План по самообразованию 2018-2019 г.г.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гончарова Анна Валерьевна

   «Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_plan_po_samoobraz.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

  1. Ф.И.О. педагога Гончарова А.В.
  2. Образование: среднее-специальное, первая квалификационная категория.
  3. Тема самообразования: «Интеграция образовательных областей через проектную деятельность как средство развития познавательной активности у детей.»
  4. Работа начата: 13.09.14г..
  5. Предполагается закончить: 26.09.2018г..
  6. Цель: «Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»
  7. Задачи:
  • познакомиться с опытом работы педагогов ДОУ и других региональных площадок по применению технологии ТРИЗ в проектной деятельности;
  • подготовить педагогический мониторинг на начало и конец учебного года, для планирования работы в данном направлении;
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • организация предметно-развивающей среды в группе по данной теме.
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов ДОУ на тему «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника», выступление на педагогическом совете;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
  1. Форма самообразования: индивидуальная.
  2. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
  • Изучение литературы по данной теме;
  • Посещение НОД у воспитателей ДОУ;
  • Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  • Разработать дидактический материал;
  • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
  • Обобщение результатов на заседании методического объединения.

Актуальность.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.

Проектная деятельность может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:

- присутствие новизны;

- наличие реальной проблемы;

-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;

- презентация результата проекта.

Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центров активности» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях

При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

Ожидаемые результаты:

Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Увеличится число детей, имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная деятельность: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить  планы, приспособленность к новым ситуациям, инициативность, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная деятельность: Оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая деятельность: Любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

Этапы и направления работы

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

2013 - 2014 учебный год

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

2014 - 2015 учебный год

Практический

Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2015 - 2016 учебный год

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

2016 – 2017 учебный год

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

2017 – 2018 учебный год

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой; Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

В течение года

2014г.

Список методической литературы по данной проблеме.

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике.

В течение года. 2014г.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультаций для родителей

Октябрь, декабрь, февраль2014г-2019г.

Конспекты консультаций

Индивидуальные беседы с родителями

В течение года

Конспекты бесед

Подготовка и проведение родительского собрания "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Апрель 2014г.

Родительское собрание

Консультация

Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы.

Сентябрь -  Май 2014-2018 г.г.

Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).

Составить конспекты занятий по всем видам деятельности

В течение года

Конспекты

Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации).

Сентябрь-Ноябрь2015г.

В социальной сети работников образования nsportal.ru.

Презентация проекта «День Защитника Отечества»

Февраль 2016г.

Фотоотчет, презентация

Обследование речи и творческого воображения детей. Применение технологии ТРИЗ в проектной деятельности.

Сентябрь 2016г.

Октябрь - Апрель

Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. (Диагностика детей).

Презентация проекта «Про маму»

март

Фотоотчет, презентация

Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей

Разработка Конспектов

Сентябрь - Май

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

 

Родительское собрание:

В течении года

Май

«Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)

Оформление папки передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность»

Консультация для родителей: «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Оформление папки передвижки. Тема: «Играем вместе с детьми»

Консультация для родителей: «Технологии развития социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и общества …»

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Работа с детьми

                              внедрение опыта на 2014-2018 учебный год

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Создание предметно-развивающей среды

В течение года

Д/Игры, пополнение картотек

Проведение занятий, разработка циклов конспектов

В течение года

Конспекты

Использование дидактических игр и упражнений по познавательно-речевому развитию

В течение года

Картотеки

Познавательно-речевое развитие, осуществляемое в процессе обучения: рисованию, аппликации, лепке

В течение года

Работы детей

и фотоотчет

Презентация проекта «Широкая масленица»

Презентация проекта «Мой питомиц»

Февраль-март

апрель

Презентация, фотоотчет

Презентация, фотоотчет

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Угадай предмет»

«Что общего»

«Ловушка»

«Какой это предмет?» и др.

Сентябрь – октябрь 2014г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Какая фигура лишняя?»

«Найди предмет такой же формы» и др.

Ноябрь -декабрь 2014г

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Холодно-горячо»

«Самая длинная, самая короткая»

«Рассели животных по домикам»

«В какую коробку?»

«Дальше – ближе» и др.

Январь -

Февраль

2015г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какие цвета использованы?»

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?»

«Собери гирлянду»

«Уточним цвет» и др.

Март - апрель 2015г.

Картотека

Отчет по самообразованию

Май 2015г.

Презентации

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Сентябрь 2015г.

Картотеки

Обследование речи и творческого воображения детей. Применение технологии ТРИЗ в проектной деятельности.

октябрь – апрель 2015-2016г.г.

Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. (Диагностика детей).

Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

ноябрь

2016г.

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

Работа над проектом «Югра-родина моя»

Декабрь-апрель 2016-2017г.г.

Сбор материалов, информации, дидактические игры, фотоотчет

Работа с родителями на 2014-2018 учебный год

Внедрение опыта работы

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года 2014г.

Фотоотчет

Мастер-класс для родителей: «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

В течение года

Конспект беседы

Консультация для родителей «Играем в рифмовочки»

Октябрь 2015г.

Консультация

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы детям».

Декабрь 2015г.

Консультация

Консультация для родителей «Здоровье всему голова»

Февраль 2016г.

Консультация

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»

Апрель 2016г.

Фотоотчет

Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы.

Сентябрь -  Май

Календарно - тематическое планирование

Составить конспекты занятий по всем видам деятельности.

В течение года

Картотеки

конспекты

Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации).

Развивающие презентации: «Широкая масленица», «Мой питомиц»

Презентации проектов «День Защитника Отечества»

«Про Маму»,

«Югра-Родина моя»

Октябрь-Ноябрь

2014-2015г.г.

