Основные направления развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В статье описаны  приоритетные технологии речевого развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy_dlya_logopeda.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления развития речи и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет  к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс.

Известно, что вершина познавательных процессов —  мышление и речь. Таким образом, мышление и речь  тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека, а развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того,  речь –  основа процесса общения, поэтому  правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

В нашем детском саду речевое развитие детей подготовительной к школе группы идет в соответствии с ФГОС и ориентируется на задачи Основной образовательной Программы д/сада по следующим направлениям:

1. Формирование звуковой стороны речи. Овладение детьми правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Формирование фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Формирование способности к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Обучение умению пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Формирование грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

6. Развитие связной речи

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Поговорим об особенностях речи на 6-м году жизни:

В диалогической речи дети могут пользоваться точным или кратким ответом в зависимости от вопроса. Старшие дошкольники уже более активно участвуют в беседе, разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. Также развивается умение отобрать нужные знания и найти целесообразную форму их выражения в связном повествовании. В старшем возрасте они уже овладевают основными типами монологической речи - пересказ, рассказ. Средний объем высказываний составляет 30-60 слов. Но если тема ребенка заинтересовала, то рассказ может состоять из 150-200 слов.

Соответственно, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь строить рассказ по предложенной иллюстрации, уметь грамотно пересказывать небольшие отрывки художественных произведений, поддерживать беседу со сверстниками на определенную тему, составлять сложные предложения, использовать в своей речи общепринятые слова вежливости.

Главный критерий в своей работе с детьми- доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Используем в работе приоритетные технологии речевого развития дошкольника

1. Мнемотехника.  

2. Логоритмика.  

3. Сочинительство.

4. Экспериментирование.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Артикуляционная гимнастика.

Представлю некоторые словесные игры с использованием нетрадиционных приемов.

« Да- нет » - задумывается  предмет, задается вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделенный на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше.

« Волшебный поясок» - игра с серией картинок, пояском с десятью карманами.

« Назови общие признаки» - клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.

« Чем похожи?» - трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.

« Чем отличаются?» - осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.

« Чем похожи и чем отличаются?» - кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.

«Назови предмет по действию» - ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.  

« Антидействие» - карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.

« Кто кем будет?»- мальчик-мужчиной, желудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.  

« Кто кем был»- лошадь-жеребенком, стол-деревом и т.д.

« Назови все части» - велосипед → рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.  

« Кто где работает?» - повар-кухня, певец-сцена и т.д.  

« Чем был, чем стал»- глина-горшок, ткань-платье и т.д.  

« Так было раньше, а теперь?»- серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены два занятия педагога-психолога, предназначенные для детей подгогтовительной группы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется друим, это позволяет с...

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...