Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Васильева Дарья Сергеевна

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.        Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.           От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.        И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общего вида №101»

муниципального образования города Братска

Консультация

 «Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста»

Подготовила:

 воспитатель                                         Васильева Дарья Сергеевна

Братск

Консультация

Тема: «Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста»

План:

Введение

1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё.
2.
 Основные формы работы детского сада с семьей в период

адаптации

3. Памятка для родителей

5. Заключение

Введение

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.        Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.           От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.        И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё.

Термин «адаптация» понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Адаптация социально-психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

2. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к

ДОУ.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период

адаптации

1.Родительские собрания.

2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.Посещения на дому.

5.Выставки.

6.Папки-передвижки.

7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9.Консультации.

10.Клуб «Молодой семьи».

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт

с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в

ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты

его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на

прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на

вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы

приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит

приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и

отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.

Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и

закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам

педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими

родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой

обстановке.

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а

ждут, чтобы их занимали взрослые.

Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до

конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.

При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет

выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители

рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими [легко, избирательно или с большим трудом], имеется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с близкими, например, он был помещен в больницу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.

Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности

ребенка к кому-либо из взрослых.

Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения

готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее

значение для процесса адаптации имеют следующие:

• наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

• инициативность;

• адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

• аппетит;

• наличие опыта совместной деятельности со взрослым.

Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог делает

прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении,

определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает

родителям рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей

перейти от одних условий жизни к другим

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком

своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития

и поведения.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы

малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевший, хотим

предложить несколько рекомендаций.

• Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их

предъявлении.

• Будьте терпеливы.

• Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

• Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

• Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните "параллельный

разговор" (комментируйте его действия).

• Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте

как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

• Спрашивайте у ребенка: "Что ты делаешь?" На вопрос "Почему ты это

делаешь?" он ответит, когда подрастет.

• Каждый день читайте ребенку.

• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето -

прекрасная пора для открытий!

• Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте,

лепите, рисуйте...

• Поощряйте любопытство.

• Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь Вашему малышу!

Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои поло-

жительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации,

облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

Осенью, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель

ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно,

затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни.

Это не значит, что в течение именно стольких дней ребенок привыкает к новым условиям. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюдает за ними и дальше - особенно в течение первого месяца.

В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней.

Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его

потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

В течение учебного года в конце каждого дня на стенде "Растем и развиваемся" размещается информация для родителей о прошедшем дне в группе: тематика игр-занятий, их основные цели, достижения детей, рекомендации по их развитию, сведения об оздоровительных мероприятиях.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо

решать всем вместе: и воспитателям, и родителями.

Заключение.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. 
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). 

Литература

1) Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
2) Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
3) Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »

Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...