Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

“Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”….

К. Е. Тимирязев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

“Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”….

К. Е. Тимирязев.

Актуальность:

В старшем дошкольном возрасте ярко выражено развитие фантазии, творческого начала в ребёнке. Детям становятся особенно интересны продуктивные виды деятельности.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;

- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о том, что нас с вами окружает. Об этом я вам загадаю загадку. Вот послушайте!  

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

В: Что это? (воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

 В: Давайте вместе:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

В: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Как вы думаете, что в пакете?

Дети: Пустые. Ничего нет.

Воспитатель отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и завязывает. Спрашивает у детей, что в пакете. Даёт потрогать. Выясняют, что внутри воздух, выпускают его. Дети сами повторяют опыт и делают вывод, что воздух прозрачный и невидимый, и бесцветный.

В: А теперь попробуйте сами поймать воздух.

В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? (Прозрачный, невидимый и бесцветный).

В: Как нам почувствовать воздух? (Ответы детей)

В: Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем?

В: Дуновение. Прохлада. Это и есть воздух.

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)

В: Да, это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут наверх потому что воздух лёгкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. 

В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Воздух легче воды.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному, например, из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовила мама.

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

Воспитатель выносит очищенные апельсины на подносе, закрыты салфеткой. Дети должны угадать, что лежит на подносе. (апельсин).

В: Вы замечательно справились! Молодцы.

 

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусочек резины (ластик).

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать? (Да)

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети рисуют)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

В: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

         Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: « Знакомство с воздухом».

Цель: Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности вызвать интерес к познанию нового....

Конспект занятий в старшей группе опыт-эксперимент с воздухом

Конспект занятий  в старшей группе опыт-эксперимент с воздухом Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойс...

Конспект занятия в старшей группе "Мы маленькие исследователи воздуха"

-Уточнить и расширить знание детей о воздухе-Познакомить детей со способами обнаружения воздуха....

Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"

В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....