Постижение мира через музыкальные образы
статья на тему

Ханеева Светлана Юльевна

Статья посвящена развитию у детей -дошкольников образного мышления и воображения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Постижение мира природы через музыкальные образы.

«Красота музыки имеет своим

 источником красоту окружающего мира.

 Пусть ребенок чувствует красоту

                           и восторгается ею. Пусть в его сердце и в памяти

навсегда сохранятся образы,

                                                                        в которых воплощается Родина...»                               В.А. Сухомлинский

Ведущей педагогической идеей доклада является стремление распахнуть  детям окно в окружающий мир, чтобы они через образы музыкального искусства увидели всю его неисчерпаемую красоту и великую ценность, а также наполнить душу ребенка высокими образами Истины, Добра и Красоты. Цель воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире. Из истории.С самых древних времен первобытный человек пытался сначала  чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в самых древних предметах, мифах, легендах, сказаниях. Это же можно наблюдать и сегодня, если внимательно наблюдать, как ведет, как чувствует себя ребенок буквально с первых часов жизни. Интересно, когда мы вдруг замечаем, что ребенок от одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков и плача, а другие приводят его в состояние умиротворения, спокойствия и удовлетворения. Теперь-то наука доказала, что музыкально-ритмизированная, спокойная, размеренная, духовно богатая и разносторонняя жизнь будущей матери в период беременности благотворно сказывается на развитии эмбриона, на его эстетическом будущем.

Человек «прорастая» очень медленно и постепенно в мир звуков, красок, движений, пластики, постигая весь многогранный и бесконечно разнообразный мир, чтобы создать образную форму отражения его сознанием этого мира через искусство. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д. Эпос - а это история - преподносился музыкально. Музыка как вид искусства складывалась исторически в ряду других видов художественной деятельности, включая танец, театр, литературу, в наши дни - кино и др. Все взаимосвязи с другими видами искусств являются генетическими, а роль в системе художественной культуры - синтезирующей, о чем свидетельствуют и многочисленные музыкальные жанры, прежде всего - опера, романс, программная симфония, мюзикл и другие.                                                              Посмотрим на предметы в школе Древней Греции: логика, музыка, математика, гимнастика, риторика. Наверное, этого было достаточно для воспитания гармоничного человека.                                                                                                

« Музыка- язык чувств»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Музыка в этом процессе играет особую и важную роль.  Ведь музыка — это «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение, заставляет думать. При прослушивании музыкальных произведений, в которых отражены времена года, явления природы, картины природы, различные природные явления, метод разъяснения помогает дошкольникам представить картины природы, услышать звукоподражание в музыке голосам птиц, почувствовать настроение в природе, каким выразил его композитор в музыке. Музыка способна ярко выразить конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц. Она выполняет  роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу. На первом этапе нужно научить ребенка вспомнить уже заложенную в нем природу, ведь первоначально человек был близок к ней,. Необходимо вернуть ребенка в первоначальное духовное состояние через комплексное восприятие действительности средствами музыки погрузить его в мир природы и искусства. Желание детей выражать образы своих чувств  с помощью музыки становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир. Важно удерживание этого состояния, при котором музыкальный образ находит отклик в душе

«Сначала неизбежно идут Музыка, фантазия, сказка, а за ним и научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» (К. Циолковский)

С самого раннего детства необходимо воспитать у детей восприятие красоты звука, цвета и слова, поэтому необходимо цельное изучение искусств, стимулируя все фантазией и  воображением.

 Образность – основа музыкального искусства. Музыка рождается и живет в результате единения деятельности композитора, исполнителя, педагога, музыковеда, слушателя.  Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в произведении. Образное мышление (один из основных видов мышления) широко представлено в творческой деятельности человека. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции -  воображения.                                                   Оно присуще только человеку и необходимо в любом виде человеческой деятельности, тем более при  восприятии музыки и «музыкального образа»..

