Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
статья

Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района г. Санкт - Петербурга

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

                 

                                                   Подготовила:

                                                                                                                музыкальный

                                                                                                               руководитель

       Михалева Л. А.

                                                                                                                     

2021 г.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».     (С. Михалков)

Цель: Воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру

Задачи:

Обучающая -  знакомить с патриотическими музыкальными произведениями.

Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине  через музыкальные произведения.

Воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения.

Проводить работу с родителями привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье.

 Развивающая – закреплять знания о всенародных праздниках: День Победы, Блокада, День Защитников Отечества, Масленица, Колядки.

        Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей, развивать духовно – нравственный потенциал художественно – эстетическими средствами, музыкальной культурой.

       Развивать самостоятельность в  создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре; разучивать патриотические песни.

      Воспитательная – воспитание и уважение к защитникам своей Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов  доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.  Воспитывать уважительное отношение к  истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны.

       Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

        Патриотическое воспитание дошкольников является основой для формирования будущего гражданина России. Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно является результатом длительного целенаправленного воспитательного процесса, его надо воспитывать с детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, бережном отношении к её истории. Для ребёнка - Родина начинается с родного дома, любви к Отечеству и к его традициям.

Углубленно стараюсь прививать своим воспитанникам интерес к народной культуре. Я поставила перед собой задачу – создать в окружении ребёнка богатую развивающую среду, включающую в себя литературный материал для чтения, музыкальные произведения для слушания и разучивания, картины, иллюстрации, а также оформление интерьера.

На музыкальных занятиях ежедневно даются примеры осознания любви к Родине – дети поют песни о дружбе, мире, природе. Бывает, что я заменяю аккомпанемент на минусовки фонограмм, это выглядит эффектно и зрелищно. Но когда начинает звучать живой звук фортепиано с волнующим трепетом душевного тепла, ребёнок воспринимает песню по другому, на волне «настоящего». В глазах появляется свет, и сердце бьётся чаще.

В различных формах организации и видах музыкальной деятельности ребёнку передаётся весь опыт и знания с любовью к родному дому, стране, планете. Не может быть хорошего в плохих словах о тех, кто на стороне зла и смуты, кто разрушает мир и сеет вражду. Детям это необходимо объяснять с доступной для них информацией. Дать понять, что всё может изменить сам человек, даже ребёнок, будучи добрым.

Так что же такое патриотизм? Это видение солнца сквозь облака, это знание другого мира под бесконечной морской пеленой, это отсутствие страха и страданий и желание обнять того, кого любишь. И – засмеяться от счастья, что ты живёшь на этой земле.

Маленьким детям сложно понять слово «патриотизм». Да, мы объясняем, что это – любовь к Родине. Но вот слово Родина не у всех детей откладывает отпечаток в сознании. Мы рассказываем истории побед и легендарных сражений, знакомим с героями России (вспоминая богатырей, полководцев), показываем иллюстрации, читаем стихи, проводим праздники. Конечно, что может быть лучше?

А всё же, какими способами объяснить малышам о любви к родному Отечеству? Ответ прост: любовь к Родине - есть любовь к ближнему, к своим друзьям, к маме и папе, к животным и птицам, к растениям и всему, что и кто нас окружает. Чувство у ребёнка возникает и формируется постепенно. Мы не говорим каждый день ему о России, не проводим еженедельно экскурсии в «Музей славы» и к памятнику погибшего солдата. Как же правильно вложить ребёнку в его светлую голову чувство патриотизма?

Каждое утро начинается с тех маленьких шагов, которые впоследствии приведут к осознанию чувства любви к Родине. Как важно педагогу подсказать родителям о бесценном ежедневном даре ребёнку мира и добра, труда и радости, дружбы и силы.

Чувство патриотизма…  Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из многолетнего опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.  Для этого необходимы  благоприятные условия в детском саду и семье.

С каким интересом и замиранием сердца ребята слушали, когда на праздник, посвященный 70 – летию Победы мы пригласили участницу Великой Отечественной войны, которая рассказала свою страшную историю о войне. Дети подарили ветерану песни: «Прадедушка», «Мой Петербург боевой», упражнения с цветами, стихи, пляску «Байновская кадриль». Коллеги также исполнили песню «Огонёк».

Досуг посвящённый «Дню снятия блокады» прошёл душевно и трогательно. Этюд «Детям не нужна война» исполнила коллега со своей младшей дочкой. Песню «Ленинградские мальчишки» исполнили братья Ханины, «Эх, Ладога» - дети подготовительной группы, «Песня про Колпино» была исполнена  ансамблем родителей.

