Поощрения и наказания детей в семье
методическая разработка на тему

Евстратикова Татьяна Михайловна

Материал для круглого стола с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchreniya_i_nakazvniya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание «Родительского клуба»

на тему: «Поощрения и наказания детей в семье»

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного        поведения,        сопровождалось

положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок...

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания - « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.

Наказание - это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.« Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
  • Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
  • Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  • После наказания проступок должен быть «предан забвению», о нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о наказании.
  • Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
  • Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Главный  метод  воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

В заключение своего выступления мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов « как поощрять ребёнка в семье»:

  • Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого - либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
  • Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

Памятка родителям от ребенка:

•        Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.        

         

             Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

•        Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

•        Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.

•        Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

•        Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

•        Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.

•        Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

•        Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

•        Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

•        Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.

•        И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

«Когда Вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

1.        Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать - это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2.        Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».

3.        За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание - только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний - блюдо не для детской души.

4.        Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

5.        Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах - ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6.        Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!

7.        Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

8.        Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9.        Наказание - не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять»

1.        Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2.        Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3.        Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4.        Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5.        Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6.        Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7.        Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

8.        Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

•        Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

•        Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

•        Упрямство - свидетельство желания быть независимым;

•        Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

           Суета, беготня - ребенок дает выход энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание детей в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания....

Поощрение и наказание детей в семье.

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании....

консультация на тему "Поощрение и наказание детей в семье" для родителей

"Плоощрение и наказание детей в семье" консультация для  родителей...

Родительская гостиная "Поощрения и наказания детей в семье"

Вводная беседа о поощрениях и наказаниях детей в семье. Игра "Ассоциации". Показ презентации с обсуждением. Рефлексия....

Родительский ликбез"Поощрение и наказание детей в семье"

"Поощрение и наказание в семье!" Презентация для родителей....

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....

Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цели:   Донести до сознания родителей, что наказание и поощрение не должны идти во вред ребенку.   Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо...