Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Калужская Татьяна Алексеевна

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_lida_2.docx33.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №2 Р.П.НОВЫЕ БУРАСЫ НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

М.С. БОЧКАРЕВА»

Доклад на тему:

«Роль музыки в патриотическом

воспитании дошкольников»

Калужская Татьяна Алексеевна,

музыкальный руководитель

 структурного подразделения по реализации

программы дошкольного воспитания

МОУ "Школа № 2 р.п. Новые Бурасы"


Отчизны голос  голос лучшей музы.

П. Беранже

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Конвенция о правах ребенка, статья 29 гласит: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство

– это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала, воспитания патриотических чувств.

“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”,

– так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

В ходе наблюдений за детьми, бесед, опроса получила следующие результаты: не все дети интересуются музыкой, слушают ее невнимательно, не реагируют на музыку патриотического характера, быстро теряют интерес


к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Дома народную, классическую музыку не слушают.

Опираясь на ФГОС дошкольного образования, я поставила перед собой следующие задачи:

-формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

-развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

-побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.

-воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Для того, чтобы конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, экономное использование времени для поставленных задач, составила перспективные планы для всех возрастных групп, наметила работу с родителями и педагогами.

В своей деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников, я опираюсь на различные технологии, которые являются прекрасным дополнением к базовой программе нашего учреждения: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной, учебно-методические пособия: «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной; «Ожидание чуда» под редакцией Л. Гераскиной; «Учите детей петь» под редакцией Т. М. Орловой; разнообразные тематические сборники о временах года.

Предметно-развивающая музыкальная среда в нашем детском саду соответствует требованиям ФГОС ДО.

В ДОУ имеется:

  • музыкальный зал;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор;

  • телевизор с музыкальным центром и акустической системой;

  • компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;

  • фонотека русских, казачьих и кавказских народных песен и мелодий,

- фонотека   песен, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы;

• иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;


-презентации по темам недели ( «День матери», «Карачаево-Черкессия – Родина моя», «Рождество Христово», «Пасха», «9 мая», «Военные профессии» и др.).

  • изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

  • портреты композиторов;

  • картотека народных игр: русские народные игры( «Жаворонок», «Вокруг домика хожу», «Колпачок», «Ходит Ваня», «Курочка-хохлатка»и др.), казачьи народные игры(«Грушка», «Ворон», «Дарики-комарики», «Горелки»), карачаевские народные игры( «Тегерек»-«Круг», «Экикочхар»-«Два барана», «Асхак карга»-«Хромая ворона» и др.);а также картотеку

патриотических игр («Донесение с фронта», «Курс молодого бойца», «Много в армии профессий»и др.)

Свою работу с детьми строю на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Система моей работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

Основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, которая проводится как фронтально (это музыкальные занятия), так подгруппами и индивидуально (дополнительные занятия). Интеграция различных образовательных областей позволяет реализовать задачи художественно-эстетического воспитания, регионального компонента. В ходе тематической недели «День народного единства» использовала для слушания музыки произведения композиторов КЧР (Даурова, Ногайлиева). В разделе «музыкально-ритмические движения» разучивала с детьми танцевальные движения, используемые в кавказских национальных танцах. В разделе «игры» играли с детьми в карачаевские народные игры( «Тегерек», «Эки кочхар» и др.)

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую наглядный метод- исполнение музыки, показ иллюстраций, картинок, ярких презентаций, совместное исполнение движений и др.


Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В праздниках народов России отражаются характерные черты уклада жизни, быта, природного времени.

Ежегодно провожу следующие мероприятия:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки), Рождество(Святки),Пасха; *государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы.

*международные праздники – День Матери, Международный женский день, День Защиты детей; *бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Органично вплетённые в жизнь дошкольников мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают интерес к творчеству народов России, желание продолжать знакомство с ним.

Произведения устного народного творчества (песни «Солдатушки ,бравы ребятушки», «Вспомним, братцы…», «Ой да ты калинушка», народные игры «Жмурки», «Уголки», «Золотые ворота» и др. хороводы «Как в лесу-лесочке», «Травушка-муравушка», «Земелюшка-чернозём» и т.д.) формируют любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма Использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Она


звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, занятиях по изодеятельности.

В нашем ДОУ организован мини- музей «Казачья горница», где педагоги и родители постарались воссоздать маленький кусочек старины. Оформленный каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение народной музыки.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к природе, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают малышам почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дошкольники с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. В разделе слушания используется инструментальная музыка, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и др. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) я заканчиваю тематическим праздником или развлечением.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики («Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко. «Будем в Армии служить». Муз Ю. Слонова и «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко.) легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием детей быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Не оставляю без внимания тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” .Моей главной задачей является расширение у них представлений о Великой


Отечественной войне, воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины. В преддверии празднования 70-летия Великой Победы, разработан долгосрочный проект «Песни ,с которыми мы победили». Его целью явилось знакомство дошкольников с песнями военных лет, ( «Катюша», «В землянке», «Зелёный цвет у наших трав нескошенных» и т.д.),историей их создания.

Большое внимание уделяю работе с социумом. Мною составлены перспективные планы по взаимодействию с « Кардоникской детской школой искусств» и с «Кардоникской детской библиотекой». Регулярно, в соответствии с планом, посещаю с детьми мероприятия подготовленные для дошкольников: «В мире сказки», «Великий День Победы». «Наша Родина – Россия» .В свою очередь, дети школы искусств с большим удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях, проводимых в нашем детском саду ( «День улыбки», «День матери» ) и др.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они участвуют в совместных развлечениях, досугах и праздниках «День защитника Отечества», «День защиты детей» «Посиделки» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», «Мы живём в России».

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста». Оформила консультативно-методический материал по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников». Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции музея русского быта «Горница» и мини музея «Быт и традиции народов КЧР». Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов к играм, музыкальным драматизациям, в пошиве костюмов, в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. По их мнению, знакомство с богатством народного творчества служит действенным


средством идейно-эстетического воспитания дошкольников, способствует формированию у них чувств патриотизма.

Большое внимание уделяю работе с педагогическим коллективом. Провела ряд консультаций: «Песня-душа народа», «О русских обычаях и в шутку и всерьез», «Народный танец-сохранение традиций», подготовила презентацию «Карачаево-Черкессия – Родина моя», « Никто не забыт, ничто не забыто», изготовила картотеку народных игр , собрала фонотеку русских, казачьих и кавказских народных песен и мелодий. С воспитателями каждой группы провожу индивидуальную работу по разучиванию мелодий песен, движений танцев, музыкально-подвижных игр, которые позже использую на музыкальных занятиях, утренниках, праздниках, развлечениях. Рекомендую произведения по слушанию музыки, игры, упражнения, которые соответствуют темам недели и могут быть использованы как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей. Совместно с воспитателями групп изготавливаем дидактические музыкальные игры и пособия для музыкальных уголков.

Благодаря проведённой работе ,уровень знаний детей по патриотическому воспитанию вырос на 39% . Дошкольники активно используют в своей речи потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки, играют в народные игры, участвуют в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи, исполняют танцевально-хореографические композиции),узнают и называют прослушанные произведения композиторов КЧР, русские народные мелодии, песни о Великой Отечественной войне.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас педагогов зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...

Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте...

Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Из опыта работы музыкального руководителя...