Проблемы адаптации детей - мигрантов и пути их решения
статья

Уланова Римма Петровна

АННОТАЦИЯ

План-конспект:

  1. Что такое миграция?
  2. Адаптационные проблемы детей-мигрантов.
  3. Пути решения, опыт зарубежных стран.
  4. Возможность применения зарубежного опыта в России.

Ключевые слова: проблемы, дети мигрантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_adaptatsii_detey-migrantov_i_puti_ih_resheniya.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации детей - мигрантов и пути их решения

Уланова Римма Петровна

Воспитатель Государственного бюджетного образовательного учреждения, детский сад №2 Выборгского района, Санкт-Петербурга

E-mail: ulanka65@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

План-конспект:

  1. Что такое миграция?
  2. Адаптационные проблемы детей-мигрантов.
  3. Пути решения, опыт зарубежных стран.
  4. Возможность применения зарубежного опыта в России.

Ключевые слова: проблемы, дети мигрантов

Термином «миграция» (от лат. migratio – переселение) мы называем перемещение населения либо в границах одной страны (внутренняя миграция), либо из одной страны в другую (международная миграция) Миграция является одной из самых острых проблем современного постиндустриального общества. Это не просто перемещения людей с одного места жительства на другое, а сложное социально-психологическое, этнографическое, экономическое, правовое и политическое явление. Мигранты, становясь весомой частью общества страны, изменяют этнический состав общности страны, в которой живут. Разрешение проблем миграционной политики – проблема, требующая своего незамедлительного решения.

Выделяют три основных фактора миграции:

  1. фактор мобильности (изменение места своего пребывания);
  2. фактор потребностей (стремление к улучшению своего материального и социального положения);
  3. фактор стабильности (стремление к адаптации на новой территории).

Вместе с тем, на новой территории мигранта чаще всего ожидают:

  • тяжелые условия жизни в новой стране:
  • сложности в нахождении работы, 
  • низкая зарплата,
  • негативное отношение  местных жителей,
  • различные националистические группировки,
  • иная культура и  языковая среда,
  • другие правила поведения и многое другое.

Мигранты сталкиваются с двумя видами рисков: социокультурной и социально-психологической адаптацией. Процесс адаптации мигранта связан с привыканием к новым социально-экономическим условиям, которые могут существенно отличаться от привычных. Сначала возникают сложности в акклиматизации, требуется привыкание к бытовой сфере, налаживание межличностных отношений, усвоение культурных и национальных особенностей региона и многое др. Опыт ряда зарубежных стран  и России в том числе, показывает, что приезжие осваиваются на территории, но не полноценно приспосабливаются, а живут маленькими закрытыми обществами – «китайскими кварталами», они находятся в некотором вакууме.  Сами мигранты, не имеющие образования, и их дети часто вообще не говорят на русском языке. Все это затрудняет и поиски работы, и общение с работодателями, и порождает неспособность объяснить свои нужды и потребности. Мигранты часто выполняют самую низкооплачиваемую работу, что приводит к невозможности оплачивать как собственное образование, так и образование своих детей. Тот опыт и знания, которые готова передать  своему ребенку семья мигрантов не соответствует нормам, ценностям и требованиям окружающей реальности, традициям культуры страны пребывания, в частности России. Детей мигрантов с каждым днем становится  больше, однако общество в ряде случаев относится к ним негативно, в том числе  из-за несоответствия их поведения принятым нормам. Психологическая адаптация при вхождении в иную культурную среду является совокупностью психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания.

Однако дети мигрантов  должны пройти через особую разновидность адаптации как приспособления к чему-то новому – через межкультурную адаптацию. Это сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Взрослый человек является сформированной личностью с устоявшейся картиной мира, поэтому он может сохранить себя, быть гибким и изменяться под влиянием самых разных факторов – все это позволит взрослому мигранту достаточно быстро приспособиться к новой среде. Однако, не все так просто с детьми мигрантов, находящимися на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.

Способ адаптации зависит от индивидуальных особенностей, способностей, воспитания и возможностей человека. Невозможность адаптироваться, незнание норм поведения приводит к тому, что ребенок не может утвердить себя как значимого члена этого детского коллектива.

Контакт ребенка-мигранта с детьми может быть  затруднен из-за:

  • невозможности общения на русском языке,
  • незнания правил поведения, что порождает конфликты, неприязненное отношение и т.д.

Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем:

  • недостаточная развитость навыков общения,
  • проявления «мигрантофобии»,
  • трудности освоения образовательной программы,
  • сниженная самооценка.

К психолого-педагогическим проблемам адаптации к новой образовательной среде следует также отнести:

  • сложности отношений детей-мигрантов с педагогами,
  • устойчивая ориентация мальчиков-мигрантов на гендерное превосходство,
  • потеря традиционных норм поведения и замена их девиантным (поведение. которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам),
  • ксенофобия (боязнь незнакомого) среди педагогов.