Всякая творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к роду творческого поведения. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Как говорил Эйнштейн, «Воображение — важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все». В этом смысле все решительно, что окружает нас, что сделано рукой человека, весь мир культуры — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

По словам Белинского, «Искусство — это мышление образами». Это определение включает два ключевых понятия «мышление» и «образ». Установлено, что образное мышление основано на воображении, фантазии, зрительном, слуховом, ассоциативном восприятии. Следовательно, если развить в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития образного мышления будет достигнута.

Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству. 

Для решения этой задачи в распоряжении педагога есть, по существу, только два канала обращения к воспитаннику: зрительный и слуховой .Слух же предстает нам в качестве главной двери в подсознательный мир человека в мир его подвижной - как музыка! - души. Именно в оживлении звуков, в их короткой жизни, ее течение, умирание, рождение.

К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических — по выражению Л. С. Выготского, «умных» — эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.                                                           Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников.Приоритетное направление в музыкальном развитии дошкольников — обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.  Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор, исполнитель, слушатель.                                 Композитор-творец, создавая музыкальные произведения, выражает в них систему взглядов, чувств, настроения, культурный опыт об окружающем нас мире. Но музыкальное сочинение становится социально-эстетическим феноменом, если находит своего исполнителя и слушателя.                                                                                        Основная функция музыки в контексте современного подхода к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста — социокультурная, т.е. постижение и освоение мира через художественный опыт и развитие личности.                                                                                                                Рассмотрим три указанные выше составляющие (композитор, исполнитель, слушатель), без которых невозможна музыкальная культура общества.

О роли классической музыки в духовном становлении личности дошкольника достаточно много написано (О.П. Радынова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. В. Школяр и др.). Укажем лишь на некоторые закономерности музыки как вида искусства, значимые для детского восприятия. Это:

•  интонационная природа музыкального искусства;

•  единство содержания и формы в музыкальных произведениях.

Известный композитор и музыковед Б. В.Асафьев в исследовании «Музыкальная форма как процесс»1 научно обосновал взгляд на музыку как на интонационное искусство, специфика которого состоит в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание через музыкальную интонацию, подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Как речевая, так и музыкальная интонации способны передать чувства, мысли человека, его внутренний мир. Термин «интонация» означает интонирование, равное протяженности музыкального произведения. Музыкальная форма в широком смысле и есть процесс смены интонации, есть совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. Временная природа музыки позволяет передать процессы развития. Чтобы «вжиться» в смысл музыкального произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов. И этому помогает организация музыкального материала в определенную конструкцию, т. е. форму в узком смысле слова.

Дети дошкольного возраста ярче всего воспринимают музыкальное произведение, имеющее выразительную мелодию. Мелодия — это последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада, несущая определенный образно-выразительный смысл, определенную музыкальную мысль. Как мы уже отмечали, мелодия (взаимодействие интонаций) имеет много общего с речью человека: наличие в той и другой некоторого среднего темпа, от которого делаются отклонения, интонационные и динамические спады к концу фраз, расчлененность на фразы и другие разделы.

Музыкальная мысль, относительно развитая и законченная, образует период. В основе его построения лежит принцип повтора. Как правило, два предложения периода имеют сходное начало и различные окончания. 
Такая форма музыкального произведения называется одночастной.Два последовательно расположенных периода образуют простую двухчастную форму, в основе которой лежат принципы повторности (в каждом из периодов) и контраста (между периодами).Простая трехчастная форма состоит из трех частей: первая и третья части в ней одинаковые, средняя — контрастная.                      

