ПРОЕКТ «Эти необыкновенные куклы» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект на тему

 

ПРОЕКТ «Эти необыкновенные куклы» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад №12 «Дубравушка»

ЭТИ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КУКЛЫ

Познавательно – исследовательский проект

Участник проекта

Еремина Полина

старшая группа

Мельникова Татьяна Николаевна

г.Нягань, 2014 год

2

Оглавление

Введение

Содержание

Заключение. Подведение итога.

Список использованной литературы

Приложение

3

Введение

Как и все дети, я люблю играть! А что за игра без друзей? Я очень люблю играть с куклами. Кукла заменяет мне друга, которая все понимает. Мне интересно играть с куклами. Однажды мне мама купила новую куклу. А от бабушки я узнала, что у нее, была кукла, сделанная из деревянного полена, кукла, сделанная из тряпочек! – и мне стало интересно выяснить у взрослых!

  • Что такое кукла?
  • Когда появились куклы в жизни людей?
  • В какие куклы играли наши мамы, бабушки, прабабушки?

На эти вопросы я решила найти ответы и узнать о куклах как можно больше.

И поэтому я выбрала эту тему для исследования и назвала ее «Эти необыкновенные куклы».

Гипотеза:

Я предположила, что интерес моих друзей к кукле возрастет, если они будут знать историю возникновения кукол, их разнообразие, изготовления кукол своими руками,  использование в игре, то дети будут добрей и отзывчивей к друзья и взрослым.

Проблема:  

Какую пользу и вред могут приносить куклы.

Цель работы:

Изучить когда появились куклы в нашей жизни, разнообразие кукол, как люди использовали и используют кукол?

Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:

1.Выяснить историю возникновения кукол.

2. Определить отношения детей и взрослых к различным видам кукол.

3.Изучить технологию изготовления кукол.

4.Доказать значимость куклы в жизни людей.

4

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: индивидуальный

Продолжительность: декабрь 2013 – март 2014г.

Разработка проекта:

  • Подобрать с помощью воспитателя литературу; познавательную, научно – популярную, художественную.
  • Провести опрос друзей с помощью опросника
  • Создать мини – музей в группе  «Эти удивительные куклы»
  • Экскурсия в центр
  • Экскурсия в библиотеку знакомство с книгами о куклах
  • Пригласить на встречу мастера любителя изготовления кукол
  • Создание альбома «История куклы»
  • Создание альбома «Куклы моей мечты» (рисунки детей)
  • Просмотр видеокассеты о декоративно – прикладном искусстве
  • Проанализировать и обобщить информацию о куклах

Предполагаемые результаты:

В ходе реализации проекта выяснилось, что кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивается познавательная активность, мышление, воображение, память, пополняется словарный запас детей. Дети бережней относятся к своим куклам. Узнали, как изготавливать кукол для игры, и нашли применение изготовленным куклам в своей игровой деятельности. Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека, развивают инстинкт заботы, который потом перерастает в материнский инстинкт.

5

Содержание

                                                                       «Расскажи и я забуду,

Покажи – и я запомню, дай

                                                                               Попробовать и  я пойму»

Китайская пословица

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид . Затем куклы появляются в Древней Греции и античном Риме. Начиная с 17 века, во всех государствах появляются бродячие артисты – кукольники. В 18 веке дети играли  тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев и камней. К концу 19 века открываются фабрики по производству пластмассовых кукол. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли  злых духов и приносили счастье в дом.

 В середине 20 века современные дети играют с куклой Барби и Беби Боном.

Кукла не рождалась сама, ее создал человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя – человека. Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе характерные черты народа. В этом главная ценность куклы. Я заинтересовалась разнообразием кукол в жизни людей.

Работая над проектом, провела исследование.

С какими куклами предпочитают играть мои подружки.

Мой опрос показал что: все дети любят играть с куклой, и в лидерах у современных детей Барби и Беби – Бон.

Кукла Барби – модная и красивая. У нее богатый гардероб и мебель.

