Памятка для родителей Игры для развития речи и познавательных процессов.
учебно-методическое пособие по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Игры для развития речи и познавательных процессов.

Познавательные процессы

(ощущения, восприятие, память, воображение, мышление)

являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы и определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Игра «ПУТАНИЦА»

Цели:

  • отрабатывать употребление наречий много, мало с родительным падежом имен существительных;
  • развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Три фишки для каждого ребенка.

Ход игры:

взрослый задает детям вопросы типа:

  • В магазине есть продукты?
  • В море живет рыба?
  • На небе есть тучи? Включаются и провокационные вопросы типа:
  • В спальне есть ложки? На столе спит кот? В ванной спят гости?
  • В кухне есть подушки?

Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответ включать слова нет, много или мало. Игра идет в быстром темпе. Отвечает тот, на кого укажет логопед, ответ должен быть полным, например:

В море живет рыба.

В кухне нет подушек.

Если ребенок скажет: «В небе есть тучи», его спрашивают: Сколько? Надо ответить словосочетанием мало туч.

Тот, кто допускает смысловую или грамматическую ошибку, штрафуется на одну фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаются все 3 фишки.

Представленная игра всегда проходит живо и интересно, позволяет снять эмоциональное напряжение у детей на любом этапе занятия.

Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цели:

  • отрабатывать употребление родительного падежа числительных в сочетании с именами существительными;
  • развивать зрительное внимание, память; пространственные представления;
  • совершенствовать умения использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Оборудование:

Картинки с изображением на каждой из них множества однородных предметов или группы однородных предметов (например, вилки, ложки, чашки, тарелки, салфетки и

т.д.)

Ход игры:

Сначала дети называют предметы. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?».

Далее целесообразно задать следующий вопрос:

Где, относительно других предметов, находился убранный предмет? (Например - Чашка стояла между тарелкой и салфетками. Вилка лежала перед ложкой. И т.д.).

Развитие словесно-логического мышления.

  •   «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Предложить ребенку найти предметы, похожие на него по различным признакам. Например, «бабочка» (летает),  «машина» (перевозит людей), «вентилятор» (вращается) и др.  КАРАНДАШ, ТУЧА
  • «Способы применения предмета». Предложить какой-либо хорошо известный предмет, например, «газета». Попросить ребенка назвать как можно больше различных способов его применения, в том числе необычных. (Например, сделать самолетик, использовать как подстилку и др.). Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.
  •  «Исключение лишнего». Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются, желательно поискать нестандартные и в то же время меткие решения.

Озеро, трава, огурец                дом, корова, лиса         солома, труба, вода        сторож, туча, собака

«На что похоже»

Белое облако похоже на (вату), радуга похожа на .., холм похож на .., гладь озера похожа на .., паутинка похожа на …

 «Запомни фразы»

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1.Осенью идут дожди.

2.Дети любят играть.

3 .В саду растут яблони и груши.

4.В небе летит самолет.

5.Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

«Хлопни, когда услышишь»

Взрослый называет ребенку различные слова: стол, бабочка,  кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, муха, воробей, вилка, комар, огурец, окно, муравей , паук ,  дорога, дерево, жук и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, насекомое. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

«Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

- ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

- МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

- ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

- ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

- ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

- МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

Детям со слабой слуховой памятью взрослый  предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

«Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ                 КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ            ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

- ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ                    ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ

- ТРУСЛИВЫЙ-ХРАБРЫЙ              ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

- ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ          БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ

- ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ                     УМНЫЙ-ГЛУПЫЙ

 «Назови одним словом»

Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.

Для развития словесно - логического мышления воспитатель предлагает детям вопросы:

- Какое из животных больше – лошадь или собака?

- Утром люди завтракают. А вечером?

- Днем на улице светло, а ночью?

- Небо голубое, а трава?

- Черешня, груши, сливы, яблоки – это что?

- Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

- Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

- Который сейчас час? (ребенку показывают часы и просят назвать время)

- На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

- Для чего нужны автомобилю тормоза?

- Что общего между белкой и кошкой?

- Какие ты знаешь виды транспорта?

- Чем отличается старый человек от молодого?

- Для чего люди занимаются спортом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

Памятка для родителей "Игры на развитие речи детей 4-5 лет"

Разработанная памятка поможет родителям в домашних условиях развивать речь, память и внимание детей 4-5 лет....

Памятка для родителей "Игра для развития речи младших дошкольников"

Памятка для родителей о роли игры в развитии речи дошкольников...

Основные направления развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В статье описаны  приоритетные технологии речевого развития дошкольника...

Развитие речи и познавательных процессов детей с ЗПР в коррекционных дошкольных учреждениях

 Трудно представить себе мир, лишённый информации. Слова, жесты, знаки — это всё информация. Существуя в виде текстов, рисунков и фотографий, запахов и вкусовых ощущений, она окружае...

Задание направленно на развитие речи и познавательных процессов . Пересказ – один из важнейших навыков обучения.

Пересказ – один из важнейших навыков обучения.Пересказывать дети начинают задолго до того, как сами учатся читать. Когда вы читаете ребенку сказки, задавайте по ходу чтения самые простые вопросы...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию речи и познавательных процессов с детьми подготовительной группы «Путешествие в песочную страну».

Цель – развитие памяти, внимания, мышления, речи.Задачи:1) активизировать словарь антонимов;2) развивать фонематический слух;3) формировать навыки звукового и слогового анализа;4) развивать...