ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
консультация по теме

Шарафутдинова Светлана Николаевна

Консультация на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                  детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа                                         г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Консультация на тему:

«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК:

 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

   Сначала родители радуются — такой активный малыш! Постоянно в движении, не хочется ему лежать в кроватке или манеже. Сколько раз он вылезал из коляски?

   Сумел выломать прутья детского манежа, чтобы без препятствий ползать, ходить, бегать по комнате? Такие дети с годами становятся неуправляемые, а все милые синонимы типа «маленький ураганчик», пропадают. С ними тяжело, а родители не всегда знают, что делать. В первую очередь, сам ребенок подвергается опасности. Мама зазевалась — он уже тянется к розетке или выдергивает провода, играет с вилкой.

   Гиперактивность особенно явно проявляется к 4 годам. В это время необходимо трезво оценивать ситуацию. Если малыш не способен усидеть на месте несколько минут, отбрасывает тихие игры, не может даже сказку дослушать до конца — это повод поговорить с психологом. Гиперактивные дети становятся неуправляемыми очень легко. Запреты и просьбы нужно учиться формулировать. Важно подготовить его к походу в садик или школу, ведь там не будет заботливой и понимающей мамы.

Что это значит «гиперактивность» ребенка

   У этого явления есть медицинское название — синдром дефицита внимания. Часто к нему еще прибавляют слово «гиперактивность». В развитие ребенка оно вносите особенности, которые невозможно игнорировать. Очень тяжело усидеть на месте. Вы предлагаете малышу тихую игру, а он разбрасывает игрушки, смеется, ломает новые вещи. Периодически, может быть агрессивным по отношению к родителям, другим детям. Нормально, если в 4-5 лет вы читаете сказку, а ребенок успокаивается, представляет себе персонажей, перед глазами «картинка» сказки. Гиперактивного малыша вы займете лишь на несколько минут. Сказка перестает быть увлекательной, ему хочется скорее на кухню, в другую комнату.

   Пока он маленький, с этим легче бороться. Хотя, и здесь любые запреты он воспринимает лишь громким плачем, негодованием, обидой. Чем старше, тем свободнее передвигается по комнате. Такие дети могут сами себе навредить, к сожалению. Нужно быть очень внимательным родителем:

  • не оставляйте опасные или горячие предметы там, где он может до них дотронуться;
  • уберите подальше ценные вещи (он схватит их, а потом найдете только через несколько лет под диваном);
  • прячьте таблетки.

Главное, точно определиться — это СДВ или же просто активный малыш с живым интересом ко всему новому.

Гиперактивный или просто активный?

   В 80е годы в США была огромная проблема. С открытием синдрома дефицита внимания, врачи стали проводить простейшие тесты. У детей 4 до 12 лет находили этот синдром. Прописывались довольно сильные лекарства, которые в будущем вредили правильному развитию ребенка. Страдала система коммуникации, восприятия, обучения.

С тех пор прошло много времени, психологи научились четко различать два понятия:

  • активный человечек;
  • ребенок с СДВ и гиперактивностью.

   

   Ваш малыш непоседливый и ему все интересно знать? Он задает много вопросов? Если да, то пока все нормально. Он часто обижается, если вы ему что-то запрещаете? Тоже нормально, ведь в раннем возрасте тяжело осознать многие запреты. Шалит в магазине, не хочет ложиться спать вовремя? Согласитесь, такое поведение присуще многим детям.

   Но, вы можете успокоить его, отвлечь игрой или игрушками. Ребенок успокаивается, если вы обнимаете его, начинаете рассказывать волшебную историю. Становится легче, если он хорошо выспался, в норме уровень микроэлементов в крови. У всех нас бывают периоду возбуждения. Это еще не болезненное состояние.

Основные признаки

   Главные особенности детей с гиперактивностью — они будто вообще не реагируют на вас, ваши слова и действия. Можно выделить несколько тревожных признаков:

  • постоянное беспокойное поведение, нервозность;
  • необходимость в движении, не может просто посидеть или постоять даже 1-2 минуты;
  • абсолютный отказ следовать правилам поведения дома, в транспорте, гостях, музее;
  • не реагирует на запреты от родителей или других взрослых;
  • большая проблема со сном — укладывать спать его нужно часами;
  • он забывает вещи, теряет одежду, игрушки.

   Если все эти пункт присутствуют в жизни вашего ребенка, то пора обратиться к врачу. Обычно, признаки проявляются рано, но родители не замечают их. Особо сильное проявление к 4-6 годам. Тут родитель понимает, что скоро в школу, а что будет там с таким непоседой?

Особо непонятливые родители встречаются с диагнозом после вызова в школу. Там уже учителя и психологи объясняют им сложную ситуацию с их ребенком.