Фото детей с куклами

Кукла Беби – Бон – Это кукла пупс, которая очень похожа на маленького

настоящего ребенка. Беби – Бон умеет говорить, плакать, и смеяться.

 Фото детей с куклами

6

Кукла Братц с английского языка означает: озорной ребенок. Про эту куклу созданы фильмы, мультфильмы. Девочки хотят быть похожими на этих кукол.

Фото детей с куклами

Вывод: Куклы появились давно. Люди делали кукол из различных материалов, и использовали их в игре. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли злых духов и приносили счастье в дом. Выяснилось при опросе, мои друзья играют современными куклами. Мои друзья не знают какими куклами играли их мамы и бабушки.

На познавательных занятиях и занятиях по безопасности я узнала, что куклы могут приносить пользу и вред.

Оказывается, польза в том, что кукла помогает детям быть ответственными, добрыми, учит общаться, бережно относится к вещам, быть аккуратными.

Так же выяснили опасные для здоровья детей кукол, в производстве которых было выявлено превышение содержания вредных веществ.

Фото детей

Вывод: Дети и взрослые! Будьте осторожны при покупке любимых игрушек.

Польза:

  • Выбирать качественные куклы
  • Кукла незаменимая подруга

7

  • Вместе с куклой дети учатся

Вред:

  • Некачественные могут содержать токсические вещества
  • Куклы с сильным запахом могут вызвать отравление или аллергию

Во время посещения библиотеки нам рассказали: давно на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. По своему назначению куклы делились на три большие группы:

  • Обрядовые
  • Куклы – обереги
  • Игровые

Просмотрели видеозаписи мастер – классов по изготовлению тряпичных кукол.

Знакомились народным фольклором и художественной литературой о народных и авторских самодельных куклах.

На познавательных занятиях мы познакомились с историей появления кукол. Вместе с воспитателями решили создать мини – музей в группе.

На занятиях по ручному труду и конструированию  учились делать кукол разных видов.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

"Коляда"          

         

8

 С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

         В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

          С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

          Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находится хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

"Крупеничка"

         

 Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

          После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в

9

красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

          В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.

          Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

          И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Куклы – обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать

10

дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счасть

"Кубышка-Травница"

         

  Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Кукла Северная берегиня

В истории России немало места отведено различного рода обрядам и обрядовым предметам, особо почетное место среди коих всегда занимали замечательные творения рук человеческих в образе кукол-оберегов. Именно такие куклы по старым поверьям считались некими талисманами, призванными защищать и оберегать своих хозяев от различных несчастий и страшных испытаний. Изготавливались они

11

практически без использования иголок посредством скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани или нитей. Даже не рекомендовалось пользоваться ножницами и прочими режущими инструментами. Все делалось только путем разрыва ткани руками. Вот, например, одна из таковых кукол-оберегов для дома «Северная Берегиня» изготавливалась из небольших лоскутков ткани предпочтительно ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Помещали такую очаровательную куколку где-нибудь в северный уголок избы.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Пеленашка

Процесс изготовления этой тряпичной обереговой куклы Пеленашки довольно прост и понятен. Берется минный лоскут белой или близкой по цвету ткани, причем эта ткань должна быть обязательно ношенной. По желанию в центр ткани кладут круглую палочку, чтобы придать будущей обереговой тряпичной кукле основу. Затем, ткать скручивают в скатку как можно плотнее. После чего, красной нитью, или же специально изготовленным для этого дела пояском, перетягивают получившуюся скрутку посередине и завязывают узелок, который символизирует пуп – место сосредоточения жизненной силы. И, так же как и настоящую пуповину, концы пояска откусывают. Для обеспечения головы скрутку перетягивают нитками, так чтобы выделялась треть ее длины. После всех вышеописанных манипуляций,

12

на скатку повязывают платок, плотно заворачивают в пеленку и, как полагается, оборачивают свивальником.

Вывод: Работая, над проектом, у нас в группе появился мини – музей. Я узнала историю возникновения кукол. Научилась изготавливать, различать по видам. Самое главное, что если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, со своим характером, индивидуальную, безопасную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я проделала большую работу,  и ответил на все вопросы, которые возникли у меня в самом начале моей исследовательской работы.