 Трехчастная форма — одна из самых распространенных. Она часто встречается в песнях и романсах, в маршах и танцевальной музыке.                                                                                                                                                                    Различение детьми музыкальной формы произведения имеет следующие возрастные особенности. Младшие дошкольники различают и усваивают пьесы с ярко выраженной контрастностью (А В). Дошкольники среднего возраста — как контрастные, так и повторные части (А В; А В А). Дети старшего дошкольного возраста узнают не только простые формы, основанные на принципах повтора и контраста, но и вариации, где оба принципа вступают в сложное взаимодействие (АА,А2А3 и т. д., например «Камаринская» П.И.Чайковского).

Итак, композитор создал музыкальное произведение, совершенное по форме и жизненное по содержанию. Его индивидуальный замысел и художественное содержание должен передать слушателю исполнитель. В нашем случае — педагог-музыкант.

. Исполнение музыки должно быть ярким и выразительным, чтобы помочь детям воспринять представленный художественный образ. Выразительность исполнения включает точное прочтение текста , а также понимание композиторского замысла, нахождение необходимых выразительных средств, способов звукоизвлечения, нюансировки, правильного соотношения мелодии и аккомпанемента. Приведем пример. С детьми разбирается трехчастная форма. Музыка частей произведения лишена ярких контрастов, построена на одном тематическом материале. Не все дети воспринимают малоконтрастную трехчастную форму, слышат динамику развития музыкального образа. Объяснить все это только словами — мало, необходимо так исполнить пьесу, чтобы ребенок услышал, уловил отдельные фрагменты сочинения. Например, 1-я и 3-я части исполняются затаенно, на приглушенной звучности, отрывисто, а средняя — на умеренной звучности, более весомо.

Выразительная речь — важнейшее средство эмоционального воздействия на маленького слушателя. Об этом хорошо пишет Д. Б. Кабалевский в замечательной книге «Как рассказывать детям о музыке?». Ее необходимо изучить всем музыкантам, работающим с детьми.

Словесное общение музыкального руководителя с детской аудиторией требует от него постоянного совершенствования культуры устной речи — правильного произношения, широкого и точного использования словарного запаса, соблюдения грамматических правил языка и стилистической выразительности. Наилучшее описание художественных образов, близких музыке, достигается с помощью разнообразных эпитетов, сравнений, метафор. Особое внимание следует обратить на умение владеть точным и ярким словом, но в то же время речь должна быть доступной пониманию детской аудитории, не страдать многословием.

Грамотный подбор произведений для детей — одно из необходимых умений для педагога-музыканта. Народная песня и танец — основа такого репертуара. Существует значительное количество обработок (Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, А. К. Лядова, С.С.Прокофьева и др.), в которых сохранены особенности народной музыки, ее национальное своеобразие. Однако существуют и маловыразительные обработки, не имеющие эстетической ценности. Музыкальный руководитель, выбирая произведения народного искусства, должен строго оценивать их качество, отвергать те из них, где, например, аккомпанемент, диссонирующие созвучия не соответствуют стилю народной музыки.

Общепризнанными с педагогической точки зрения стали миниатюры русских композиторов - классиков. Регулярно в печати появляются тематические сборники, например: «Подснежник», «Травка зеленеет», «Поет-поет соловушка». В них включены пьесы А.К. Лядова, Ц.А. Кюи, В.С.Калинникова, А.Т.Гречанинова, расширен круг произведений П. И.Чайковского. Воспитание средствами классической музыки развивает эмоциональную отзывчивость ребенка, формирует нравственные качества, обогащает музыкально-слуховые представления. Однако вряд ли целесообразно применять образцы только привычного классического звукового словаря. Готовя сегодняшнего слушателя, необходимо приучить детское ухо к современному интонационному строю, что практикуется в детских садах еще недостаточно. Яркая образность произведений Д. Б. Кабалевского, С.М.Слонимского, С.А.Губайдулиной, Г.А.Струве, С. Соснина, Г. В. Свиридова импонирует детям, способствует формированию у них адекватных эмоциональных реакций.

