Концепция по теме: «Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи»
материал

Васильева Ольга Сергеевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_v_vorde.docx57.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ:

на конкурс «Учитель года-2019»

номинация «Воспитатель года»

«Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи»


                                                                       

                                                                              Выполнила: Васильева О.С                            воспитатель МДОУ

                                                                                         «Детский сад №15

                                                                                                          комбинированного вида»

г.Луга

2019 г.

Актуальность и причины                              

 Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке

Причины этого:                                                                              

1.Техника (видео, аудио, компьютерная)

2. Нехватка времени у родителей.                                      

3. Не читающие родители.

Значение художественной литературы

  •  Художественная литература играет большую роль в личностном

развитии человека.

- Огромно и ее

  •  воспитательное,
  •  познавательное
  •  развивающее
  •  и эстетическое значение,

Я считаю, что книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его

мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё

последующее знакомство с огромным литературным наследием будет

опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном

возрасте.

 Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых открыть в ребенке талант читателя".  

Цель

моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию

устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе

через создание единой системы работы между ДОО, библиотекой и семьей.

 Я поставили перед собой задачи:

  • Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к

книге через взаимодействие всех участников образовательного

процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей

  • Сформировать у детей интерес к библиотеке
  • Способствовать зарождению традиций семейного чтения
  • Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как

результату труда многих людей

  • Способствовать развитию памяти, речи, внимания, развитие

художественного восприятия и эстетического вкуса.

В своей работе я полагаюсь на следующие принципы:

  • Наглядности
  • Доступности
  • Интерактивноти
  • Вариативности
  • Системности
  • Партнерства

Я определила направления работы

                      Направления

                                     С библиотекой                             С родителями

         С детьми

Я разработала план работы с детьми; (см. Приложение № 1)

План работы с библиотекой; (см. Приложение № 2)

План работы с родителями; (см. Приложение № 3)

1 направление – Работа с детьми (строится по разделам)

1 раздел - Книга и мир видеотехники

Я пошла хитрым путем. Решила заинтересовать детей книгой, худ-ой лит-рой через компьютер.

  • Предлагаю детям смотреть и слушать, как читают стихи и сказки актеры (выразительно с жестикуляцией)

 Например такие актеры, как:

- С. Крючкова (читает А. Барто и К. И. Чуковского)

- Ю. Пересильд, Д. Козловский , Д. Хрусталев – дети постоянно их видят  на экране телевизора, любят их (читают стихи современных детских авторов, например А. Орловой)

Предлагаю детям к просмотру отрывки из передачи «Лучше всех», где читают стихи дети их возраста. Детям интересно и они хотят им подражать, это вызывает интерес к чтению.

  • Интерактивные игры

- «Найди героев сказки»                                                                        

- «Найди произведение данного автора»

- «Что из чего сделано»

- «Кто где живет» и др.

  • Использую мнемотаблицы

 ребята разгадывают названия сказок, героев, заучивают стихи, пересказывают произведения      

- «Семья»

- «Кто это?»

- «Расскажи сказку» и т.д.

  • Нам с детьми очень нравится составлять синквейны - это один из эффективных методов в развитии речи детей, составления описательных рассказов, здесь очень здорово проявляется детское словотворчество. Я использую для описания литературных героев. Синквейн пришел к нам из Америки, это нерифмованное стихотворение.

                             

  • Создана видеобиблиотека  детских произведений русских авторов В. Катаев «Цветик семицветик»; К. Чуковский «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр» и др.; Н.Носов «Живая шляпа», «Огурцы» и др.; В.Драгунский «Мишкина каша», «Он живой и светится» и др.;не только русских, но и зарубежных Ш. Пьеро «Красная шапочка», «Кот в саплгах», «Золушка» и др.; Х.К.Андерсен «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и др.

                                htts://www.detiam.com/библиотечка/

2 раздел – Ознакомление с художественной литературой.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разнообразные формы и методы:

         • выразительное чтение воспитателя;

  • использование иллюстративного комментария;
  • совместные праздники и развлечения;
  • сюжетно-ролевые игры и игры драматизации по сюжетам литературных произведений;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • иллюстрирование художественных произведений (продуктивная
  • деятельность)
  • литературные викторины, КВН
  • экскурсии в библиотеку
  • использование элементов ТРИЗа

                 

                                         Элементы ТРИЗа

                                                                                                       Мозговой штурм

  Метод фокальных

         объектов                                                                         Цель: Учить детей

                                                      Морфологический           решать проблемы

Цель: Усовершенст-                             анализ                     стимулируя творчес-

вовать объект, пере-                                                              кую активность.

неся на него свойства        Цель: Выявить все воз-           Игры: «Подумай, что

другого объекта.                 можные варианты решения    можно сделать, чем

Игры: «Летающее ябло-   данной проблемы.                    помочь»;

ко» - ему нужны крылья;   Игры:                                       «Сказка по-новому»;

«Бегающее яблоко» - вы-  «Сказка наоборот»;                 «Сказка про самого

росли ножки;                      «Салат из сказок»;                    себя»;

«Смеющееся яблоко» -      «Сочини свою сказку»;           «Придумай продол-

должны быть глаза и         «Перепиши плохие                   жение»;

 рот;                                      моменты в сказке».                 «А что было бы

«Если бы у колобка                                                               если……».