Отвечая на вопросы, я узнала для себя очень,  много  интересного и полезного.

Главное, что сейчас я могу самостоятельно сделать куклу для игры, не просить маму, что бы она мне купила ее в магазине.

Знаю, как выбрать в магазине безопасную куклу.

Изготовленные куклы своими руками лечат, не приносят вреда, делают детей добрей. Созданные мною куклы доставят радость моим друзьям и взрослым.

ЛИТЕРАТУРА

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды  и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва  Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.-  Москва «Белый город»  

6.Т.Сысоева Кукольный календарь  Каргополь 2006г.

7. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9.Журнал. Читаем, учимся, играем.№1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»

Приложение

Татьяна Кот

 Я пекла, варила,

 Кукол накормила.

 Куклы меня слушали,

 Быстренько все скушали.

 И суп из цветочков,

 И пирог из песочка,

 И котлеты из глины,

 И компот из рябины.

Ах вы куклы замарашки,

 Где испачкали рубашки?

 И чулочки, и носочки.

 Как же вам не стыдно, дочки?

 Снова целый день стирать,

 Даже некогда играть!

Б. Эльшанский

Кукла Лиза стала старше,

 И теперь она поймёт,

 Что всего полезней каша,

 Что вкусней всего компот.

 Собрались вокруг лошадка,

 Клоун, слон и кошечка:

 Кукла ест при них так сладко,

 Всё-всё-всё, до крошечки!

 Ах, какая молодец!

 Ах, какая Лиза!

 Научилась, наконец,

 Кушать без капризов.

 Чистая тарелка,

 Чисты чашка, ложка,

 До конца поела,

 Хоть и понарошку.

Л. Алейникова

 Заболела моя кукла,

 Слово «ма-ма» прохрипела,

 Я не знаю, что и думать,

 Целый день я с ней ревела.

 Не хотела слушать сказки,

 Не моргают даже глазки,

 В шарф её запеленала,

 В помощь мамочку позвала.

 Меня мама обняла

 И сказала: »Ерунда!»

 Батарейку заменили,

 Куклу будто подменили!

В. Пузырев

 Лечит куклу на диване

 Доктор- маленькая  Таня.

 Строго так ей говорит:

 «горлышко твое  хрипит.

 Рот открой,  скажи мне «А-А-А»

 Все понятно- краснота.

 Лоб вспотел-температура,

 Выпей сладкую микстуру.

 Витаминчики  возьми

 И таблеточку прими.

 А еще меня послушай,

 Никогда снежок не кушай.

 Я  сама его  поела,

 А потом три дня болела.

С. Просто

 Кормила куклу Дашу

 С утра я манной кашей…

 Та каша пусть моя была,

 Ну я совсем не жадная!

 За маму…папу…Дашу

 Кормила манной кашей.

 Но до сих пор я не пойму –

 Зачем за всех есть одному?!

 Пусть каждый съест по ложке…

 Здесь хватит даже кошке!

И. Горбачева

 У меня есть кукла Майя,

 Она очень дорогая!

 Мне купили мою Майю,

 Я почти с ней не играю.

 Я беру её, качаю,

 Но боюсь, что поломаю.

 Потому что моя Майя,

 Кукла очень дорогая.

 Не беру гулять я Майю,

 Вдруг случайно потеряю?

 А терять нельзя мне Майю,

 Она очень дорогая.

 Вот и думаю всегда я,

 Ну зачем мне кукла Майя?

 Куклу я хочу другую,

 И совсем не дорогую!

 Моя кукла Лена,

 Видно, заболела!

 Не хочет кушать кашки.

 Не смотрят больше глазки.

 Не идёт со мной гулять.

 Нужно доктора позвать!

 Но кукла тихо вдруг сказала:

 «Я играть с тобой устала!

 Дай немножечко поспать,

 А потом пойдём гулять!»

В. Орестова

Кукла Юлька заболела-

 Пять пломбиров Юлька съела!

 Голосок совсем охрип,

 Да еще начался грипп.

