Статья «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в развитие познавательной активности дошкольников»
статья на тему

Никифорова Мария Иннокентьевна

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nikiforova_m.i.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича

в развитие познавательной активности дошкольников»

                                                                 

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познавательная активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Они инициативны, проявляют интерес ко всему новому и необычному, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое - активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы реализовать следующие задачи: создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса; создание проблемно-поисковых ситуаций; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; организация экспериментирования; стимулирование положительно-эмоционального отношения ребёнка к занятиям.

В игровой технологии В.В. Воскобовича данные задачи полностью реализуются. Применяемые игры условно можно разделить на три группы:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения к чтению превращается в занимательную игру.

    3. Универсальные игровые обучающие средства могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями в других формах работы. Они создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Развивающие игры учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной активности.  

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности.

На 1-этапе – дети знакомятся с играми «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Елочка».  Придумывают к ним правила, что способствует развитию речи и творческого воображения.

 На втором 2 - этапе – дети учатся с помощью образов запоминать понятия, символы.  На данном этапе дети знакомятся с «Прозрачными буквами», «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами». Дети приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков, происходит в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности.

  На 3 этапе -  дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия, учатся сложению, увеличению, трансформации, планированию своих действий. На этом этапе важно уделять внимание развитию творчества и самостоятельности.

Таким образом, специально организованная познавательная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Игры В. В. Воскобовича – пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми любого возраста, как в дошкольных детских учреждениях, так и в семейном кругу. Игры могут выполнять роль дидактического материала  вписываясь в любую форму планирования, совместной деятельности взрослых и ребенка, также самостоятельной деятельности детей, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 432 с.
  2. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практисеское пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО «РИВ», 2007г.
  4. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 192 с.
  5. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной презентации описывается опыт работы Новиковой  Екатерины Сергеевны,  воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...