Проведённая работа показала взаимосвязь музыки и стихов в песне. Дети с удовольствием различали характер и настроение песен, анализировали их содержание.

На День Защитников Отечества совместно с папами дети соревновались и играли, развивали ловкость, сноровку, выносливость. Перетягивали канат, забрасывали мячи в корзины, преодолевали препятствия. В перерыве между заданиями ребята выполняли музыкально – ритмические упражнения с флажками, пели песни, читали стихи, танцевали.

К детям старшего возраста приходил бывший военнослужащий и рассказывал о своей нелёгкой службе в Вооружённых силах. Дети с большим интересом рассматривали военную форму летчика и наградные медали на его кителе. В конце праздника дети сфотографировались с ним на память и подарили ему бумажные самолётики, сделанные своими руками.

Досуг прошёл на большом эмоциональном подъёме.

Постоянно провожу фольклорные досуги с играми, хороводами, песнями, частушками с привлечением родителей. Большое внимание уделяю украшению зала. В процессе работы создавались различные декорации: печь, коромысла, вёдра, скамейка, карусели.

Очень яркими и зажигательными получились праздники: «Праздник русской частушки» и «Праздник русской балалайки». Родители вместе с детьми пели частушки, разгадывали кроссворды, инсценировали песни, читали пословицы, поговорки, водили хороводы. Дети с большим интересом слушали выступления своих друзей с их родителями. На «Праздник балалайки» была приглашена девочка из музыкальной школы, которая показала свое мастерство игры на русском народном инструменте.

Досуг «Деревенские посиделки» также оставил у детей много впечатлений. Показала детям презентацию «Предметы русской старины», из которой узнали о назначении предметов быта из прошлого. Исполняли частушки - небылицы, песню «Русская изба», водили хоровод «Как у наших у ворот», исполняли пляску «Гармонист Тимошка», играли в игры «А мы просо сеяли», «Намотай нитку в клубок», «Шёл козёл по лесу».

      Масленица – самый весёлый народный праздник! Длится неделю, а ждём Масленицу целый год. Очень запоминающимся остался  праздник «Госпожа честная Масленица». Зажигательная Хозяюшка провела заводные игры: «Золотые ворота», «У дядюшки Трифона», «Передай блинчик по кругу», «Дударь», исполняли песни. С удовольствием дети играли с Бабой Ягой, Лешим, Скоморохом, побывали в гостях у Снеговика и Медведя, разгадывали загадки у Лисички. В заключение праздника все герои праздника порадовали детей весёлыми частушками, а в конце праздника дети угостились вкусными блинчиками.

        Ежегодно готовлю детей к городским конкурсам: «Малахитовая шкатулка», «Первый аккорд», где часто становимся лауреатами.

      Также участвуем в районных фестивалях: «Память в сердце жива», «Фестиваль гармонистов и частушечников».

Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей старшего возраста. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, что позволяет, как бы разговаривать с каждым ребёнком и воспитывает очень важное умение слушать, понимать монологическую речь.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети младшего возраста быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и др.

Повторение песенок героев народных сказок, их имён, закрепляет эти образные слова в сознании детей. Дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

В старшем возрасте дети продолжают любить сказки. Здесь сказки и читаются  и рассказываются. После выразительного чтения или рассказывания провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её  эпизоды, ещё раз повторить интересные сравнения, описания, типичные сказочные обороты, то есть постичь языковую неповторимость сказки.

 Знакомя детей со сказкой в любой возрастной группе, веду словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, осваиваем новые слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу при рассматривании иллюстраций к сказкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и природой окружающей их, с предметами быта. Это - русская печь, коромысло, ступа Бабы Яги, лапти, чугун, ухват, музыкальные инструменты и т.д.

Воспитание любви и уважения к Родине идёт через приобщение детей к русскому народному творчеству, к русским народным сказкам.  Вместе с воспитателями и детьми старшего дошкольного возраста мы показали сказки:  «Гуси – лебеди», «Пых», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок». С каждым ребёнком была проведена большая индивидуальная работа, в результате которой все дети хорошо справились со своими ролями, чисто и грамотно исполнили свои партии. Юные артисты выступали в своём родном детском саду перед детьми других возрастных групп.

Без сомнения, эти увлекательные мероприятия надолго останутся в памяти у мальчишек и девчонок. И это хорошо, ведь воспитание дошкольников обязательно должно основываться на опыте предыдущих поколений, их культуре и истории.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 49

Колпинского района г. Санкт - Петербурга

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

                 

                                                   Подготовила:

                                                                                                                музыкальный

                                                                                                               руководитель

       Михалева Л. А.