были крылья, то……».

Благодаря использованием элементов ТРИЗа дети учатся:

видеть проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, правильно и грамотно ставить вопросы, классифицировать и самостоятельно проводить эксперименты.

          Формы работы по приобщению детей к книге

  • оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей
  • оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.          
  • занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
  • Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей.
  • Детям очень нравятся игры-драматизации, где они могут исполнить роль «артиста». Театрализованные игры-воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствую внимание, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.
  • «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2019 г. «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнилось 97 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 162 года; «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена отпразднует 182-года.

                      2 направление – Сотрудничество ДОО с библиотекой

Между детским садом и библиотекой заключен договор.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление

нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки

социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.

Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

  • Во время пребывания в библиотеке, ребята выступают в роли слушателей, а читают им сотрудники библиотеки.
  • Смотрят театрализованные представления (кукольные театры).
  • Играют в подвижные игры. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутках.
  •  Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  •  Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видео презентации, в которых в доступной для детей форме

рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

    Занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и

познавательно.

 В. Познер рассказывал о том, что в Финляндии есть библиобус, который ездит по деревням и развозит разную литературу для того, чтобы люди больше читали.

На примере этого мы создали библиосумку, в которую складываем книги, взятые в библиотеке и разносим по группам.

  1. Направление - Работа с родителями

   Современные родители – это дети 90-х годов. Это перестройка, кризис; обществу было не до библиотек и книг. Нужно было выживать в жестких условиях. Поэтому выросло поколение не читающих людей. Дети не видят пример читающего родителя, поэтому передо мной стоит двойная задача: не только заинтересовать детей книгой, но ещё и убеждать, просвещать родителей о путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Ведь от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Родители, являются партнерами в моей работе.

Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить

  • на информационно-аналитические,
  • познавательные,
  • досуговые,                                                            
  • наглядно-информационные.                                

 познавательные

  • Дискуссия («Волшебный мир книг», «Развитие эстетических чувств ребенка через поэзию» и т. д.)
  • Деловая игра («Рассматривание проблемных ситуаций для формирования нравственных качеств ребенка»)
  • Круглый стол («Формирование экологических представлений посредствам чтения рассказов В. Бианки, Е. Чарушина», «Роль загадки в развитии ребенка» и.д.)
  • Мастер-класс («Как правильно читать детям книги», «Прочитай и обсуди», «Как правильно задавать вопросы по прочитанному» и т.д.)
  • Семинар, консультация («Возрадим семейные традиции чтения вслух», «Совместные походы в театр, кино», «Вместе придумываем новую сказку» и.т.д.

   досуговые

  Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми.

  • Литературная гостиная («Знакомство с новым автором, новым произведением»)
  • Праздники, развлечения, ток-шоу
  • Выставки творческих работ и фотографий

 наглядно-информационные

 Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой.

  • Уголки
  • Стенды
  • Папки-передвижки
  • Сайт детского сада и группы
  • «День открытых детей»
  • Выпуск газет и буклетов

Хочу остановиться на более интересных.

У нас есть «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).  

                                             

Эти формы работы позволили мне изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, установить контакт с членами семьи.

Нами создана «Читалочка», куда родители записывают произведения, которые прочитали детям это стимулирует и других родителей читать детям.

         Результат работы:

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре

дала ощутимые результаты:

  • пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.
  • дети стали испытывать сострадание и сочувствие к героям книг.
  • дети знают и выполняют правила обращения с книгами.
  • дети интересуются книгами, иллюстрациями.

Не могу сказать, что все побежали в библиотеку, но родители понимают, что проблема есть. Я надеюсь, что интерес к книге будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Закончить свое выступление я хочу стихотворением детского современного поэта Марии Рупасовой    «Мама вышла в интернет»

                   

  Мама дома?                                                            
    Мамы нет.
         Мама вышла.
               В интернет.

Мама ищет
    В интернете,
        Как дела
              На белом свете.

Кофе пьет,
    Глазами водит -
        Что там в мире
              Происходит?

Мама, я тебе
    Скажу! 
         В мире 
                Я  происхожу!

Конечно в современном мире мы не можем обойтись без компьютеров. Самое главное, чтобы они использовались в полезном  назначении, чтобы родители вспомнили о том, что кроме соцсетей и интернет магазинов в интернете есть много нужной и полезной информации, чтобы родители нашли интересные электронные книги провели время вместе с детьми с пользой.

«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».

                                                 Уильям Мейкпис Теккерей (англ. писатель 19в.)


Список литературы:

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение,1996г.                                                                                                                                10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки  чтения.                                                                                                              11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование.2010.№6.                                                                                                                                                        13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1          14. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 2007г.                                                                                                15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...

проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....

Консультация на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи".

В статье рассматривается вопрос о том, как вызвать интерес к чтению у дошкольников через сотрудничество библиотеки и семьи. Выделяются и описываются способы взаимодействия библиотеки и детского сада, ...

статья Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.

Совместное  чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.Жел...

проект: « Приобщение дошкольников к книге через сотрудничество с библиотекой»

В современном обществе на смену книгам всё чаще приходят компьютеры. Книги становятся невостребованными. Современному родителю проще нажать  кнопку пульта,  чем прочитать своему ребёнку...