Родительский ликбез"Поощрение и наказание детей в семье"
презентация на тему

Ахмедзянова Ольга Викторовна

"Поощрение и наказание в семье!" Презентация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelskiy_likbez.ppt440 КБ
Microsoft Office document icon roditelskiy_likbez.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский всеобуч на тему: «Наказание и поощрение детей в семье»

Слайд 2

Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? “Это к счастью, Это к счастью!” Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью, Это сделал я. “Ты разиня, Ты растяпа” - Скажет мне семья…

Слайд 3

Какими должны быть наказания ? не подавлять решительность, не порождать обиду, не унижать ребенок должен пережить чувство вины, раскаяния ребёнок должен осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения с родителями.

Слайд 4

Чего не должно быть в реакции на проступок? Недопустимы физические наказания Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта. Ярости Ярость приводит к чрезмерности наказания. Истеричности На истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же. Безнаказанности Если любовь родителей слепа и безответственна.

Слайд 5

Бывший воспитанник С. А. Калабалин пишет: « Макаренко утверждал, что если в природе можно насчитать миллион проступков, то мер воздействия должно быть два миллиона. За 19 лет жизни рядом с ним я не знаю случая, чтобы он повторился... Антон Семенович всегда подчеркивал, что в наказании, с одной стороны, должна быть известная традиция и норма, а с другой - оно должно быть чрезвычайно индивидуальным».

Слайд 6

Правила наказания Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать? Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай». Наказание никогда не должно вредить здоровью. За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей. Запоздало не наказывать - за давностью все списывается. Наказан значит прощен. Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Слайд 7

Наказывая ребенка, помните: Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован. Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима. Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его. Наказание должно быть последовательным.

Слайд 8

Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Наказывая ребенка, помните:

Слайд 9

Когда ребенка не следует наказывать? Не наказывается ребенок если его темперамент чем-то не устраивает взрослых. Не наказывают за плаксивость, возбудимость и крикливость. Не наказывают ребенка и во время еды Не следует применять наказания причиняющие ущерб здоровью. Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.

Слайд 10

Ограничители похвалы : не хвалить ребенка за то, что достигнуто им не своим трудом; не хвалить больше двух раз за одно и то же, без особого к тому повода; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться.

Слайд 11

Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади .

Слайд 12

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Родительский ликбез.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему "Поощрение и наказание детей в семье". Эта тема актуальна была, есть и будет в любые времена.

Презентация.

(2 слайд)

Как часто нам приходится сталкиваться с такими ситуациями и как по-разному, мы взрослые, можем на неё реагировать: кто-то возьмется за ремень, если это случилось с ребёнком, а кто-то промолчит.

Противники наказаний утверждают: детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, т.к. в проступках ребенка в большинстве случаев виноваты его родители, имеющие свои недостатки, которые проявляются в поведении ребенка. Л. Н. Толстой писал: "Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен...". Нравственно ли наказывать ребенка за то, что он таков, каким его воспитали?

СИТУАЦИИ:

  • Ребенок совершил проступок и наказан запретом на просмотр по телевидению интересного фильма. И вместе с ним фильм не смотрит вся семья. Совестливый ребенок этим огорчен вдвойне.
  • Ребенок плюнул в другого, на что мимоходом сказали "нельзя этого делать"; он разбил вазу, и его наказали сурово. Ребёнок понял: можно оскорблять, но нельзя наносить урон имуществу.
  • Он вытоптал соседскую грядку с цветами, на что в лучшем случае следует равнодушное "нельзя", а то и вовсе не делается никакого замечания. Он потерял 10 рублей - его наказали. В сознании ребенка откладывается: чужое - можно, свое - нельзя.
  • Ребенок нагрубил взрослому и не наказан.
  • Ребенок сознательно сбил с ног только начавшего ходить младшего брата.

Это подлость. За бессовестные, подлые поступки наказывают серьезно не лишением мороженого, здесь гневная реакция родителей уместна и закономерна.

Бессовестность - ржавчина души. Бессовестность приводит к подлости. Подлость - это издевательство над малым, слабым, больным и старым; это унижение другого, клевета и оговор, травля.

Беда, когда любимая книга дедушки, или дорогие его сердцу фотографии порваны ребенком, а в глазах родителей это всего лишь невинная забава, в то время как царапина на мебели превращается ими в трагедию (мещанские взгляды) - именно тогда в семье вырастает безнравственный человек. Такие родители пожнут горькие плоды: умирая, они тщетно будут просить глоток воды, так как их дети в это время со скандалом займутся дележом имущества.

(3 слайд)

Без этого чувства наказание не является воспитанием. В наказаниях нельзя недосолить, но еще опаснее пересолить. Все должно быть точно отмерено и взвешено.

Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки - радость всей семьи, плохие - огорчение для всех ее членов.

Белинский говорил: "Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд, обычно ласковой матери, уже становился для него тяжелым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия".

Конечно, наказание наказанию рознь. Но что же делать, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, и нет желаемой пользы? Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на ребёнка, давать подзатыльники, и хвататься за единственное "спасительное" средство - ремень! Не убедив ребенка в его вине, родители своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным.

Об этом же в свое время предупреждал и А. С. Макаренко. Он говорил, что "из забитых и безвольных детей вырастают потом слякотные и никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство".

(4 слайд)

Недопустимы физические наказания Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта: ребенок подчиняется, просит прощения, покоряется. Но в этом случае его сознание и связи с внешним миром нарушены, так заставляет его вести инстинкт самосохранения, страх. Физические наказания, вызывают торможение в коре головного мозга, возникает явление "затмения". Именно этим объясняется крик: "Простите, я больше не буду!", а не пониманием этой ошибки. "Под влиянием болевого сигнала" перестраивается работа всех органов организма. Физическое наказание может стать признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии. 

Не должно быть ярости. В ярости - страх, отвращение, ненависть, враждебность. Он будет бояться своих родителей, а кого боятся, того ненавидят, Ярость приводит к чрезмерности наказания, что впоследствии порождает у родителей муки совести. Когда наказали, а потом плачут, целуют. Теперь в глазах ребенка виноваты родители, он становится в позу обиженного. Все это - анти-воспитание.

Истеричности. На истерический крик, истерическую жестикуляцию и ребенок ответит тем же. Таким же впоследствии он может стать и сам истеричным, нетерпимым, несдержанным к этому.

Безнаказанность.

Нередко ребенка не наказывают за проступок.

1. Не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность.

2. Не наказывают, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме пакостей, ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания  порождает депрессию или ожесточение. (Ребенок спрашивает мать: "Ты меня любишь?")

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Каждый ребенок и проступки его индивидуальны. Отсюда и меры воздействия по этим проступкам также должны быть строго индивидуальны.

СИТУАЦИЯ:

Предположим, что 2 ученика нагрубили бабушкам. С точки зрения житейской практики их следовало бы одинаково наказать. Допустим, что это так и случилось. И одному, и другому папы говорят: "Раз ты нагрубил бабушке, ты, во-первых, извинись перед бабушкой, во-вторых, ты сегодня за это наказан! На улицу не пойдешь, ни лыж, ни коньков сегодня не будет!". Увы, эта форма наказания, как, впрочем, и все другие, может иметь разный, а порой и диаметрально противоположный результат. Тот из мальчиков, который любит кататься на лыжах, на коньках, будет действительно наказан. Во дворе ребята играют в хоккей, а он сидит дома наказанный, лишенный этого удовольствия.

Зато другой, который к лыжам и конькам вообще-то равнодушен, будет чрезвычайно обрадован. Он с удовольствием пристроится на тахте, раскроет интересную книгу и займется любимым делом - чтением очередного приключенческого романа.

Одинаковое наказание и совершенно разные результаты. Подчеркиваем, при выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребят. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя. Это может быть замечание, легкое выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие - будь то посещение театра, кино, катка, цирка и т. п. Наказание будет эффективным, если их разнообразить по форме.

(5 слайд)

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство

(6 слайд) Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?
  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать. Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Наказывают не за поведение, а за один поступок. "Салат" из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
  • Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

"Разумная система наказаний, - писал А. С. Макаренко, - не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

 (7-8 слайды) Наказывая ребенка, помните:

  • Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.
  • Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, /изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
  • Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет.
  • Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.
  • Любые проступки ребенка следует предупреждать.

(9 слайд) Когда ребенка не следует наказывать?

  • Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.
  • Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это - то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий.
  • Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность
  • Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают горластого за громкий голос, и вообще детей за шум.
  • Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.
  • - Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу

Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Скромного или потерявшего веру в себя и свои силы полезно подбодрить, самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и любознательны, другие - потому что тщеславны и самолюбивы, третьи - из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует! По своему действию похвала похожа на наркотик, а поэтому привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Похвала - профилактика против проступков. Передозировка похвалы вредна.

(10 слайд) Ограничители похвалы:

- не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

- не хвалить больше двух раз за одно и то же;

- без особого к тому повода

- не хвалить из жалости;

- не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Если ребенок получает поощрение не заслуженно, оно теряет воспитательную ценность и приносит серьёзный вред.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание. Существует словесная или духовная и материальная формы поощрений.

Словесное поощрение выражается в виде одобрения словами: "хорошо", "правильно", "молодец и т. п.: Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове - и он почувствует вашу признательность. Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите: - Молодец! Умница!

Скажите: "Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, может быть пойти зоопарк)".

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Другая форма благодарности (материальная) - подарок. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Не правильное его использование приводит к безнравственным проявлениям у ребенка.

Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарков-подношений. Как показывает практика, дорогие вещи сначала радуют детей, но постепенно развивают у них зазнайство, отчужденность от сверстников и в конце концов приводят к формированию мещанских взглядов на жизнь.

Родители обязаны знать, что дарить вещи, поощряя ребёнка, следует с учетом их действительных потребностей и интересов: прежде всего это книги, разнообразные игры, коньки, лыжи, инструменты и другие предметы, способствующие умственному и физическому развитию.

Очень хотелось бы исключить из семейного обихода самый распространенный метод поощрения - конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая и в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и слишком много сладкого в рационе ребенка вредно. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребенком. Проще, но далеко не лучше!

И еще одно правило - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: "Сделай то-то, а за это получишь то-то". Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее. В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Главное - это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная "Поощрения и наказания детей в семье"

Вводная беседа о поощрениях и наказаниях детей в семье. Игра "Ассоциации". Показ презентации с обсуждением. Рефлексия....

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....

Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание детей в семье".

Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в...

Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»

Администрация муниципального образования городского округа  «Воркута»муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Радость» ...

Заседание Родительского клуба на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование различных вид...

Заседание "Родительского клуба" на тему: " Поощрения и наказания детей в семье"

Повышение психологической компетентности родителей; знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний. Способствование созданию в семье благоприятной атмосферыдля развития ребенка....