«Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»
консультация на тему

Утробина Елена Фархутдиновна

Кто они-гиперактивные дети? Работа с воспитателями, работа с родителями гиперактивных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»

Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей 4-20%, Великобритании-1-3%, Италии -3-10%, Китае -1-13%, Австралии -7-10%, России- 4-18%.

Кто же они гиперактивные дети?

«Гипер» - (от греч. hирег - над, сверху)- составная часть сложных слов, указывающая на «превышение нормы». Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «асtivus» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Гиперактивного ребенка можно описать так: они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации.

Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается. Часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Большинство исследователей отличают три основных блока проявления гиперактивности:

1. Дефицит внимания, проявляется у детей в слабости концентрации,      неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими поощрения.

2.  Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

  3. Повышенная двигательная активность характеризуется тем, что они      чрезмерно подвижны, бегают, кружатся и т.д. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановке.  

Для таких детей характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами и иголкой, несформированный почерк. Исследование польских ученых показывают, что двигательная активность детей на 25-30%выше нормы. Они двигаются даже во сне.

К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве дефицит внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин, затем 3-7 мин. мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 мин.

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны, проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома внимания влияет множество факторов, в числе которых называются:

-органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);

- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);

- генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);

- психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей);

- заболевание нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.);

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция  активизирующих систем ЦНС);

- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (экология);

 - социальные   факторы    (непоследовательность,   отсутствие   системы воспитательных воздействий и пр.).

Таким образом, синдром гиперактивности включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, агрессивность.

Работа с воспитателями

Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

При работе с гиперактивными детьми воспитателю следует пользоваться следующими рекомендациями:

1.Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может.  Например, если все дети могут продуктивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребенок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы, сложить карандаши и т.д.). Если после этого он почувствует силы продолжать прерванную работу, то это вполне возможно.

2.Во время занятия ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

3.Быть экспрессивным, театральным воспитателем, необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание. Взрослому по возможности быть рядом с ребенком для тактильного контакта, время от времени можно положить руку на плечо, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивному ребенку сконцентрировать внимание.

4. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.  

5.  Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить не долго, четко дать задание, установить правила, и последствия их выполнения и невыполнения.    

6. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные: право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, карандаши и т.д.).

7. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд.        

Работа с родителями

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявление чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями с другой.

Надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Необычность поведения их детей - не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе воспитания.

Конкретные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка.

1.  В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.  Говорите сдержаннее, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку, только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

6. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, занятий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

7.   Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

8. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -длительная прогулки, бег, спортивные занятия.

11. Чтобы снизить врожденную возбудимость ребенка, родители (возможно после дополнительной консультации с невропатологом) могут использовать, например траволечение, легкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, ароматерапию.

Терпение, последовательность и настойчивость - вот три основных принципа, постоянно придерживаться которых, следует родителям, воспитывающим детей с гиперактивностью.

Так же родители должны помнить и понимать, что одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки гиперактивного ребенка к школе. Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, неспособность просить 30 минут в одной позе определяют поведение такого ребенка и в детском саду, и в 1-м классе. Необходимо приучить детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, и такие же игры. Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий дл...

Проблемы адаптации детей - мигрантов и пути их решения

АННОТАЦИЯПлан-конспект:Что такое миграция?Адаптационные проблемы детей-мигрантов.Пути решения, опыт зарубежных стран.Возможность применения зарубежного опыта в России.Ключевые слова: проблемы, дети ми...

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...

Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения"

Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения"    На сегодняшний день в связи с обострением экологических проблем в мире, прихо...