Что провоцирует такое поведение

Дети не знают о том, что происходит. Конечно, они не виноваты. Запомните это. В 90% случаев все причины кроются в генетике, особенностях беременности и родов. Конечно, вам тяжело это принять, проще ругаться на ребенка, призывать к порядку. Это ничего вам не даст, принципы воспитательной работы здесь совсем другие.

Что же может спровоцировать гиперактивность?

  • ваши гены (в 30% родители сами страдали СДВ);
  • нарушения на определенном этапе развития плода (гормональные изменения, перенесенные болезни);
  • повышенное давление во время беременности (I-II триместры);
  • асфиксия;
  • сложные роды, которые длятся дольше обычного.

Все это может привести к тому, что дети получат данный синдром. Ваши подозрения легко подтвердить или развеять. Необходим разговор с профессионалом. Детский психолог сегодня может легко определить состояние ребенка, понадобятся простые тесты, разговор. Не пугайтесь, если получили ответ «у вашего сына/дочки синдром гиперактивности». Сегодня существуют простые методики работы с такими детьми.

Ребенок в школе

   В школе могут быть проблемы. Обычно, 20-25 детей, один учитель, который рассказывает материал. Главное условие: дети сосредоточенно слушают, записывают урок, решают задачки. Для них 45 минут тоже не простая задача, особенно, когда это маленькие дети 7-10 лет. Хочется в коридор, поиграть, поговорить друг с другом. Чаще всего, учитель справляется с ними и может призвать к порядку.

   Все это невозможно для гиперактивного ребенка. Усидеть 45 минут на месте? Слушать учителя и сосредоточиться на одной теме? У него просто не получится. Такие детки начинают заниматься своими делами, листают книги, достают из рюкзака какие-то посторонние вещи. Ему может захотеться встать, выйти из кабинета. Обычно у учителя не хватает терпения, а главное — понимания проблемы. Они не знакомы с особенностями работы с такими детьми. Для нее он будет нарушителем порядка, бунтовщиком. Отношение к ребенку соответствующее.

Проблемы с учебой

   Все гиперактивные дети обладают живым умом. Им много чего интересно, но эти интересы быстро меняются. Сейчас рисовать, через 5 минут рассматривать картинки, потом подбежать к коту, поиграть в игрушки. Они хотят все, сразу, а запрет воспринимается очень резко. Важно заметить проблему до школы и начать ее решать.

   Год или два занятий с психологом, терапевтом помогут ему адаптироваться к будущим изменениям. Детям еще тяжелее, чем вам, ведь они не понимают проблему. Не понимают, что они могут вызывать проблемы. Хороший детский психолог подготовит его к школе, покажет техники концентрации.

   Обязательно нужно посещать такие занятия с родителями, или мама пусть ходит с ним. Родителей тоже научат, как правильно реагировать, какие особенности существуют в общении. Если вовремя начать работать над проблемой, жизнь ребенка будет нормальной в будущем. Он сам найдет для себя метод борьбы с расстройством внимания. Такой диагноз — совершенно не приговор.

Конфликты со сверстниками

   Родители учатся общаться со своим гиперактивным ребенком, учителей можно предупредить, или вообще выбрать специальную школу. Но вот остальных детей 7-12 и старше лет предупредить, научить сложно. Хорошо, если у ребенка есть старшие братья и сестры, которые не дадут в обиду малыша, помогут ему на игровой площадке, защитят от сверстников.

   Даже в детском коллективе во время игры существуют какие-то правила. Чаще всего, дети их сообща придумывают. Малыш с СДВ навязывает свое мнение, настаивает, чтобы играли по его правилам. Гиперактивный малыш или подросток не знает слов «нет», «нельзя сюда/к нам», «не играй здесь». Он сам решает, чем и как будет заниматься. Если его пытаются прогнать, вытиснить из игры — он становится агрессивным, плачет, дерется.

   Многие родители не понимают, что происходит, когда на игровой площадке появляется такой малыш. Их реакция тоже негативная. Дети чувствуют отношение взрослых, и переносят его на виновника.

Несколько советов для родителей

   Родителям нужно взять себя в руки и начать занятия со своим ребенком. Понадобится правильная литература, хороший психолог, каждодневная работа и безграничная любовь к ребенку, несмотря на его особенности. Да, такие дети могут сильно раздражать, но только вы можете помочь ему стать частью общества, а не изгоем.

Как успокоить

Ситуация 1: подготовка домашнего задания, школьник не хочет заниматься, тянется к игрушкам или просится поиграть в комнате. Вы пытаетесь занять его уроками, начинается истерика.

Что делать: смените обстановку. Уведите ребенка в другую комнату, откройте окно, дайте ему выпить стакан прохладной воды или сока. Нужно убрать источник проблемы из поля зрения. Пусть побудет в этой комнате 10-15 минут. Вы увидите, что скоро успокоится, можно снова вернуться к урокам. К сожалению, эту процедуру придется повторить ни один раз.

Ситуация 2: малыш 3-4 годика не хочет ложиться спать. Убегает от вас, снова садится играть. Отказывается от сказки или песенки на ночь.

Что делать: начинайте укладывать спасть с ванны. Хвойное масло или пена с запахом «леса» помогут ему расслабиться. Можно после нее сделать легкий массаж с эфирным успокаивающим маслом. Так он легче заснет.

Ситуация 3: вы на детской площадке. Очередной конфликт с товарищами по игре, он ломает куличики, бросается игрушками.

Что делать: крепко обнимите ребенка. Гладьте его по голове. Тактильный контакт, поглаживания творят чудеса. Дети успокаиваются. Потребуется 5-10 минут, чтобы все забылось. Теперь попробуйте объяснить ему в чем причина ссоры.

Учимся правильно запрещать

   Он не воспринимает слово «нет». В этом главная проблема. Малыш тянется к горячей кастрюле, а мама кричит ему «не смей трогать!». И что вы думаете? Раздается крик, болит пальчик, может даже ожег. Особенности запретов тут таковы: постройте предложение по-другому, перефразируйте свой запрет.

   Например, вы гуляете на улице, сынок бежит в грязь, тянет вас за собой. Сказать «не ходи по грязи, запачкаешься!» — не пройдет такой вариант. Давайте попробуем изменить предложение. Скажем так «Пойдем здесь, по сухому асфальту идти гораздо веселее!». Вы не запрещаете, а предлагаете ему другой вариант развития событий. Дети с СДВ и гиперактивностью исследователи по натуре. Переключите его внимание на что-то интересное, он тут же забудет про лужу.

Когда все серьезно (лечение гиперактивности)

   Иногда справиться своими силами и советами из книг не получается. Требуются месяцы или годы работы с психологом. Это запущенные, тяжелые случаи расстройства. Родители должны понимать — обратиться за помощью не стыдно. Особенно, обратиться за помощью ради своего ребенка и его будущего. Не обязательно всем рассказывать или жаловаться, просто решите для себя — так нужно, так будет правильно.

Особые условия для учебы

   Часто бывает, что при гиперактивности школьник не успевает получать те же знания, что и его одноклассники. Он слышал только начало темы, а они уже ее заканчивают. Тут психолог может оценить его развитие, направить в класс коррекции. Там минимум учеников, хорошо подготовленные учителя. Предметы будут даваться в другой форме. Часто — как игра.

   В таких особых школах у детей много возможностей для творчества и самовыражения. Бывает, гиперактивные дети талантливы к рисованию или лепке, могут сочинять музыку. Там им дадут проявлять свои лучшие стороны и качества. Таких школ много, так что у вас будет выбор.

Лекарства

   Иногда врачи прописывают лечение для детей с синдромом гиперактивности. В этом случае не игнорируйте совет. Сейчас это лечение симптомов, ведь такое расстройство полностью вылечить пилюлями невозможно. В 70-80% случаев лечение помогает избавиться от всех негативных проявлений этого расстройства. Человек возвращается в нормальную жизнь, может учиться. работать, завести семью.

   Единственное «но», лекарства придется принимать почти всю жизнь. К этому нужно быть готовым. Препараты меняются, каждый год приходит что-то новое. Начиная принимать особую терапию, настройтесь на то, что она должна идти строго по графику. Необходимо будет посещать своего врача для проверки уровня развития, влияние лечение на общее состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мой ребенок - особенный" к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"

Данная презентация является приложением к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему: "Гиперактивность ребенка"....

Гиперактивные дети. Причины, признаки, особенности воспитания.

"Активный" в переводе с латинского означает "действенный, деятельный". Греческое слово "гипер" недвусмысленно указывает на некоторое превышение нормы. У детей гиперактивность проявляется, как правило,...

Статья "Гиперактивные дети.Причины.Признаки.Особенности воспитания.

Гиперактивные дети.Признаки.Причины.Особенности воспитания....

Гиперактивные дети. Причины, признаки, особенности воспитания!

"Активный" в переводе с латинского означает "действенный, деятельный". Греческое слово "гипер" недвусмысленно указывает на некоторое превышение нормы. У детей гиперактивность проявляется, как правило,...

Если ваш ребенок особенный. Специфика обучения и воспитания

Что такое ЗПР? Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер, в результате чего ребенок, достигающий школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых ин...

Презентация "Темперамент ребенка. Особенности воспитания"

В презентации описаны особенности темперамента детей дошкольного возраста. Даны рекомендации по воспитанию...