Вместе с тем, в Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что современный педагог должен уметь работать с разными категориями детей:

  • одаренные дети,
  • дети с ограниченными возможностями,
  • дети, имеющие проблемы в развитии,
  • девиантные, зависимые, социально запущенные, социально уязвимые дети,
  • дети-мигранты, для которых русский язык  не является родным.

Таким образом, педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Значит, необходимо помочь педагогу в адаптации детей-мигрантов к инокультурной среде. Семья в разрешении подобных проблем практически не может помочь ребенку, т.к. родители-мигранты сами не знают русского языка, не знакомы с нормами, правилами и традициями России

Каковы же пути решения этих проблем? В данном вопросе большую помощь может оказать опыт зарубежных стран. Миграция в европейских странах уже на протяжении многих десятилетий остается одним из важнейших социальных процессов. Интенсивность притока иноэтнических мигрантов там резко возросла еще в 60–70-е годы прошлого столетия, тогда как у нас эти процессы усилились лишь в последние два десятилетия. Страны Европы накопили гораздо больше опыта позитивного и негативного – по интеграции мигрантов и их детей в принимающее сообщество. Во многом наши сегодняшние проблемы и трудности схожи с теми, которые испытывали европейские страны еще 10–15 лет назад. В связи с этим представляется важным проанализировать, насколько те или иные модели интеграции мигрантов и их детей применимы в российской системе образования. Поскольку миграционные процессы в Европе не только не ослабевают, но и продолжают набирать обороты, все основные общественные институты, и в первую очередь образование, адаптируются к этой ситуации, предлагают и разрабатывают новые виды услуг. Характерной чертой этих мер по адаптации детей мигрантов, которые принимаются в европейских странах на институциональном уровне, является то, что они учитывают не только этническую, но и социально-экономическую инаковость этих детей.

Адаптационные программы

Составители адаптационных программ из разных стран говорят о недостатке так называемого культурного капитала в семьях мигрантов – это, как правило, выходцы из сельской местности, с невысоким уровнем образования, низким доходом и недостаточным владением языком. В связи с этим образовательные институты берут на себя совершенно новую функцию – компенсаторную, то есть дают детям те знания, навыки и умения, которые те недополучили в ходе внутрисемейной социализации. К решению этой задачи в последнее время все чаще привлекаются дошкольные учреждения и начальная школа, которые раньше фактически не участвовали в процессе адаптации детей мигрантов. Увеличение количества детей, представителей этнического меньшинства на начальной ступени образования сделало необходимым организацию для них группы полного дня, где дети проводят гораздо больше времени, чем в традиционных «утренних» школах, и которые оказывают гораздо большее социализирующее и воспитательное влияние, улучшают показатели успеваемости.

В связи с тем, что часто детям мигрантов уже на начальной ступени образования не хватает необходимых навыков и знаний и их обучение в общей группе бывает затруднено, все большее распространение получают ранние образовательные программы, цель которых подготовить детей из семей мигрантов к школе и улучшить их адаптацию в образовательной среде. Эти программы охватывают весь период дошкольного обучения.

Для детей от 1 до 3 лет предназначены так называемые «home based programs», которые предполагают регулярное посещение представителями социальных служб домов и квартир, где живут мигранты. Родителям оказывается информационная, а иногда и материальная поддержка, их детям, помимо специальных учебных и воспитательных занятий, обеспечивается регулярное медицинское наблюдение и уход.

Детям с 3 лет адресованы «centre-based programs», которые предполагают посещение детьми и их родителями специальных центров раннего развития. Такие центры, впервые появившиеся в США, сегодня успешно действуют в Испании, Германии и Голландии. Обучение в них обычно ведется сразу на двух языках – родном и государственном, и основной задачей является не трансляция как можно большего объема фактических знаний, а создание у детей и родителей необходимых стимулов и мотивации для продолжения учебы и освоения государственного языка.

В Голландии, например, такие центры организуются обычно на базе традиционных детских садов, где формируются гомогенные по этническому составу группы численностью не более 16 человек. С группой работают сразу два преподавателя, один из которых является представителем той же этнической группы, что и члены группы. Обучение ведется преимущественно в игровой форме, а родители имеют возможность получить на дом пособия и дидактические материалы для самостоятельного занятия с детьми.

Подготовка педагогов

Подготовка педагогов к работе с детьми мигрантов является одной из ключевых задач для высших педагогических учреждений Европейского союза. На начальных ступенях образования вводятся должности ассистентов учителя, которые сосредотачивают свои усилия на внеучебной деятельности, помогают детям в выполнении домашних заданий, тесно взаимодействовуют с их родителями. Опыт работы таких ассистентов уже имеется в Нюрнберге (Германия), где эта форма работы является частью муниципальной интеграционной программы.

