Экологическое воспитание детей посредством трудовых умений и навыков.
статья на тему

Мацукова Наталья Николаевна

Сегодня  как никогда важен   вопрос экологического воспитания дошкольников.  Необходимо прививать детям любовь и заботу  к природе с самого раннего возраста.  Дети, видя  красивую бабочку, божию коровку, стрекозу очень радуются,  но   в то же время,  не подумав, могут  раздавить бегущего по тропинке муравья.

Задача взрослых   состоит в том,  чтобы приучить детей беречь и охранять природу и  все живое, что нас окружает нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoevospitanie.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей посредством трудовых умений и навыков.

Сегодня  как никогда важен   вопрос экологического воспитания дошкольников.  Необходимо прививать детям любовь и заботу  к природе с самого раннего возраста.  Дети, видя  красивую бабочку, божию коровку, стрекозу очень радуются,  но   в то же время,  не подумав, могут  раздавить бегущего по тропинке муравья.

Задача взрослых   состоит в том,  чтобы приучить детей беречь и охранять природу и  все живое, что нас окружает нас.

Как говорил В. А. Сухомлинский  необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, потому как  в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей,  есть целенаправленный педагогический процесс.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей очень  большой  интерес к ней,  это  расширяет  знания детей, способствует формированию характера и интересов ребёнка.

Общение с природой развивает у  детей  любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.  Большое значение для воспитания у детей любви к родной природе,  имеет ежедневное общение с ней.  Важным условием  в  работе  является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.

Воспитывая  трудолюбие, уважение к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. При правильной организации труда у детей могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном воспитании, положительного отношения к труду, желания принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений необходимых для различных видов трудовой деятельности.

Так как труд является необходимым, важным  условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети,  воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Именно труд в природе способствует у детей развитию сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских отношений с  природой.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное и ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Трудясь  дети  усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях , насекомых, животных, птицах.  Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Для того чтобы труд детей не утомлял, а приносил  им удовлетворение и  радость , необходимо  соблюдать гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызвать переутомления.  У ребёнка может возникнуть  отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от характера и возраста детей.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в сюжетно- ролевые игры такие как: «больница», «магазин», «строители», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей —  это путь к познанию и, наконец, это приобщение к жизни. Ведь впечатления детства самые запоминающиеся.

Важным условием  труда является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо  знать, как организована трудовая деятельность их детей в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной ступени.

Трудовая деятельность, имеющая экологически ориентированный характер, является важнейшим фактором  для повышения уровня экологического  образования дошкольников. 

 «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соломенникова О.А. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» // «Экологическое воспитание в      детском саду».2009г.

2. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9

3.  Маневцова Л.М. и Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. - 320 с.

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

 5. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и испр. М., «Просвещение», 1976. - 206 с.

6. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1984. - 95 с.

 7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам  работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности".

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности"...

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

«Экологическое воспитание детей посредством использования экологической сказки»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной п...