План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"
методическая разработка по теме

Илларионова Ксения Евгеньевна

Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебный песок»

Педагог-мастер: педагог-психолог Илларионова К.Е.

Продолжительность мастер-класса: 40 мин.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей детей среднего дошкольного возраста в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с использованием песочной терапии в коррекционно-образовательном процессе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения,
  2. Стимулировать интерес родителей к вариантам использования элементов песочной терапии в совместной деятельности с детьми,
  3. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений

Методы и приемы:

  1. Активизация деятельности участников: упражнение «Моя и мамина рука»,
  2. Видеоролик «Красивые рисунки песком»
  3. Вводная беседа «В чем сила песка?»
  4. Практические упражнения «Здравствуй, песок!», «Песочный круг», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Песочные прятки»
  5. Видеоролик «Кинетический песок»
  6. Самоанализ педагога-мастера
  7. Вопросы участников
  8. Демонстрация электронной презентации «Волшебный песок»

Ресурсное обеспечение: ящик с песком, глубокие тарелочки для индивидуальной работы, наборы миниатюрных фигурок, шариков, камушков для игр с песком, медиаустановка (проектор, ноутбук, экран), электронная презентация «Волшебный песок», буклеты для родителей «Волшебный песок».

Список литературы:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку».

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

5. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».

6. Большебратская Э. Э. «Песочная терапия».

Ход мастер-класса

  1. Водная часть

- Приветствие участников мастер-класса

Педагог-мастер: Добрый день, уважаемые папы, мамы, мальчики и девочки. Мы вновь встретились в нашем родительском клубе «Дружная семейка». А значит, вас вновь ждет что-то интересное, полезное и занимательное.

- Постановка целей и задач

Педагог-мастер: Сегодня я познакомлю вас с песочной терапией, расскажу об ее эффективном использовании в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения в условиях детского сада, дам рекомендации по использованию элементов песочной терапии в домашних условиях. Также мы вместе с вашими детьми поиграем с песком.

- Активизация участников мастер-класса (родителей и детей)

Педагог-мастер: Сегодня наше занятие особенно интересно, потому что в нем участвуют наши замечательные дети. Перед тем, как приступить непосредственно к работе, давайте немножко поиграем друг с другом.

Упражнение «Моя и мамина рука»

Родителю и ребенку предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

  1. «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
  2. Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
  3. Померятся силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
  4. Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго - вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  5. Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

Педагог-мастер: Здорово у вас получилось! Предлагаю немного отдохнуть и просмотреть небольшой видеоролик «Красивые рисунки песком».

  1. Основная часть

- Демонстрация электронной презентации «Волшебный песок»

Педагог-мастер: Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

В чем сила песка?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок – демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;
  • песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  • Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
  • Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  • Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  • Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (внимание, память).
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • Развивать умение действовать по инструкции.
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  • Воспитывать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
  • «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Показания к применению

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами

  • Трудности в общении
  • Взаимоотношения детей и родителей
  • Кризисные ситуации (развод, переезд и др.)
  • Психологические травмы
  • Расстройства настроения
  • Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства
  • Проблемы поведения (агрессия и др.)
  • Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

Необходимое оборудование для проведения игр с песком:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик

Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком

2. Чистый, просеянный песок

Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком

заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»

3. Цветной песок

Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим

4. Цветная морская соль

Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи

Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

Сказочные герои (злые и добрые)

Бросовый материал (флаконы из-под духов, пробки)

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

- Практическое занятие с участниками мастер-класса

Педагог-мастер: А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители и ребята, поиграть с песком. (Раздает каждой паре «родитель - ребенок» глубокие тарелочки с песком и наборы миниатюрных фигурок)

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Различными способами дотронуться до песка:

1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Ребенок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной ее стороной.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель - развитие тактильной чувствительности, воображения.

1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»).

5. «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение «Узоры на песке»

Цель - закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры - взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель - развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Педагог-мастер: Перед тем как закончить нашу встречу, я хочу показать вам еще один видеосюжет, в котором рассказывается про кинетический песок, как об одном из инновационных видов песка для работы с детьми.

  1. Заключительная часть

- Самоанализ

Педагог-мастер: Уважаемые родители, мальчики и девочки. Сегодня мы провели интересное занятие, поиграли с песком в разные полезные игры. Я рассказала вам о песочной терапии, постаралась убедить вас в эффективности этого малозатратного, но при этом несущего массу положительных эмоций способа общения с детьми. Таким образом, я считаю, что мы смогли достичь цели нашего мастер-класса. А теперь предлагаю вам задать интересующие вас или возникшие в ходе мастер-класса вопросы по теме.

- Вопросы участников по проведенному занятию

- Заключительное слово

Педагог-мастер: На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за внимание и активное участие! Желаю вам побольше радостных моментов в отношениях с вашими детками и душевного благополучия! Ждем вас снова на встречах нашего клуба. (Педагог вручает буклеты и прощается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

Мастер - класс для родителей воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Волшебный песок»

Цель данного мастер -класса - повышение педагогической  компетентности родителей детей дошкольного возраста  в вопросах использования песочной терапии с детьми в совместной деятельности с де...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...