 Что теперь ругать бедняжку...

 Молока налью ей в чашку -

 Десять граммов соды,

 Масло, ложку меда.

 Вот и лобик не горячий,

 А могло быть все иначе:

 Не лежала бы в постели,

 А каталась на качелях.

 Я беру тебя на ручки -

 Ты кончай с пломбиром штучки!

 На ночь - аспирина с чаем

 И все сказки прочитаем.

Т. Гостюхина

 Подарили куклу

 Мне на день рожденья.

 Это просто чудо,

 Радость и везенье.

 Бросила игрушки,

 Только с ней играю,

 Обо всём на свете

 С Машей забываю.

 Я кормлю и мою

 Милую подружку,

 Спать кладу в кроватку

 Машу на подушку.

 Мы гуляем с куклой,

 Делаем зарядку,

 Вместе привыкаем

 С Машенькой к порядку.

 Куклу берегу я,

 Я её лелею.

 С ней я стала лучше,

 Стала я добрее...

Н. Рябова

Кукла Катя в новом платье,

 Сшила я его сама.

 Я полдня над ним корпела,

 Доводила до ума.

 Только вечером попало,

 Мне от мамочки моей.

 Я потратила на платье,

 Кучу новых простыней.

Л. Зубаненкова

 Свою куклу я качаю, спать укладываю.

 Чтобы кукла не скучала, байки складываю,

 Потом песню пропою ей тихо, ласково,

 Да поправлю одеяльце ей атласное.

 Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,

 За окном на небе звёзды водят хоровод.

 Нам с тобой не будет скучно до утра:

 Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

 М. Пиудунен

Кукла на улице снега наелась,

 В дом пришла мокрая и не разделась,

 Плачет, что горлышко сильно болит.

 Надо нам куколку будет лечить.

 Градусник ставим, положим в кроватку,

 Сделаем теплый компресс её из ватки,

 Чаем напоим, таблетку дадим,

 Скажем об этом игрушкам другим,

 Чтобы гуляя снег в ротик не брали

 И по сугробам сырым не скакали.

СКАЗКА О КРУПЕНИЧКЕ

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.

 Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.

-Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас- девица как девица: таких везде много, как наша.

 А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые , бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.

 В народе даже песенка про нее сложилась:

Крупеничка, красная девица,

Голубка ты наша, радость- сердце,

Живи, цвети, молодейся,

Будь всем добрым людям на радость!

 Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.

 -Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?

 Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий- коричневый, как сосновый ствол.

 Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.

 А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.

 Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой- спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.

 Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:

 -Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!

 Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок- низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:

 - Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?

 Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:

 -А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?

 - А зовут меня Одолень-трава.

 Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:

 - Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!

 Выслушал ее старичок и ласково ответил:

 -Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!

 Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.

 Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.

 Среди них была и Крупеничка.

 Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам- нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.

 -Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.

 Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.

 -Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!

 И мамушка Варварушка ему поддакивает:

 -Кушайте, красавицы: веселее будете , румянее станете!

 Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:

 -Кушайте, кушайте на здоровье!

 Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.

 -Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!

 Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:

 -Кушайте, милые, кушайте!

 Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников.. И всем стало вдруг весело.

 Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.

 Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом- вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.

 -Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..

 Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.

 Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.

 Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный- и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена- не оторвешь.

 Спросил ее старичок:

 -Укажи мне , где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?

 -А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, -поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.

 Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:

 - Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!

 Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.

 А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

 Крупеничка, красная девица.

Кормилка ты наша, радость-сердце.

Цвети, выцветай, молодейся,

Мудрее, курчавей завивайся,

Будь всем добрым людям в угоду!

 Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало угощали кашей досыта.

 Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши- ни во что и труды наши!

СКАЗКА ПРО КУКЛУ

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.

По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали что она ведьма, по-этому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то  ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало сделать какую-то  гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала что куклы у нее нету.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

- А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...

Методические разработки (мастер-класс) изготовления на Рождество «Рождественские куклы» для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи:1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;2. Развивать мелкую моторику рук;3. Развивать аккуратность.4. Развивать усидчивос...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...