                                                                                                                     

2021 г.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».     (С. Михалков)

Цель: Воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру

Задачи:

Обучающая -  знакомить с патриотическими музыкальными произведениями.

Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине  через музыкальные произведения.

Воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения.

Проводить работу с родителями привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье.

 Развивающая – закреплять знания о всенародных праздниках: День Победы, Блокада, День Защитников Отечества, Масленица, Колядки.

        Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей, развивать духовно – нравственный потенциал художественно – эстетическими средствами, музыкальной культурой.

       Развивать самостоятельность в  создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре; разучивать патриотические песни.

      Воспитательная – воспитание и уважение к защитникам своей Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов  доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.  Воспитывать уважительное отношение к  истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны.

       Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

        Патриотическое воспитание дошкольников является основой для формирования будущего гражданина России. Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно является результатом длительного целенаправленного воспитательного процесса, его надо воспитывать с детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, бережном отношении к её истории. Для ребёнка - Родина начинается с родного дома, любви к Отечеству и к его традициям.

Углубленно стараюсь прививать своим воспитанникам интерес к народной культуре. Я поставила перед собой задачу – создать в окружении ребёнка богатую развивающую среду, включающую в себя литературный материал для чтения, музыкальные произведения для слушания и разучивания, картины, иллюстрации, а также оформление интерьера.

На музыкальных занятиях ежедневно даются примеры осознания любви к Родине – дети поют песни о дружбе, мире, природе. Бывает, что я заменяю аккомпанемент на минусовки фонограмм, это выглядит эффектно и зрелищно. Но когда начинает звучать живой звук фортепиано с волнующим трепетом душевного тепла, ребёнок воспринимает песню по другому, на волне «настоящего». В глазах появляется свет, и сердце бьётся чаще.

В различных формах организации и видах музыкальной деятельности ребёнку передаётся весь опыт и знания с любовью к родному дому, стране, планете. Не может быть хорошего в плохих словах о тех, кто на стороне зла и смуты, кто разрушает мир и сеет вражду. Детям это необходимо объяснять с доступной для них информацией. Дать понять, что всё может изменить сам человек, даже ребёнок, будучи добрым.

Так что же такое патриотизм? Это видение солнца сквозь облака, это знание другого мира под бесконечной морской пеленой, это отсутствие страха и страданий и желание обнять того, кого любишь. И – засмеяться от счастья, что ты живёшь на этой земле.

Маленьким детям сложно понять слово «патриотизм». Да, мы объясняем, что это – любовь к Родине. Но вот слово Родина не у всех детей откладывает отпечаток в сознании. Мы рассказываем истории побед и легендарных сражений, знакомим с героями России (вспоминая богатырей, полководцев), показываем иллюстрации, читаем стихи, проводим праздники. Конечно, что может быть лучше?

А всё же, какими способами объяснить малышам о любви к родному Отечеству? Ответ прост: любовь к Родине - есть любовь к ближнему, к своим друзьям, к маме и папе, к животным и птицам, к растениям и всему, что и кто нас окружает. Чувство у ребёнка возникает и формируется постепенно. Мы не говорим каждый день ему о России, не проводим еженедельно экскурсии в «Музей славы» и к памятнику погибшего солдата. Как же правильно вложить ребёнку в его светлую голову чувство патриотизма?

Каждое утро начинается с тех маленьких шагов, которые впоследствии приведут к осознанию чувства любви к Родине. Как важно педагогу подсказать родителям о бесценном ежедневном даре ребёнку мира и добра, труда и радости, дружбы и силы.

Чувство патриотизма…  Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из многолетнего опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.  Для этого необходимы  благоприятные условия в детском саду и семье.

С каким интересом и замиранием сердца ребята слушали, когда на праздник, посвященный 70 – летию Победы мы пригласили участницу Великой Отечественной войны, которая рассказала свою страшную историю о войне. Дети подарили ветерану песни: «Прадедушка», «Мой Петербург боевой», упражнения с цветами, стихи, пляску «Байновская кадриль». Коллеги также исполнили песню «Огонёк».

Досуг посвящённый «Дню снятия блокады» прошёл душевно и трогательно. Этюд «Детям не нужна война» исполнила коллега со своей младшей дочкой. Песню «Ленинградские мальчишки» исполнили братья Ханины, «Эх, Ладога» - дети подготовительной группы, «Песня про Колпино» была исполнена  ансамблем родителей.

