Речевые упражнения для детей среднего возраста
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Нуркенова Камила Жололиддиновна

Речевые упражнения подобранные для детей 4-5 летнего возраста, способствуют эффективному развитию коммуникации и социализации. Что в свою очереь благоприятно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_uprazhneniya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

   1. « Чудесный мешочек»

 В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет); рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;

В мешочке лежат следующие предметы : машина, мяч, заяц, собака, кубик, кружка, лошадь.

2.Игры с мячом:

  • « Скажи ласково» Цель: учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом). Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Способствовать формированию представлений о культуре речи. :  мяч, машина, стул, воробей, кукла, шапка, собака.
  • « Один-много» :  обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; формировать грамматический строй речи ,лексическую систему слов;
    -закрепить умения согласовывать слова;
    -развивать внимание, память, мышление, речь :  ложка, гусь, карандаш, котенок, дерево, картина, велосипед.
  • « Скажи наоборот»   :  научить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Игра способствует расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.
    Дерево высокое, а куст …
    Дорога широкая, а тропинка …
    Летом нужна летняя одежда, а зимой …
    Пирожное сладкое, а лекарство …
    Ночью темно, а днем …
    У волка хвост длинный, а у зайца …
    Чай горячий, а лед …
    Летом жарко, а зимой …

3. « Опиши картину» : Средний дошкольный возраст. Цель: развитие связной речи ,  совершенствовать у детей умение описывать изображенное на картине .Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.…

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.                                                 Воспитатель говорит, что сегодня утром в детский сад приходил почтальон и принес нам открытку. Давайте посмотрим  что на ней.

Картина «Собака и щенок» :

-Кто нарисован на этой картине ?

-Какая собака?

-Что она делает?

-Кто лежит около собаки?

-Какой щенок ? Сколько щенков ?

-Щенок маленький, а собака какая?

-Куда смотрят собака и щенок?

-Где живут собаки?

-Какое это животное?

Образец : Это собака со щенком. Собака  большая, добрая.  Она стоит и  смотрит на улицу. У нее один щенок. Он маленький, неуклюжий. Щенок лежит около мамы. Собака  с щенком –это домашние животные, они охраняют дом. Они мне очень нравятся.

-Кто хочет попробовать рассказать о собаке со щенком ?

4.Физминутка : выполняем  веселые упражнения и учимся правильному произношению звуков:

--- Вышли уточки на луг, кря—кря---кря, кря ---кря ---кря,

---Пролетел веселый жук, ж--- ж---ж, ж---ж --- ж,

--- Гуси шеи выгибают, га --- га --- га, га --- га --- га,

--- Их собачка догоняет, р --- р --- р, р --- р --- р,

---Зашептал в воде камыш, ш--- ш --- ш, ш --- ш --- ш,

--- И опять настала тишь, ш ---ш --- ш, ш --- ш --- ш.

5. « Хлопни, если услышишь звук (ш)»:  Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.                                                     Воспитатель :Ребята , вы умеете внимательно слушать ?Я сейчас проверю. Я  буду медленно  произносить слова, и если вы услышите, что в слове есть звук (ш), то хлопните в ладоши.

 Машина, стол , матрешка,  чебурашка  , лопата, кукла, кошка, буратино , клюшка, сушка.

Речевые упражнения

для средней группы.

Подготовила: Нуркенова К.Ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека общеразвивающих упражнений для детей среднего возраста

Непосредственная образовательная область "Физическая культура" Картотека  общеразвивающих упражнений для детей средней группы детского сада...

Словесные игры, речевые упражнения для детей старшего возраста

laquo;Путешествие по стране Красноречия». Занятие № 1.Ввод. Хором.Кто хочет разговаривать, тот должен выговариватьВсё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.1.Чистоговорки./ря/ - 3 раз...

Методическая разработка. Комплекс общеразвивающих упражнений для детей среднего возраста.

Данный материал направлен на помощь педагогам в проведении урока физкультуры в средней группе детского сада в отсутствие тренера по физической культуре. В нем подробно описан ход занятия с конкретными...

Общеразвивающие упражнения для детей среднего возраста

Общеразвивающие упражнения для детей среднего возраста...

Рекомендация для родителей воспитанников средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»

     Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия....