Опыт работы по проекту "Человек - творец"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Опыт работы по проекту "Человек - творец" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx309.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» пгт.Сибирцево

     Опыт работы по проекту «Человек- творец»

G:\Демонстрационный материал\Россия - Родина\26_2_1.jpg

                                                                                                                     

                              Авторы: заведующий   Т.Д.Байкова

                                              воспитатель   Т.А. Бакутина  

пгт.Сибирцево

2016г.

Опыт работы  по реализации проекта в старшем дошкольном возрасте «Человек-творец»

Актуальность темы.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русскими писателями и поэтами, русским  искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.

Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в фольклоре, танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

В рамках перспективного тематического планирования в течение нескольких лет: в средней, старшей и подготовительной к школе группе мы, с постепенным усложнением, реализуем проект «Человек-творец». Главной целью которого является приобщение ребенка к культуре и традициям своего народа. Проект реализуется с учетом возрастных особенностей детей.

На доступном детям уровне мы  знакомим детей   с  традициями с русской литературой, бытом русского народа, что способствует развитию познавательных способностей детей, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяют представления детей о родной стране, о государственных праздниках).

Деятельность по проекту отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Нам кажется, что наряду со знанием компьютера, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, играть в русские народные игры, петь «бабушкины «песни», чтить традиции. Знакомя детей с народным творчеством, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения современному поколению. В народной культуре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Мы предполагаем, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, родной речью, с родной культурой, с русскими народными играми, то все это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Цель проводимой работы.

- Привлечение внимания детей к значимости творческого начала в личности человека, воспитание у ребенка познавательных интересов и стремление к преобразующей деятельности. 

-Формирование интереса к игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.

- Воспитание у детей любови к своей Родине — России, интереса к народному искусству. Развитие внимания, речи, умения анализировать и обобщать.

Воспитание чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.

Задачи.

- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через художественную литературу, произведения искусства, народные промыслы и русские народные игры.

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

- Воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

-Привлечь родителей  к участию в сохранении народной культуры, обычаев и традиций.

Возрастные задачи

Средняя группа:

Расширять      представления       о народной     игрушке     (дымковская игрушка, матрешка). 3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить    с    устным    народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Старшая группа:

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов Майдан, Гжель).  Расширять представления о народных игрушках (матрешки— городецкая, бирюльки).Знакомить с национальным декоративно- прикладный творчеством. Знакомить с русским бытом  (русская изба,  другие строения, их внутреннее убранство, предметы быта, одежды).

Подготовительная группа:

Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Необходимые условия реализации проекта.

Взрослые:

-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

              Воспитанники:

- Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

- Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.

- Знакомство с народными праздниками и традициями. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

       -Охватываемые направления развития.

Речевое, познавательное, социально - коммуникативное, художественное творчество, физическое развитие.

Формы и методы работы:

Познавательное развитие:

- циклы познавательных занятий( рассматривание предметов быта старины, деревянных предметов выполненных из соломы и ткани, путешествие по карте России, знакомство с бытом народов Севера, беседа о русской березе, экскурсии в парк к русской березе, наблюдение за березой в течение года, составление узоров из геометрических фигур, ориентировка во времени и пространстве);

-  целевые прогулки;

- совместная с родителями деятельность (изготовление русских народных костюмов к праздникам, изготовление книжек – малышек «Это все про меня», подготовка к участию в ярмарках);

Связная речь:

 - развивающие занятия  (рассказы детей «Как я путешествовал с семьей в города России, на море, озера и т. д., печатанье слов по темам, выполнение росчерков);

- рассказывание и инсценирование сказок (составление сказок по символам «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», придумывание конец сказки, составление сказок и рассказов по картинкам, пересказывание сказок);

- использование стихов, загадок, пословиц, былин (разучивание дразнилок, потешек, знакомство с пословицами).

Художественно-творческая деятельность:

 - рассказы педагога (о Дымковской игрушке, о матрешках, процесс изготовления матрешки, виртуальное путешествие по музеям гжели, хохломы, знакомство с элементами росписи, изготовление игрушек из глины, расписывание деревянных дощечек хохломской росписью, участие в ярмарках, работа с тканью, украшение кокошника бисером);

- рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, рассматривание предметов русской национальной одежды выставки, открытки к праздникам, конструирование.

Социально-коммуникативное развитие:

- познавательные беседы (Мой поселок – моя малая Родина, рассказы воспитателя, знакомство с русским народным символом «Белая береза» «Москва столица нашей Родины», знакомство с символами нашей Родины – флаг, гимн, герб;

- экскурсии в музей, в школу, в библиотеку, на центральную площадь к памятнику, виртуальные экскурсии по объектам поселка, Черниговского района, в заповедники Приморского края, а так же в музеи декоративно – прикладного искусства;

- виртуальные экскурсии по историческим местам России;

- создание мини – музея «Русская изба»;

- встречи с ветеранами, рассматривание альбомов.

Мир музыки:

- развлечения, праздники «Россия – Родина моя», «Белая береза – символ родины моей»;

- разучивание хороводов «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем»;

- музыкальных игр «Плетень», «Шел козел по лесу»,  «Ворон» и т. д.;

- слушание русских народных песен;

- пение народных частушек о матрешках, березе.

Физическое развитие :

- подвижные игры («Гуси – гуси», «Третий лишний», «У медведя во бору», «Тень-тень-потетень, села кошка на плетень», «Жмурки», «Ловишки»;

- соревнования «Перетяни канат», «Бег в мешках», «Бой подушками на бревне», «Бег на 3х ногах».

