Самообразование педагога старшей группы доу.Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
занимательные факты (старшая группа) на тему

Галушкина Юлия Андреевна

Цель: Повысить свой профессиональный уровень;                                

систематизировать  работу по формированию социально-правовых норм и

правил поведения  у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель: Галушкина Юлия Андреевна.

Тема по самообразованию:                                                                                          

«Правовое воспитание детей                                                 старшего дошкольного возраста».

Образовательная область:«Социально –коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы

Сегодняшние дети - это будущее страны.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового

образования граждан, обусловленная - среди многих причин - общественные

отношения, поведение людей. Они определяют, что « можно », а что              

« нельзя », каким образом можно поступать в той или иной ситуации. В

дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные

интересы ребёнка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли,

доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и

Гражданином собственной страны. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в

атмосфере уважения, и не страдали от негативных последствий, поэтому в

трудных условиях не остаться равнодушным, а помочь ребёнку. Ребёнок

приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и

будущее целиком зависит от родителей, от действий других людей.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень;                                

систематизировать  работу по формированию социально-правовых норм и

правил поведения  у детей старшего возраста.

Задачи:

- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;              

- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

Этапы проведения работы.

1этап- подготовительный.

 Основные понятия правового воспитания 

Правовое воспитание дошкольников–это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем. Именно в столь юном возрасте у ребенка закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей и т.д.

Правового воспитания – это развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право на любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищен от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребенку, что такие простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых – это то, на что он имеет право.

Был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:

  1. Декларация прав ребенка (1959);
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального право на:

  1. воспитание;
  2. развитие;
  3. активное участие в жизни общества. 

2 этап-основной.

 Формы и методы правового воспитания детей. 

Формы работы с детьми: 

  • Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
  • Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми: 

  • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  • Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
  • Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.

Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Для усвоения правового воспитания информации детям презентуют разные рассказы, книги с рисунками или просто интересные буклеты о том, что такое нарушение прав, как правильно и неправильно поступать. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.

3 этап-заключительный

Формирование у детей элементарных представлений о правах. 

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Перспективный план работы с детьми по правовому воспитанию

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

сентябрь

1. "Что такое право?".

2. "У каждого есть имя"

Познакомить детей с понятием “Право”.                  Воспитывать уважение к правам человека.

Способствовать воспитанию правовой культуры.

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Памятки для родителей по правовому воспитанию

Октябрь

1."Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье"

2. "В гостях хорошо, а дома лучше".

Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права,     но и обязанности;совер-шенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

Папка – передвижка «Права детей»

Ноябрь

1. "Кто где живет?".

2. "Моя Родина".

Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

                    Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

Анкетирование             «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

Декабрь

1. "Хочу или надо?"

2. "Худо тому, кто добра не делает никому".

Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"

Январь

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

2. "Секреты вежливости".

Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..

Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

Консультация «Детская лож за и против»

Февраль

1."Дети и взрослые".

2. "Жизнь дана на добрые дела".

Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Памятка «Жестокое обращение с детьми»

Март

1. "Как дружить без ссоры".

2. "За свое постаю, а чужое не возьму".

Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

Март-Апрель

Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»

Апрель

1. "Труд и отдых".

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться".

Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

Май

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок".

Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков.

Анкетирование родителей.

Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):

  • Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
  •  «Заюшкина избушка» - право на жилье.
  •  «Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.
  •  «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
  • «Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых,право на неприкосновенность чужого жилья.
  • “Морозко”
  • Ненецкая сказка “Кукушка”
  •  “Золушка” Ш. Пьеро
  •  «Бобовое зернышко»
  • сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2.      Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3.      Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

4.      Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.

Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.

Использованная литература:

1. Буркацкая А. Поощрение и наказание / Ребенок в детском саду. – 2007г.

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия / Дошкольное воспитание. – 2008г.

3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. 2005г.

4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – 2008г.

5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка  2002г.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.2002г.

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. 2007г.

8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ 2006г.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.-2007г.

10.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию в старшей группе "Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста"

«Я не боюсь еще и еще раз   повторить: забота о здоровье  - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное ...

Краткосрочный проект в средней группе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

Проект представляет собой систему мероприятий, которые:- способствуют социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его ответственного поведения по отношению к другим и себе;- включа...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план работы на неделю с 16.11.2020-20.11.2020. с детьми старшей и подготовительной группы Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение правовой грамотности «Я, ребенок, я имею право!»Задачи: - Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;- ознакомление детей в соответствующей их возрас...