Декабрь-

Февраль 2016г.

Март 2016г.

Декабрь-апрель 2016-2017г.г.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

Апрель-май 2017г.

Консультация «Учим ребенка ориентироваться в пространстве»

Консультация «Где игрушки?»                            

Подготовка материала к информационным стендам

День открытых дверей.

Разработка конспектов

Сентябрь – 2017-2018г.г.Май

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта

Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2014 - 2018 учебный год

1. Итоговая диагностика по технологии ТРИЗ-РТВ у детей.

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности

В социальной сети работников образования nsportal.ru. МААМ.ru,, Школлеги.

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Информационные листы в виде таблицы с результатами.

Публикации в социальной сети

Работа с детьми 

1.Разработка программно методического обеспечения образовательного процесса.

2.Обследование речи и творческого воображения детей.

Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности.

3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

4. Работа над проектом «Сказка сказывается…»

Сентябрь

Октябрь – Апрель

Февраль-

Март

Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).

 Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения. (Диагностика детей).

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

Сбор информации, дидактического материала

Работа с родителями:

1. Знакомство с современными системами семейного воспитания.

2.  Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.

Декабрь

Январь

Февраль

Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования.

Доклад –сообщение на тему:

«Интеграция образовательных областей через проектную деятельность как средство развития познавательной активности у детей.».

Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.

Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

Работа с педагогами:

1. Подготовка материала по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок».

апрель

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

Доклад-презентация «Проектная деятельность через интеграцию образовательных областей, как средство развития познавательной активности у детей.

Распространение опыта своей работы

2014 – 2018 учебные годы

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru.

МААМ.RU; Школлеги.

Сентябрь - Май

Публикации в социальной сети

Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по  технологий ТРИЗ-РТВ.

Сентябрь-май

Семинар - практикум для воспитателей.

Разработка проекта «Сказка сказывается…»

Март

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

Сбор информации, дидактического материала

Цикл конспектов НОД по методу ТРИЗ

Сентябрь - Май

День открытых дверей.

Фестивальный день

Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

Апрель

Семинар - практикум для воспитателей.

Анализ созданных педагогических

условий для развития 2014 – 2018 г.г.

1. Прогнозирование познавательной активности  и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.

2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме:  «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Сентябрь – Май

Сентябрь - Май

Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.

Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.

Консультации для педагогов

Апрель - Май

Повысить образовательный уровень компетентности

педагогов

 Разработать консультации для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Повысить образовательный уровень компетентности

родителей

Разработка проектов по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Январь - Май

Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения.

Результаты на 2014-2017 учебные годы

Повышение профессиональной компетентности Гончаровой А.В.

Форма работы

Результаты

Обучение на курсах, повышения квалификации. Работа по самообразованию.

Курсы: «Формирование информационной компетентности воспитателей ДОУ в соответствии с новыми требованиями к организации дошкольного образования»2012г.;

«Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС" 2013г.;

«Инновации дошкольного образования в условиях перехода на ФГОСы»2014г.;

«Психолого-педагогические технологи организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

2017г..

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые педагогические мероприятия, мастер-классы, выступления на конференциях, круглых столах)

Участвовала в открытом занятии  по теме «Формирование произвольного воображения через типовые приемы фантазирования» 2014г.;

Участвовала в Фестивальном движении

Педагогических идей и инноваций в области образования «Эффективная образовательная среда: новые вызовы и современные решения» октябрь 2016г.;

Участвовала -Фестивальное движение «Педагогические практики под знаком ФГОС» февраль 2016г;

Участвовала в Конференции городской опорной площадки по итогам работы в апреле 2016-2017 г.г.

Работа в кружковой творческой деятельности «Волшебная кисточка»

Вела адаптационную группу для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

Разработала перспективного планирования 2015г.,

Разработала календарное планирование 2014г.

Экспертная деятельность и наставничество.

Член комиссии конкурса "Подари улыбку миру"2016г.

Член комиссии «Эффективная организация педагогического процесса по развитию творческих и познавательных способностей дошкольников с использованием средств интерактивного оборудования»2017г.

Член комиссии «О прохождении аттестации работника»2018г.;

Наставничество для студентов Югорского политехнического колледжа»2015-2018г.г.

Наличие публикаций, отражающих методическую систему педагога

Публикации на ncportal.ru портале педагога, Маам.Ru, Школлеги.

Участие в профессиональных конкурсах

Педагога.

Победитель Окружного конкурса «Лучший педагог(воспитатель) дошкольной образовательной организации» 2015г.

Участие во Всероссийском конкурсе «ТРИЗ технологии в ДОУ» 2016г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический проект» 2016г.,

Участие во Всероссийском конкурсе «Доутесса»2017г.,

Участие в Региональном конкурсе «Моя Югра»2017г.,

Участие воспитанников в городских, региональных, Всероссийских конкурсах.

Городской фестиваль:

«Одаренные дети –будущее России» 2014г.

«Театр детской юношеской книги»2014г.,

Городской конкурс «Пластилиновая ворона» 2014г.,

«Одаренные дети –будущее России»2016г.,

Городской фестиваль- конкурс «Юный Шахматист» 2017г.

Окружной конкурс: «Юный Шахматист» 2014г.,

Региональные

«Моя Югра»2016г., Всероссийские: Блиц-Олимпиада «Звукобуквенные истории» «Доутесса»2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования 2018-2019 г.г

План профессионального  самообразования 2018-2019 г.г...

План по самообразованию 2018-2019 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План по самообразованию 2018-2019 уч. год

Тема: "Мнемотехника - эффективное средство развития связной речи дошкольников"...

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План по самообразованию 2018-2019.

План по самообразованию на тему "Развитие основных видов движений через подвижные игры у детей раннего возраста"...