Культурная адаптация

Решению задачи культурной адаптации детей мигрантов в европейских странах также уделяется огромное внимание. Школа в связи с этим рассматривается как главный агент культурной социализации, причем не только для первого поколения мигрантов – практически все адаптационные программы здесь рассчитаны также и на второе, и даже третье поколение мигрантов. Для уменьшения культурной дистанции в учебные планы вводятся элементы культуры стран эмиграции, для работы в школах все чаще принимаются на работу учителя, имеющие некоренное происхождение.

Финансовая поддержка

Безусловно, для обеспечения всех этих структурных изменений системы образования требуется весьма солидная финансовая поддержка, которую оказывают как государство, так и неправительственные организации.

Например, во Франции с 1998 г. существует система «приоритетных образовательных зон», которым оказывается от государства дополнительная финансовая, организационная и кадровая поддержка.
«Национальный интеграционный план» Германии также оказывает дополнительную поддержку школам с высокой долей мигрантов, привлекая к этой деятельности социальных работников и оказывая дополнительную материальную поддержку учителям, работающим в этих школах.

Помимо государства, немалую поддержку школам, реализующим программы по адаптации мигрантов, оказывают неправительственные организации, благотворительные фонды, мигрантские общины, организации волонтеров.

В Великобритании при многих муниципалитетах существуют службы поддержки этнических меньшинств – организации, состоящие из команды опытных педагогов, которые работают в тесной связи со школами, родителями и этническими сообществами. Подобные организации существуют и в Германии, но здесь они больше ориентированы на внешкольную деятельность – организацию спортивных и культурных мероприятий.

Кроме финансовой поддержки, правительства европейских стран оказывают содействие в проведении исследований, посвященных социокультурной адаптации детей мигрантов в системе образования. Эти исследования рассматриваются здесь как реальная сила, способная помочь в реализации намеченных мер и предложить новые. Регулярно проводятся исследования, посвященные языковой адаптации мигрантов, изучается эффективность различных методик обучения, проходят исследования, призванные оценить принимаемые меры в долгосрочной перспективе.

Адаптационные методики

Кроме того, было доказано, что традиционные дидактические методы, направленные на адаптацию детей мигрантов, имеют свойство «изнашиваться», в связи с чем предлагается использовать целый набор различных методик. И такие методы появляются в европейских школах с завидной регулярностью.

Так, в итальянском Турине уже несколько лет действует проект «e-learning», помогающий детям мигрантов освоить новый для них язык с помощью обучающих  программ, фильмов и тестов.

В Берлине в ряде школ широко применяются методы театрализации, помогающие не только в удобной форме освоить школьные предметы, но также усвоить социальные роли, принятые в данном обществе, изучить язык, в игровой форме способствовать культурной и социальной интеграции детей мигрантов.

Для вновь прибывших мигрантов хорошо зарекомендовали себя так называемые транзитные, или подготовительные, классы, которые существуют уже во многих школах по всей Европе и только недавно появились в качестве эксперимента в ряде московских школ. Главная их цель – ускорить языковую адаптацию, хотя в некоторых школах в «транзитных» классах внимание уделяется и основным школьным предметам. Обучение в таких классах обычно длится около двух лет, и основной задачей является подготовка детей мигрантов к продолжению обучения в обычных классах. Однако практика показала, что часто помощь таким детям требуется и после перехода в общие классы.

Одним из способов продолжить поддержку детей из семей мигрантов является организация при школах специальных обучающих центров – подобные центры уже более 10 лет действуют во многих школах Новой Зеландии. В подобных центрах представители этнических меньшинств получают индивидуальную помощь, делают домашние задания, проходят разного рода тренинги. В работе этих центров обычно принимают участие не только учителя, но и родители из числа волонтеров. Для родителей-мигрантов, которые сами часто не могут помочь своим детям в учебе или проконтролировать выполнение домашних заданий, это, безусловно, огромная поддержка. Многие европейские эксперты считают вовлечение родителей мигрантов в учебную деятельность особенно важным, поскольку, во-первых, это дает им возможность ближе познакомиться с системой образования, а во-вторых, помогает поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.

Успешным примером родительского участия в работе по социокультурной адаптации детей мигрантов является создание в Швейцарии такой формы работы, как культурное посредничество. Она заключается в том, что родители мигрантов, давно освоившиеся на новом месте, помогают вновь прибывшим в налаживании диалога со школой, содействуют их включению в эмигрантское сообщество, дают разного рода дополнительную информацию.

