Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"
статья (старшая группа) на тему

Бордавкова Виктория Викторовна

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Бордавкова Виктория Викторовна,

Воспитатель

МБУ детский сад № 138 «Дубравушка», г. Тольятти

Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество                                                                     ДОУ, библиотеки и семьи.                                                                                                      

«Книги-это корабли мысли,                                                                                                                        странствующие по волнам времени и                                                                                                                бережно несущие свой драгоценный груз                                                                                                                от поколения к поколению».                                                                

 Фрэнсис Бекон

         Проблема: в нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

         Актуальность проблемы: Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

         Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач:

  • Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей
  • Сформировать у детей интерес к библиотеке
  • Способствовать зарождению традиций семейного чтения
  • Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге
  • Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей
  • Способствовать развитию памяти, речи, внимания
  • Развитие литературной речи
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

         Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
        Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искали ответ и педагоги  ДОУ. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.                                                                                                                      

        Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для достижения эффективных результатов.

        В нашей работе мы основываемся на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

         Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

         Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

         Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

         Особое внимание отводили консультациям и круглым столам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – читающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнавали и открывали своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды. 

         В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

         Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

         Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

         Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.       

         В течение периода с 2014 по сегодняшний день  библиотека «Берегиня» и ДОУ "Дубравушка" работают над продвижением чтения дошкольников. Для этого разработан проект "Сказочный рюкзачок". Он реализуется вне привычного библиотечного пространства, т.е. через детский сад.

        - Суть проекта состоит в том, что в группу передается "Сказочный рюкзачок". Это яркий ранец, в который помещаются новые детские книги.

        Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы.

        Программа проекта начинается с представлением электронной презентации "Чтение с увлечением" и передачи рюкзачка в группу.

        Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группе  проводятся  массовые мероприятия, выставки творческих работ детей и родителей.

      Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий

         В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год и включает разнообразные формы работы.

         На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

  • Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей. 
  • Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
  • Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутке.
  • Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  • Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
  • Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми
  • Экскурсии в библиотеку
  • Посещение мини-музея в библиотеке
  • Выставки рисунков и поделок
  • Совместные праздники – «Библиотечная продленка»
  • Организация кружковой деятельности
  • Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашегодетства».
  • Акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку».
  1. Взаимодействие педагогов:
  • Совместные педагогические советы ДОУ и библиотеки
  • Семинары, мастер классы
  • Совместная разработка кружковой деятельности

  1. Работа с родителями:
  • Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки
  • Дискуссионные встречи, педагогические гостиные
  • Вечера вопросов и ответов
  • Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».
  • Творческие мастерские
  • Семейные встречи - «Воскресенье в библиотеке» и т.д.
  • Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т.д.)

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно ожидать высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.

Формы работы ДОУ и родителей:

  1. Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к книге».

  2. Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать ребенку дома? » «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя».

 3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка – библиотеки в группе.

  4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родителями

  5. Привлечь родителей к подготовке и проведению литературного праздников, литературной викторины.

 6. Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок, выставок книг.

     - фотографии (экскурсия в детскую библиотеку, литературный праздник) ;

     - рисунки детей совместно с родителями ;

     - оснащение библиотеки новыми книгами ;

     - литературный праздник, викторина.

  7.Родительские гостиные:  «Наш лучший друг – книга»

          Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

            Интересные формы работы.

          Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей.

           Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.

          Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

           Создание « Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

            Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Ребята из подготовительных групп  создали стенгазету «В стране дедушки Бажова», где разместили свои рисунки и поделки единым сюжетом.

           Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести презентацию этих книг.

          Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Можно провести специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2007 г. «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнилось 85 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 150 лет; «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена праздновал 170-летие.

            Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Так, над макетами «Золотого ключика», «Серебряного копытца», «Каменного цветка» работали как сами дошкольники, так и педагоги.

          Интересным оказался конкурс книжек-малюток и новогодних открыток разных городов.

            Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, например книгу Н.А.Некрасова 1941г. издания; книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

            Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

И заключительной формой является то, что дети при помощи конструктора LEGO Education сочиняют свое продолжение сказки и строят из конструктора, а затем создают комиксы при помощи программы Story Visualizer.

Взаимодействие с социумом:

Участия в конкурсах чтецов

Поездка в театр

Экскурсия в книжный магазин

Ожидаемый результат

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

          Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Нам удалось воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Совершенствовали художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Литература

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение,1996г.                                                                                                                                10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки  чтения.                                                                                                              11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование.2010.№6.                                                                                                                                                        13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1          14. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 2007г.                                                                                                15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г


           



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....

Консультация на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи".

В статье рассматривается вопрос о том, как вызвать интерес к чтению у дошкольников через сотрудничество библиотеки и семьи. Выделяются и описываются способы взаимодействия библиотеки и детского сада, ...

статья Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.

Совместное  чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.Жел...

проект: « Приобщение дошкольников к книге через сотрудничество с библиотекой»

В современном обществе на смену книгам всё чаще приходят компьютеры. Книги становятся невостребованными. Современному родителю проще нажать  кнопку пульта,  чем прочитать своему ребёнку...