Проведённая работа показала взаимосвязь музыки и стихов в песне. Дети с удовольствием различали характер и настроение песен, анализировали их содержание.

На День Защитников Отечества совместно с папами дети соревновались и играли, развивали ловкость, сноровку, выносливость. Перетягивали канат, забрасывали мячи в корзины, преодолевали препятствия. В перерыве между заданиями ребята выполняли музыкально – ритмические упражнения с флажками, пели песни, читали стихи, танцевали.

К детям старшего возраста приходил бывший военнослужащий и рассказывал о своей нелёгкой службе в Вооружённых силах. Дети с большим интересом рассматривали военную форму летчика и наградные медали на его кителе. В конце праздника дети сфотографировались с ним на память и подарили ему бумажные самолётики, сделанные своими руками.

Досуг прошёл на большом эмоциональном подъёме.

Постоянно провожу фольклорные досуги с играми, хороводами, песнями, частушками с привлечением родителей. Большое внимание уделяю украшению зала. В процессе работы создавались различные декорации: печь, коромысла, вёдра, скамейка, карусели.

Очень яркими и зажигательными получились праздники: «Праздник русской частушки» и «Праздник русской балалайки». Родители вместе с детьми пели частушки, разгадывали кроссворды, инсценировали песни, читали пословицы, поговорки, водили хороводы. Дети с большим интересом слушали выступления своих друзей с их родителями. На «Праздник балалайки» была приглашена девочка из музыкальной школы, которая показала свое мастерство игры на русском народном инструменте.

Досуг «Деревенские посиделки» также оставил у детей много впечатлений. Показала детям презентацию «Предметы русской старины», из которой узнали о назначении предметов быта из прошлого. Исполняли частушки - небылицы, песню «Русская изба», водили хоровод «Как у наших у ворот», исполняли пляску «Гармонист Тимошка», играли в игры «А мы просо сеяли», «Намотай нитку в клубок», «Шёл козёл по лесу».

      Масленица – самый весёлый народный праздник! Длится неделю, а ждём Масленицу целый год. Очень запоминающимся остался  праздник «Госпожа честная Масленица». Зажигательная Хозяюшка провела заводные игры: «Золотые ворота», «У дядюшки Трифона», «Передай блинчик по кругу», «Дударь», исполняли песни. С удовольствием дети играли с Бабой Ягой, Лешим, Скоморохом, побывали в гостях у Снеговика и Медведя, разгадывали загадки у Лисички. В заключение праздника все герои праздника порадовали детей весёлыми частушками, а в конце праздника дети угостились вкусными блинчиками.

        Ежегодно готовлю детей к городским конкурсам: «Малахитовая шкатулка», «Первый аккорд», где часто становимся лауреатами.

      Также участвуем в районных фестивалях: «Память в сердце жива», «Фестиваль гармонистов и частушечников».

Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей старшего возраста. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, что позволяет, как бы разговаривать с каждым ребёнком и воспитывает очень важное умение слушать, понимать монологическую речь.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети младшего возраста быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и др.

Повторение песенок героев народных сказок, их имён, закрепляет эти образные слова в сознании детей. Дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

В старшем возрасте дети продолжают любить сказки. Здесь сказки и читаются  и рассказываются. После выразительного чтения или рассказывания провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её  эпизоды, ещё раз повторить интересные сравнения, описания, типичные сказочные обороты, то есть постичь языковую неповторимость сказки.

 Знакомя детей со сказкой в любой возрастной группе, веду словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, осваиваем новые слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу при рассматривании иллюстраций к сказкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и природой окружающей их, с предметами быта. Это - русская печь, коромысло, ступа Бабы Яги, лапти, чугун, ухват, музыкальные инструменты и т.д.

Воспитание любви и уважения к Родине идёт через приобщение детей к русскому народному творчеству, к русским народным сказкам.  Вместе с воспитателями и детьми старшего дошкольного возраста мы показали сказки:  «Гуси – лебеди», «Пых», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок». С каждым ребёнком была проведена большая индивидуальная работа, в результате которой все дети хорошо справились со своими ролями, чисто и грамотно исполнили свои партии. Юные артисты выступали в своём родном детском саду перед детьми других возрастных групп.

Без сомнения, эти увлекательные мероприятия надолго останутся в памяти у мальчишек и девчонок. И это хорошо, ведь воспитание дошкольников обязательно должно основываться на опыте предыдущих поколений, их культуре и истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...

Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте...

Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...