Инновационные подходы в планированию образовательной деятельности с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дукова Мария Николаевна

Данное сообщение содержить опыт работы по организации календарного планирования в группах раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_m.n.dukova.doc50 КБ
Office presentation icon dukova_m.n.ppt665 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные подходы к планированию игровой деятельности

детей раннего возраста»

М.Н.Дукова, старший воспитатель МБДОУ

 «Детский сад № 51» ЭМР Саратовской области

Ранний возраст имеет огромное  значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года  при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; комплексно-тематическим принципом планирования, предполагая реализацию Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в формах, специфических для детей каждой возрастной группы.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);

-общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

-самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

-восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

-двигательная активность.

  Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенной при работе с детьми 1,5 до 3-х лет.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому каждое дошкольное учреждение, разрабатывая Положение о педагогической документации, определяет принципы и структуру планирования.

Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

- объективная оценка содержания работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной  программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с  возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;

-четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;

-выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в дошкольном учреждении отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

Если говорить об организации игровой деятельности в I  половине дня, то необходимо помнить, что утро ребенка в группе складывается из многих моментов (приятных и неприятных). Это, прежде всего важная в воспитательном отношении встреча педагога с детьми и расставание с родителями. Поэтому можно использовать такую форму работы, как «утро радостных встреч»- это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет  расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

-игровой  (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста)

-сюжетной (с использованием различных сюжетов )

- образной (с использование имитационных игр, подражательных действий).

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала НОД дети могли еще играть не менее 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

Организуя совместные игры после завтрака необходимо тщательно продумать их направление, оно   должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящей образовательной деятельности. Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

Согласно режиму дня после непосредственно образовательной деятельности и 2-го завтрака проводится прогулка: с детьми организуют наблюдения, трудовые поручения, работу над основными видами движений, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

Необходимо помнить, что одним из ведущих принципов организации игр на прогулке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Педагоги  выбирают подвижные игры, ориентируясь  на условия, состояние погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им  отдых.

Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самостоятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, развивающие  задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

В играх детей со строительным материалом (образовательная область  «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

Настольные игры со шнуровкой и застежками, липучками, например  «Помоги ёжику собрать яблоки», «Разноцветная поляна» и др. развивают мелкую моторику, способствуют развитию произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.   С помощью данных игр вы можете совершенствовать сенсорные представления ребенка, закреплять понятия цвет, форма, величина                                                                

Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Они могут быть организованы как в утренние часы, так и во второй половине дня. Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.    

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и  всю группу детей.

В данном виде деятельности у детей прививается интерес  к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков. 

Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни  позволяет нам сделать следующие выводы:

Использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности  и в  самостоятельной деятельности, позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста»

Слайд 2

Ранний возраст имеет огромное значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования, с применением разнообразных форм , специфических для детей каждой возрастной группы.

Слайд 4

В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности: В предметной деятельности и в играх с составными и динамическими игрушками;

Слайд 5

В процессе экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.)

Слайд 6

В процессе общения со взрослыми и в совместных играх с детьми под руководством взрослого

Слайд 7

В процессе самообслуживания и действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.) I

Слайд 8

В процессе восприятия музыки, стихотворений, сказок, рассматривания картинок

Слайд 9

В процессе двигательной активности

Слайд 10

Условия планирования образовательной работы с детьми раннего возраста - объективная оценка содержания работы в момент планирования; - выделение целей и задач планирования на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ; -четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах, прописанных в ФГОС ДО; -выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Слайд 11

Чтобы образовательная деятельность в группах раннего возраста отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни. «Утро радостных встреч» -это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

Слайд 12

Организация утренней гимнастики в различных формах Игровой (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста); Сюжетной (с использованием различных сюжетов, например «Птички». «Часики», «Пузырь»); Образной, например «По узенькой дорожке», «Паровозик», «Дети водят хоровод», «Поедем в лес» и т.д..

Слайд 13

Особое внимание следует уделять характеру игр после завтрака: Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию , что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае следует уделять внимание спокойным (настольным, дидактическим) играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.).

Слайд 14

Организация прогулки: наблюдения, трудовые поручения, работа над основными движениями, возможна индивидуальная работа по различным видам деятельности, игры -

Слайд 15

При организации игр на прогулке необходимо учитывать: Сезонность; Тематическое планирование; Состояние здоровья, уровень развития детей; То, как одеты дети; Условия на участке; Состояние погодных условий; Динамику игр;

Слайд 16

Игровая деятельность во II половине дня Дидактические игры; Строительные игры ; Настольно-печатные игры; Игры на развитие мелкой моторики; Сюжетно-отобразительные игры; Игры-драмматизации

Слайд 17

Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

Слайд 18

В играх детей со строительным материалом (образовательная область «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

Слайд 19

Игры на развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания

Слайд 20

Сюжетно-отобразительные игры, позволят получить опыт общения со сверстниками и взрослыми

Слайд 21

Игра-драмматизации, позволят прививать интерес к русским народным сказкам, желание слушать их.

Слайд 22

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Слайд 23

Качественно спланированная и организованная игровая деятельность позволит педагогу в непринужденной форме: активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание, воображение и речь ребенка раннего возраста; Воспитывать игровую и творческую инициативу, доброжелательность и трудолюбие

Слайд 24

Своевременное изменение игровой среды, правильный подбор игрушек и игрового материала помогут: Закрепить в памяти полученные впечатления при знакомстве с окружающими предметами; Развивать у детей самостоятельность; Развивать умение творчески решать игровые задачи, побуждать к различным способам воспроизведения действительности в игре

Слайд 25

При правильной педагогическом воздействии на формирование игровой деятельности дети к трем годам: Начинают увлеченно играть, отображая окружающий мир и повседневный быт; Самостоятельно ставить игровые задачи и реализовывать их; Использовать разнообразные предметы для воспроизведения действительности; Овладевают действиями с сюжетными игрушками; Начинают применять предметы-заместители; Адаптируясь к воображаемым предметным ситуация, переходят на обозначение предметов и действий словом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»

В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...

Инновационные подходы в музыкально-хореографической деятельности с детьми дошкольного возраста

В дошкольном образовательном учреждении ритмика и хореография применяется как средство здоровье сбережения ребенка. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ч...

Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста...

итоговая работа НОД "Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Дружная семейка" по речевому развитию...

ЦИКЛОГРАММА планирования образовательной деятельности с детьми раннего возраста (1-2 года) в ходе режимных моментов

Планирование и организация образовательной деятельности  с детьми раннего возраста (1-2 лет) должно быть:направлено на уникальность ребенка, ориентироваться на возрастные потребности в игре,иссле...