Как мы отмечали, жизнь музыкального произведения продолжается в слушателе, ведь известно, что музыка является специфическим видом общения. Но для ее понимания необходимо, чтобы музыкальный язык был понятен слушателю. Эмоции и переживания выражаются в музыке через закодированную информацию: звуковысотные и ритмические соотношения, гармоническую и тембровую окраску, ладовую и композиционную организацию музыкальной ткани. Для их выявления и перевода в собственно чувства, обеспечивающие содержание музыкального произведения, необходимы общие для композитора и слушателя формы отражения объективных процессов и субъективных переживаний.

К объективным процессам, доступным для выражения языком музыки, относятся такие элементы движения музыкальной ткани, как ускорение и замедление, усиление или ослабление звучания, разнообразные интонации (спокойные или возбужденные, задумчивые или решительные, героические и трагические и т.д.). Установлено, что закрепившись в сознании слушателя, музыкальная ткань произведения (структура) образует логику музыкального мышления, создающую необходимые условия для формирования способности к восприятию музыки самыми разнообразными категориями слушателей. Наиболее легко слушателем усваиваются общие в жанровом и ладовом отношении мелодии. Они «обобщаются» слухом, формируют «модели» лада, жанра, формы.

У маленького слушателя складывается эмоциональное (положительное, отрицательное или безразличное) отношение к определенным музыкальным произведениям, выступающим в качестве образцов различных жанров и стилей.

Положительные реакции на музыку возникают тогда, когда воспринятая музыка согласуется с предшествующим опытом. Когда же музыка отличается от воспринимаемой ранее, то она принимается не сразу. Слушатель, как правило, ищет знакомые черты, старается понять ее закономерности, уложить новую музыку в рамки усвоенного материала. И если узнавание не состоится, то и не возникнет положительного подкрепления слухового образа, музыка полноценно не воспринимается. Вот почему степень подготовленности слушателя, его культура стоят в прямой зависимости от художественности и доступности музыкальных произведений. Детям второй младшей группы (3 — 4 лет) доступны небольшие по объему песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися образами («Дождик» Г. Г.Лобачева, «Моя лошадка» А.Т. Гречанинова и др.). В этом возрасте дошкольники способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание. У детей определяется удобный для пения диапазон голоса (ре, —ЛЯ]).

Наличие определенного музыкального опыта позволяет воспитанникам средней группы (4 - 5 лет) активно и разносторонне проявить себя в музыкальной деятельности. Средства выразительности направлены на формирование у детей целостного и дифференцированного восприятия музыкальных образов (например, подвижное звучание шестнадцатых долей в пьесе  А.Я.Жилинского «Гроза» ассоциируется с изображением дождя; низкий регистр, медленный темп, негромкая звучность (первая часть) передают образ медведя, а подвижность, высокий регистр (вторая часть) — образ зайца в пьесе В.И.Ребикова «Медведь и зайцы»).

Репертуар включает песни небольшого диапазона (pet —си,), мелодии которых построены на устойчивых ступенях лада. Детям еще трудно спеть кварту или квинту (особенно в нисходящем движении), но, если эти интервалы выражают знакомую эмоцию (например, восклицание), трудность эта вполне преодолима.

Наиболее успешно развивается целостное восприятие произведения (с последующим различением характерных средств выразительности) в процессе обучения ритмическим движениям. Дети выражают в движении динамику (громко - тихо), регистры (высоко - низко), подчеркивают четкость или плавность мелодии, меняют движения в соответствии с музыкальной формой произведения, отдельными музыкальными фразами.

Восприятие у детей старшего дошкольного возраста достаточно развито. Детей знакомят с различными картинами действительности, воплощенными в художественную форму. Например, при ознакомлении детей старшей группы с пьесой «Смелый наездник» Р. Шумана их внимание привлекается к трехчастной форме произведения, к изобразительным средствам: оживленному темпу, порывистому характеру музыки, изменениям в мелодии, переходящей из среднего регистра в нижний и обратно.