Одной из инновационных форм стало создание в Голландии института этнического воспитания. В роли воспитателей здесь выступают представители этнических меньшинств, закончившие образовательные учреждения страны и успешно адаптировавшиеся к системе образования. Они доступным языком могут рассказать об особенностях системы образования мигрантским семьям и гораздо лучше, чем школьные учителя или социальные работники, понять те трудности, с которыми сталкиваются дети и подростки из этих семей.

Интересной вариацией концепции этнического воспитания стал проект «Образовательная поддержка детей и молодежи с мигрантскими корнями», разработанный в Германии. Здесь в качестве воспитателей выступают студенты педагогических вузов, проходящие практику, – преимущественно те, кто сами происходят из семей мигрантов. Эти люди занимаются семейным консультированием, помогают детям в выполнении домашних заданий, подготовке к экзаменам, организации досуга.

Другая распространенная форма внешкольной поддержки детей и подростков из семей мигрантов – это летние языковые лагеря. Эти лагеря, помимо многочасовой языковой практики, помогают общей социализации детей, их социальной интеграции в новом социуме

Сегодня в ряде стран Западной Европы разрабатываются и постепенно начинают функционировать специализированные формы внешкольной поддержки для талантливых детей из среды мигрантов. В решении этой задачи европейцы в первую очередь опираются на опыт Соединенных Штатов, где программы формирования «миграционной элиты» существуют уже довольно давно. Так, например, программа «Старт», реализуемая в Германии с 2006 г., дает возможность талантливым детям мигрантов из бедных семей освоить компьютер и Интернет, принять участие в специализированных семинарах и культурных мероприятиях. Более старшие школьники имеют возможность познакомиться с деятельностью крупных компаний, банков и других организаций, что помогает им в выборе и построении своей будущей карьеры.

Подводя итоги, нужно в первую очередь отметить широкое разнообразие принимаемых в европейских странах мер по адаптации мигрантов, их комплексный и многогранный характер. К сожалению, приходится констатировать, что в решении этих задач страны Запада ушли далеко вперед, однако есть и оборотная сторона: у нас есть уникальная возможность с учетом российских реалий и особенностей перенять тот позитивный опыт и оригинальные решения, которые были разработаны в этих странах и, напротив, отказаться от тех из них, которые не принесли желаемых результатов. Так, например, уже в нескольких европейских странах (в Венгрии, Италии, Польше) власти решили свести к минимуму или же вовсе отказаться от практики адаптации детей в поликультурных школах (аналог наших национальных школ), так как они, по мнению ряда специалистов, не обеспечивают необходимого уровня интеграции в обществе, а их ученики и выпускники часто чувствуют себя изолированными и беспомощными вне школьных стен.

Если же говорить о позитивном опыте, который можно было бы с успехом применить у нас в стране, то это в первую очередь

  • снижение возрастной планки и начало адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров.
  • вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того чтобы мотивировать их дать детям образование, повысить их компетентность в сфере образования.
  • интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внешкольную деятельность,
  • привлечение к работе по адаптации детей мигрантов самих представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе.
  • привлечение волонтеров из внешкольной среды – из благотворительных ассоциаций, мигрантских общин, спортивных и культурных учреждений для организации работы с талантливыми детьми из мигрантской среды.
  • ускорить подготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов,
  • создание специализированных курсов в педагогических вузах и центрах повышения квалификации,
  • организация практик по работе с такими детьми в ходе обучения студентов.

Список литературы:

  1. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в сфере образования: Европейский опыт и Россия. // Журнал: Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение.
    Издательство: Российский государственный гуманитарный университет (Москва) ISSN: 2073-6401
    [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14932146
  2. Конькина Е.В., Савинова И.А. Адаптация детей мигрантов: способы решения проблемы // Современная педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/12/1998 (дата обращения: 07.06.2018).
  3. Нечаев Е.М. / Риски социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов. // Психология социальных и экологических рисков в современном обществе: материалы Международной науч.-практ. конф. Саратов, 17-18 нояб. 2011 г. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. 108 с.
  4. Профессиональный стандарт педагога. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15Профстандарт_педагога_(проект).pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»

Кто они-гиперактивные дети? Работа с воспитателями, работа с родителями гиперактивных детей....

Проблемы адаптации детей к ДОУ и их решения.

Проблемы адаптации детей к ДОУ...

"Презентация "Проблемы детей - мигрантов и пути их решения"

Основными мотивами эмиграции в Россию являются в основном:•нежелание или невозможность человека жить в тех условиях, в которых он находится в настоящий момент.•угроза его жизни•экономич...

Проблема адаптации детей к школе и пути их решения

Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно там происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, и, если ребенок н...

Проблемы социокультурной адаптации детей мигрантов дошкольного возраста

Комплекс игр и упражнений по адаптации детей мигрантов в дошкольной образовательной организации...

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...