конспект Царица загадок по ФГОС
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Годованец Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 19»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Царица загадок». 

(средняя возрастная группа)

Воспитатель:  

                                                                           Годованец Татьяна Ивановна

2016 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Примерная основная образовательная программа: «Мир открытий», технология ТРИЗ-ОТСМ.

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «Царица загадок».

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного , причинного мышления; памяти и воображения у детей.

Задачи:

формировать представления о происхождении загадок и их создании, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя;

развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию –воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к русскому фольклору.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: кукла «Царица Загадок», модель для придумывания загадок, картинки: ёлка, снежинка, пальто, ёжик.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

- Здравствуйте,  дети! У нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, это Царица Загадок. Давайте поздороваемся с ней.

- Как вы думаете, откуда она у нас появилась?  

- Воспитатель: Она прилетела к нам из волшебной страны Отгадайка. В этой стране все любят загадывать и отгадывать загадки. Наша гостья очень любит загадывать загадки, а вы любите отгадывать загадки?

Дети здороваются.

Дети садятся на стульчики

Дети говорят свои ответы.

Дети: Да.

II. Основная часть

Воспитатель загадывает 3 загадки про зиму.

Наступили холода. 
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...

 Воспитатель: Вы знаете, Царица не только любит загадывать загадки, но и придумывать их, и сегодня она хотела бы, чтобы вы помогли ей придумать несколько загадок. У меня есть несколько картинок. Поможем  Царице придумать загадки?

                                                                                         

Дети: Зимой

Дети: Санки

Дети: Снег.

Дети: да!

- Воспитатель предлагает детям составить загадку о елке.

 Значение признака в средней части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части  зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель

Признак                         Какой?             Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект - елка.

Воспитатель задает вопросы:        

- Какой вопрос задает этот значок?  

-Какая елка  по цвету?

Воспитатель записывает букву «З» в первой строчке средней части таблицы.

-Какой вопрос задает этот значок?

- Какая елка по рельефу?                                                         (заполняется вторая строчка средней части таблицы).

-Какой вопрос задает этот значок?  

- Какая она по форме?                                                               (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

-Что бывает таким же?

Признак                            Какая?                  Что бывает таким же?

Цвет                                   Зеленая    

      

Рельеф                               Колючая  

       

Форма                             Треугольная   

 

Далее дети выбирают признаки.

Какой объект по цвету?

- Зеленая.

                                                                                 –Какой объект по рельефу?

- Колючая

                                                          -Какой объект по форме?

треугольная

                                                                         

(ответы детей)      Яблоко, лягушка, кузнечик, огурец

                                                                           (ответы детей)       Еж, кактус, игла

(ответы детей)    Сыр, крыша, пирамида

 После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про елку: "Зеленая ,как  яблоко, треугольная , как  сыр, колючая, но не ежик". ( Воспитатель «записывает результат для Царицы Загадок»)

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. (пальчиковая гимнастика)

Шел один я по дорожке,                                                                                                                                                   А со мной мои две ножки,                                                                                                                                           Вдруг на встречу три мышонка,                                                                                                                                           Ой, мы видели котенка,                                                                                                                                                                        У него четыре лапки,                                                                                                                                                               А на лапках острые царапки,                                                                                                                                                  Один, два, три, четыре, пять,                                                                                                                                        Нужно быстро убегать.

 

 

После отдыха дети таким же образом составляют загадки на слова снежинка, шапка.

Снежинка.

Признак                    Какая?      Что бывает таким же?

Цвет                            белый        

Форма                         круглая      

 

Температура              холодная    

Загадка-                                                                                                                                                                                   Белая, как заяц                                                                                                                                                             Круглая, как блин,                                                                                                                                                          Холодная, но не мороженое.

Пальто.

Признак                      Какое?                         Что бывает таким же?

Форма                       прямоугольное      

Цвет                           серое      

      

Размер                      большое          

Загадка –                                                                                                                                                                   Прямоугольное, как книга                                                                                                                                                                                                                                            Серое, как дорога                                                                                                                                                                             Большое, но не дом.

(ответы детей)      заяц, мел, облако

(ответы детей)                 мяч, арбуз, блин

(ответы детей)              мороженое, холодильник, лед

(ответы детей)          книга, коробка, телевизор

                                                                                (ответы детей)            мышь, волк, дорога

                                                                                    (ответы детей)             дом, медведь, машина

 Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

III. Заключительная часть

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с Царицей Загадок и отдают ей придуманные ими загадки -

-Понравилось ли Вам гостить у нас?

-Что мы  с вами сегодня делали?

- А на память о нашей встрече возьмите эти загадки  себе на память.

До новых встреч!

Дети прощаются с Царицей Загадок и отдают ей придуманные ими загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»

Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....

Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....

конспект в соответствии с ФГОС в седней группе по пластилинографии "Дорожное движение: светофор"

конспект нетадиционной технике пластилиногафии для средней группы по теме :"Дорожное движение:светофор"Познакомить детей с дорожными знаками,закрепить умение работать в технике пластилинография....

Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....

Конспект ООД "Царица Загадок"

Занятие направлено на формирования у детей осознанного отношения к процессу составления загадок с использованием ТРИЗ-технологии...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. ТЕМА: «В гости к Царице Загадок.»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. ТЕМА: «В гости к Царице Загадок.»Образовательные задачи:  1.Активизировать и расширять словарь детей.2.Усвоение детьми обо...

План-конспекта«Составление загадок по моделям».

учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям....