ПРОЕКТ: «Школа юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Горкина Светлана Сергеевна

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый  социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым  комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inzhener_proekt.docx63.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул. Комсомольская, д. 21

ПРОЕКТ:

«Школа юных инженеров»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Горкина С.С.,

первая категория

2016  -2017 год

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый  социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым  комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.

Поэтому, был разработан проект «Школа юных инженеров», куда входят разделы:

  • экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»; 
  • конструктивная деятельность;
  • робототехника.

Проект:  «Школа юных инженеров»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально- групповая.

Срок реализации: сентябрь-май ( 2016-2017 года)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.

Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели подготовительной группы.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской  познавательно-исследовательской деятельности.

Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих  условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

для педагога:

  • совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • создание системы элементарных  представлений в познавательно-исследовательской деятельности  , доступных пониманию дошкольника.

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование  в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • воспитание  осознанного,  целесообразного отношения  к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками  к  основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной  деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.

 Ожидаемые результаты для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  •  повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности; 
  • повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые  объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Принципы составления проекта:

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

   - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

   - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

 -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
  2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.

3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).

4. Библиотечка юного эколога и  инженера.

5. Подборка  научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный , бросовый  материал).

Этапы проекта

1 этап (сентябрь)

Предварительная подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

  • Экскурсии и целевые прогулки.

  • Наблюдения за объектами и явлениями природы.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

  • Тематические беседы «Инженер - какой он?», «Школа Самоделкиных»и др.

  • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

  • Знакомство с материалами мини-центра «Школа волшебников».

Практическая часть

2 этап (октябрь – апрель)

  1. Взаимодействия с детьми

  • Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях .

  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

  • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского , конструктивного, познавательного обучения.

  •  Чтение  тематической, художественной литературы

  • Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

  • Мини-центры «Школа волшебников» (экспериментальный уголок), «Конструкторское бюро».

  • Копилка «нужных ненужных» вещей;

  • Плановые опыты

  •  Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

  • Оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам ,конструктивной деятельности (в виде зарисовок и фотографий).

  1. Взаимодействия с семьей

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Семейный клуб «Добрые зернышки».

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной  деятельности» .

Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.

Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результат проектной деятельности

3 этап (май)

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Открытые мероприятия  на родительском собрании.

Открытые мероприятия для педагогов.

Обобщение педагогического  опыта работы.

Список используемой литературы:

1.  Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5.  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6.  Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Интернет сайты.

12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» .

Раздел №1 «Школы юных инженеров»

Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»

 

Одно из направлений  разделов  «Школы юных инженеров» - это  экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,  в то же время,  интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать  новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Цель раздела :развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.

-Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

-Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений.

-Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

-Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

В своей работе опираемся на принципы :

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

   - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

   - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

 -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Этапы  реализации раздела:

1 этап:

  • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).
  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.  

2 этап:

  • Мини-центр «Школа волшебников» (экспериментальный уголок).
  • Копилка «нужных ненужных» вещей ( подборка демонстрационного лабораторного оборудования).
  • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.
  • Планирование наблюдений, экскурсий  и целевых  прогулок.
  • Чтение  тематической, художественной литературы .Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
  • Игровой центр: игры словесные; развивающие игры и упражнения.

3 этап: итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Изучив литературу по этой тематике   Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,  Дыбиной О.В. , Поддъякова Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., « Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» начали создавать условие.

Одним из условий   для  детского экспериментирования является  создание  центра  детской экспериментально-исследовательской деятельности «Школа волшебников». В этом  центре дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Центр детского экспериментирования  оснащён разнообразным  природным  и бросовым материалом.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств,   предметов  имеется  набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, весы  и т.д.

В качестве демонстрационного материала центр  постепенно пополняется различными коллекциями. Например: коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек,   коллекция засушенных плодов, коллекция перьев, коллекция сухих листьев, мхов и т.д. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливались  различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

Считаем, что составление картотек  опытов и экспериментов ,конспектов занятий НОД, бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы является  необходимым, учитывая  возраст детей.

Результаты  экспериментирования оказывают  влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

- знания детей о  живой и неживой природе.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет.                                                                       приложение №1

 

О

С

Е

Н

Ь

сентябрь

октябрь

ноябрь

«ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУЧКА»

Цель: дать детям элементарные представления о строение земной коры: состоит из нескольких слоёв – камни, песок, глина, почва.

 

«ПОДАРОК ДЛЯ НЮШИ»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными.

«ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ»

Цель: расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека.

 «ВОЗДУХ НЕВИДИМКА, НЕВЕСОМЫЙ – КАК ПУШИНКА»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес.

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ВОЛНЫ НА МОРЕ?»

Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха.

 

«ЧТО ЗА НЕВЕДИМКА КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН?»

Цель: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

 

З

И

М

А

декабрь

январь

февраль

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ В СНЕЖНОМ ЦАРСТВЕ»

Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами

 

«ВОЛШЕБНЫЙ СНЕЖОК»

Цель: закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

«ЧТО ПРЯЧЕТСЯ В СНЕГУ?»

Цель: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».

«ПОЛЁТ В КОСМОС»

Цель: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе.

 

«ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ЗИМА И ЛЕТО?»

Цель: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

 

В

Е

С

Н

А

март

апрель

май

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАГНИТ!»

Цель: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.

 

 

«ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?»

Цель: посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.

 

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДВУХ ЛУКОВИЦ»

Цель: на основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений.

«УГОЩЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ»

Цель: в ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.

 

«КАК ЦВЕТЫ С СОЛНЫШКОМ ДРУЖАТ»

Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

 

Приложение №2

Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.

Вводная диагностика проводится по методике  «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

-Игровая;

-Чтение книг;

-Изобразительная;

-Детское экспериментирование;

-Труд в уголке природы;

-Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый  выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Итоговая диагностика проводится по методике  «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения.

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Раздел №2 в «Школе юных инженеров» -это  конструктивная деятельность.  

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.  Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования  и  развитие  конструктивных умений и способностей дошкольников.

Задачи:

-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми  подготовительной  группы;

-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);

-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;

-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Основные принципы:

-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;

-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;

-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;

-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;

-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе

единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами );

-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

-Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

-Поисковый – самостоятельное решение проблем;

-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;

-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Для успешного решения  задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности.

В «Центр развивающих игр»,  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.  

Подготовительная группа  является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят  более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.

В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Используя  игровые методы и приемы обеспечиваю связь с  познавательной деятельностью, а также   помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Конструирование из строительного материала  развивает  умение сооружать

различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов позволяет  познакомить с разнообразными

пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Закрепление  умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление  умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Конструирование позволяет  организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха,  словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие -  развитие  трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.

В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является  великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает  взаимодействие различных видов деятельности..

Конструктор Лего- представляет  огромные возможности для поисковой , продуктивной , творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.

Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться  и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы  и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.

Использование  конструкторов  и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми  по разным направлениям .

Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Цель раздела: развитие  познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники. 

Задачи:

-Развитие индивидуальных способностей ребенка;

-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

-Развивать операции логического мышления,

-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

-Формировать  предпосылки  учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и  поставленной целью, доводить начатое дело  до конца, планировать будущую работу.

Работая с   робототехникой    индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате  повышается самооценка ребёнка.

Дети работают вместе со специалистом  Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом ( 2 занятия в месяц).  

Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Анализ мнений родителей по внедрению  конструктивной  деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

 Приложение № 2 Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.

Диагностическая карта в подготовительной группе

Ф.И. ребенка

Называет детали

Строит сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Строит постройки по творческому замыслу

Строит в группе

Использует предметы -заместители

Психологическая диагностика психических процессов.

Диагностическая карта в подготовительной группе

Ф.И. ребенка

Мелкая моторика

Внимание

Действие по образцу

Память

Коммуникативные умения

Логическое мышление

Выявление закономерности

Восприятие

Творчекое воображение

Мотивационная готовность

Произвольность

Ориентация в пространстве

Педагогическая оценка сформированности  прединженерного мышления

Ф.И. ребенка

Интерес и желание конструировать

Реакция на задание

Выбор материалов, способов деятельности

Оригинальность постройки

Результат деятельности

Сформированность математических способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр

Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр...

Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физи...

«Школа юных Защитников» (для детей младшего дошкольного возраста)

Сценарий физкультурного праздника посвященного 23 февраля - Дню защитника отечества...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

ull;Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста " Юные финансисты"

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...

Квест – игра «Форт Боярд встречает юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста.

Квест – игра «Форт Боярд встречает юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний по инженерной направленн...