.: Издательство «Речь», 2001.
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: «Академия», 2000.
  7. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
  8. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис – пресс, 2000.
  9. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М. АРКТИ, 2002.
  11. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА

Описан процесс овладения танцевальными умениями у детей старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Презентация к родительскому собранию на тему "Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста".

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себ...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и р...

Творческий проект на тему «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича»

Цель проекта. Повышение познавательного интереса у детей к математике через использование логико- математических игр, развитие у детей элементов логического мышления....