Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.
статья (старшая группа) на тему

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

В настоящее время возникла необходимость в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Это одна из  важнейших задач  систематического, целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики, ведь сегодня проблема воспитания гражданина, является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой  и практикой.

Стало очевидным, что проблема роста преступности, без духовности не решить ни экономически, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.

Вопросы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине всегда стояли в центре внимания педагогов на протяжении всей истории развития человечества. Историческая миссия российского патриотизма, согласно Концепции новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, заключается в том, что он, духовный ориентир современных поколений граждан России, возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности героическое прошлое   России [ 1 ].

Любовь и уважение к родной стране необходимо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, отсутствие теоритических и методических разработок в имеющийся методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей свою полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Исходя из этого, мы разработали дополнительно свою программу, по изобразительной деятельности: «Ракета», «Парад», «Самолеты», «Поздравительная открытка», «Салют», «Военные корабли», «Звезда», «Застава», «Корабль», «Наша армия», «Солдат на посту», «Корабли на рейде», «Памятники героям», «Парашютисты».

Цель нашей работы: формировать человека, как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, за свой народ, воспитание творчески развитой личности.

Помочь детям узнать и различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности, высказывать свое мнение об искусстве, понимать его назначение в жизни людей.

Научить детей самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное  в  окружающем мире, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом. Закрепить представление у детей о том, что каждый человек может создать прекрасное и этим доставить большую радость людям. Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное  творчество – это не просто изображение какого-то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценка его положительного или отрицательного характера.

Задача – научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна.

Искусство в современном обществе рассматривается как средство, способное одухотворять труд людей, сформировать здоровые потребности, высокий эстетический вкус, создать надежный заслон для проникновения в духовный мир наших детей безыдейности, безвкусицы.

Мы разработали долгосрочный проект гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами знаменательных дат «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна».

Вид проекта – практико – ориентированный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Цель нашего проекта: гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам праздничных дат.

Задачи проекта:

Обучать: развитию познавательного интереса к своей малой родине, через  различные формы работы.

Развивать: чувства ответственности и гордости, воображение, наблюдательность.

Воспитывать: любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, друзьям.

        Таким образом, проект «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна» способен раскрыть в ребенке любовь Родине, к родному краю, родной культуре. Проект формирует развитие дошкольников в гражданско-патриотическом направлении и воспитывает патриотов своего Отечества.

        Великая Отечественная война – одна из героических страниц в истории многонационального российского народа. Особую ценность, поэтому представляют произведения тех мастеров изобразительного искусства, которые воочию столкнулись с событиями этой незабываемой поры, сами участвовали и запомнили увиденное на всю жизнь.

        К таким художникам относятся В.Г. Пузырев. Он в своих полотнах «Они сражались за Родину», «Солдаты», «Черноморцы», «Подрыв вражеского эшелона», «Привезли оружие». Показывает наибольшую стойкость советских солдат, даже попав в плен, не склоняют голову перед врагом. Помогает глубже «прожить» и почувствовать тему войны макеты, репродукции картин: С.В. Герасимов «Мать партизана», А.Лактионов «Письмо с фронта».

        Восприятие таких картин требует определенных знаний, впечатлений. Поскольку жизненный опыт дошкольников невелик, мы предварительно подготавливаем его к восприятию сложного мира человеческих отношений, выраженных в картине.

        Это мы делаем с помощью чтения художественной литературы, рассматривания фотографий, походов в школьный музей (школы № 21), где проводится огромная работа по воспитанию у детей чувства сострадания, решительности, патриотизма.

        И в своей работе мы добились определенных знаний и умений у своих воспитанников, у которых сформировалась эмоциональная отзывчивость; умение сопереживать героям художественных произведений, умениям соотносить увиденное с собственным опытом.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020». – М.2011
  2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста \Сост. Акинина Т.М, Г.В.Степанова, Н.П. Терентьева – М: УЦ «Перспектива». 2012
  3. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]\М.Ю. Новицкая – М: Линка – Пресс: 2003
  4. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников \\Дошкольное воспитание – 2009. - №10

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о том, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Движ...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Ч...