Детей следует вести от целостного восприятия произведения к более дифференцированному, раскрывать и пояснять значение выразительно-изобразительных средств в развитии художественного образа. Осознанное усвоение элементов музыкальной речи в старшем дошкольном возрасте направлено на формирование творческих проявлений: приобщению к песенным и инструментальным импровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.

Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

Список литературы:

1. Дыс Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования. М., 1997. С.36,39.

2. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / 
Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- 2-е изд. – М., 1999.- 336 с.

3. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М., 1984.– 302 с.

4. Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке, М.: Классика-XXI, 2015. - 368 с.

5. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2012. - 413 с.

Консультация для воспитателей на тему:

« Постижение мира природы через музыкальные образы»

Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность

способствует эколого-эстетическому развитию ребенка, помогает ему

постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои

впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учат

выражать свои чувства языком звуков.

 Возможны различные виды музыкальной деятельности.

1. Предложите ребенку прослушать музыкальное произведение и соотнести

его с увиденным в природе во время прогулки, экскурсии. Например: дети

прослушивают различные музыкальные фрагменты и выбирают те, которые,

по их мнению, отражают характер погоды: ветреной или тихой, спокойной

(блок занятий «воздух», или определяют произведения, отвечающие их

представлениям о солнечной или пасмурной погоде (блок занятий «вода»).

2. Предложите ребенку выбрать музыкальное произведение, напоминающее

ему тот или иной природный объект, который вы изучали на других

занятиях. Например: определите музыку, которая «подходит» для разных

птиц, или музыку, напоминающую полет шмеля, бабочки, стрекозы.

3. Прочитайте детям тематические произведения и предложите совместно с

Вами подобрать к ним музыкальные фрагменты. Например:

подберите музыку к фрагментам  сказок, в котором описывается  метель, снег, или другие явления природы(блок занятий «воздух»)

4. Покажите детям картины (пейзажи) и предложите подобрать к ним

соответствующую музыку, рассмотрите с ними картины, где

изображены разные времена года, и  послушайте  небольшие фрагменты произведений А. Вивальди или П. И. Чайковского «Времена года»

5. Перед прогулкой, экскурсией,  дети  могут прослушать  фрагменты  музыкальных произведений (их не должно быть много, они должны различаться между собой по звучанию и хорошо запоминаться). Во время прогулки предложите детям вспомнить фрагменты и подумать, какие из окружающих предметов и явлений «похожи» на эту музыку.

6. Поставьте танец, отражающий особенности природных объектов, которые

вы изучаете(например: танец бабочек, танец цветов). Так танец капелек и

сосулек в блоке «вода» ,позволяет закрепить материал о разных состояниях

воды (жидком и твердом). Дети, изображающие капельки, танцуют под

быструю, веселую музыку, напоминающую капель.  С появлением

Снежная Королева, и, дотронувшись до каждого ребенка  волшебной

палочкой, превращает его в сосульку.  И дети уже танцуют, делая скованные движения, темп их танца замедляется. Затем появляется «Солнце», «растапливает» лед, и дети-капельки вновь двигаются под музыку,

звучащую вначале.

7. Сопровождайте музыкальным фоном подвижные игры, в которых дети

перевоплощаются в разных животных или растения, в объекты неживой природы ( камни, ручейки) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»

Доклад из опыта работы «Формирование  у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни  через музыкальную деятельность»...

Презентация на тему" Постижение мира природы через музыкальные образы"

Презентация сопровождает статью под тем же названием.Предназначена для педагогов ДОУ....

Театрализованные игры как средство ознакомления с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры - это театральное представление. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной ...

Доклад на тему "Восприятие окружающего мира через изобразительную и музыкальную деятельность"

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенн...

Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику в музыкальной подвижной игре у дошкольников.

Музыкальная игра сама по себе очень увлекательна для детей дошкольного возраста. Но, если она связана с созданием образа, то здесь необходимо обратить внимание на три аспекта театральной деятельности ...