Предметно-развивающая среда.

Центр грамоты и книги:

- подборка русских народных сказок по темам;

- стихи русских поэтов;

- схема для составления сказок;

- книжки малышки составленные детьми;

- серии картинок для рассказывания;

- подготовка руки к письму (шнуровка, плетение косичек, пальчиковые игры, работа с медиаторами, трафаретами, телевизор с иллюстрациями для рассказывания сказок);

- пазлы по сказкам;

- сборники произведений устного народного творчества.

- настольный театр с плоскостными фигурами.

Центр математики:

- геометрические фигуры для составления орнамента;

- числовая мозаика;

- математические занимательные игры («Веселый счет», «Путешествие в сказку»);

- плоскостные матрешки (величина);

- сказка «Репка» (порядковый счет).

Центр искусства (художественное творчество):

- посуда, украшенная хохломской росписью;

- набор иллюстраций с элементами росписи;

- матрешки;

- дымковская игрушка;

- альбомы по декоративно – прикладному искусству;

- иллюстрации Рачева по русским сказкам, потешки;

- иллюстрации русских художников Васнецова, Шишкина;

- трафареты животных.

Центр естествознания:

- карта России;

- флаг, гимн, герб, портрет президента;

- глобус;

- энциклопедии;

- оборудование для проведения опытов с водой, воздухом;

- люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений;

- прялка;

- муляжи животных;

- Русские народные  костюмы, кокошники;

- музей декоративно - прикладного искусства;

- мини – музей «Русской избы»;

- реальные предметы народного быта и интерьера;

- «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.

Центр игры и театра:

- ширма;

- уголок ряжения;

- маски-атрибуты для обыгрывания сказок, потешек;

- пальчиковый театр;

- кукольный театр;

- атрибуты к играм «Семья»,  «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»;

Центр строительства (конструктивная деятельность):

- крупный строительный материал;

- конструктор «Лего»;

- мелкий конструктор;

- мелкие игрушки для обыгрывания разнообразных игр.

Музыкальный уголок:

- свистульки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики, ложки, треугольники, гармошки, балалайки.

        Оснащение центров и виды деятельности.

Центр грамоты:

- ребусы;

- образцы слов для печатания;

- подборка русских народных сказок;

- образцы росчерков;

-образцы схем по разнообразным сказкам;

- разнообразные иллюстрации;

- дидактические игры с знакомством старорусскими словами, азбукой;

- составление рассказов из личного опыта;

- составление сказок по символам с добавлением новых героев;

- составление сказки по схеме;

- пересказ небольших произведений;

- рассказывание по иллюстрациям;

- составление рассказа по серии картинок;

- печатание слов по теме;

- выполнение росчерков «клубок», «барышня»

- викторина «Русские народные сказки»;

- заучивание дразнилок.

Центр математики:

- схема для выкладывания из палочек геометрических фигур

-наборы предметов для счета;

- изображение старославянских цифр;

- подборка логических задач в картинках;

- подборка лабиринтов;

- счет предметов;

- работа с геометрическими фигурами (овал, круг, прямоугольник, квадрат);

 - составление рисунка из геометрических фигур и его зарисовывание;

- отсчитывание счетных палочек и геометрических фигур по указанной цифре;

- выполнение заданий в карточках;

- игра в шашки.

Центр естествознания:

- карта России;

- глобус;

- Русский национальный костюм;

Коллекция предметов Русского быта;

- рассматривание карты России, глобуса, нахождение России;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных климатических зон: пустыня, север;

- рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»;

- рассматривание русского национального костюма;

- рассматривание коллекции полезных ископаемых;

Центр социально – коммуникативного развития:

- символика России;

- разнообразный демонстрационный материал;

- ширма, дом и всевозможные атрибуты для инсценировки сказок

- рассматривание символики России, слушание гимна;

- береза;

- беседы «Мы говорим на русском языке», «Россия – многонациональная страна»

- рассматривание иллюстраций о народах России

 - театрализация русских народных сказок;

- семейные фотогазеты «Мы путешествуем по России»

- рассматривание паспорта, изготовление детского паспорта

Центр художественного развития:

- украшение русского народного костюма (рисование, аппликация);

- лепка из глины (дымковская игрушка);

- расписывание дымковской игрушки;

- украшение деревянных досок хохломской росписью;

- украшение тарелочки (аппликация);

Использование потенциала семьи осуществляется путём

- участия родителей в выставках семейного творчества

- предоставления родителями фотографий участников ВОВ, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;

- участия родителей в прогулках и экскурсиях;

- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;

- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).

 Результаты проведенной работы:

Предметно-развивающая среда, методическое обеспечение

В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

-  Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;

-  Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

-  В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;

Таблица результативности воспитанников за три года реализации  

        проекта   «Человек творец»

Возраст детей

 Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

Охотно

играют в русские народные подвижные игры, выполняют правила. Используют считалки для выбора водящего.

Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Знают столицу России, главные символы нашего Государства

Передают в изобразительной деятельности элементы народной культуры (промыслы)

Демонстрируют любовь к Родине, уважение к предкам

3-4 года

7-30%

9-37%

15-62%

   ___

7-30%

7-30%

5-6 лет

9-37%

12-50%

17-71%

17-71%

17-71%

17-71%

6-7 лет

24-100%

24-100%

24-100%

24-100%

24-100%

24-100%

За 3 года работы по теме проекта вырос интерес детей и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Используемая литература:

1.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...