«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»
методическая разработка на тему

Ломакина Елена Валерьевна

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Воспитателя

Ломакиной Елены Валерьевны

г. Павлово

2015г.

Информационная справка

Ломакина Елена Валерьевна

Занимаемая должность:воспитатель

Образование:Высшее

Дата прохождения аттестации:2018г.

Квалификационная категория:Первая

Дата прохождения курсов повышения квалификации:2018г.

Педагогический стаж: 18 лет     

Кредо: 

Нам повезло, что мы живем в России
Во времена свершений и побед.
За будущее наших поколений
Нам, педагогам, свой держать ответ.

Так важно воспитать в ребенке личность
Суметь посеять знания, добро.
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь воспитателю другого не дано.

Я с удовольствием иду к детям и знаю, что они меня ждут, я им нужна. Игры – занятия с детьми настолько заряжают энергией, что ее хватает надолго. Богатая фантазия детей безгранична.

Мне очень нравится дарить детям первые знания, играть с ними, развивать и учить добру. Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.

А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, умение не сердиться на ребёнка, избегать монотонности, скуки, дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём воспитателе и стараются ему подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.

Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя.

Я учу детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными…

 «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»

Актуальность.

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по данной проблеме
  • Определить содержание работы с детьми по экологическому сознанию на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий
  • Поиск новых форм и методов работы с детьми
  • Поиск новых форм распространения своего опыта

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня педагогической компетенции в вопросах экологического сознания на этапе дошкольного детства.
  • создание картотек игр, лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников.
  • создание буклетов, памяток, игр.
  • разработка  и издание  методических пособий, статьи.
  • разработка дидактических материалов, наглядной информации.
  • разработка и проведение НОД с включением  инновационных технологий по теме.
  • проведение семинаров, конференций, мастер-классов.

Сроки работы над проблемой: 2015 – 2018 учебный год

Форма отчета о проделанной работе: презентация опыта работы по теме «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий», представление и защита опыта работы по данной теме в период аттестации на Высшую квалификационную категорию.


Направления работы, цель

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается; где представлен результат

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

1.Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

2. Подбор материала

необходимого для работы с

детьми и родителями по

теме:«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»

3.Работа с детьми по выявлению экологического сознания.

1.Обзор литературы по теме.

2. «Круглый стол юных экологов»

3.Анализ знаний детей по развитию экологического сознания.

Сентябрь

-

Октябрь

1.Перечень методического обеспечения по теме: «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»

2. Постановка проблемы перед родителями в ходе беседы за «круглым столом», заинтересовать родителей данной темой.

3.Результаты обследования  развития детей по развитию экологического сознания.

1. Картотека методического обеспечения представлена в методическом кабинете.

2. Познакомила родителей с поставленной проблемой экологического сознания дошкольников беседы за «круглым столом».

3.Предоставление результатов заведующему.

1.Педагоги ознакомились с предложенной методической литературой по теме.

2. Поставив проблему перед родителями в ходе беседы за «круглым столом», родители заинтересовались данной темой и поддержали воспитателя с данной проблемой.

 

 

1.Подготовка статьи для публикации в СМИ

2.Подготовка материала к информационным стендам по теме.

3. Выставка поделок детей из природного материала

4.Работа с родителями

1.Обзор методической литературы, информационных педагогических порталов в сети Интернет.

2.Изготовление папок-раскладушек по теме

3. «Волшебный сундучок осени»        

4.Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Ноябрь

1.Сертификат о публикации в портфолио

2.Консультативный материал для родителей на тему экологического сознания на этапе дошкольного детства.

3. организовать выставку поделок из бросового материала.

4. Конспект вошел в материалы педагогических мероприятий в ДОУ в методическом кабинете.

1.Конспект вошел в материалы педагогических мероприятий в ДОУ в методическом кабинете.

2. Оформление папки -передвижки по теме.

3. Выбрать и наградить победителей выставки.

4. Заинтересовать родителей актуальной темой, повысить их компетентность.

1.Повысила свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников. 

2.Родители ознакомились с предложенной им в родительском уголке консультативной информацией.

3. Помочь детям с помощью выставки увидеть, что из бросового материала можно сделать красоту.

4.Повысилась компетентность и заинтересовались родители в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста.

1.Работа с педагогами ДОУ.

2.Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

3. Участие в вебинаре

1. Семинар – практикум  на тему «Игровые технологии в формировании

предпосылок экологического сознания дошкольников».

2.Участие с группой детей во всенародном конкурсе «Год экологии 2017»

3. Прослушивание вебинара Рыжовой Н.А. на тему «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и экологического образования»

Декабрь

-

Февраль

1.Конспект семинара на тему «Игровые технологии в формировании

предпосылок экологического сознания дошкольников».

2. Предоставление диплома участника и дипломов детей, занявших призовые места.

3. Прослушала вебинар Рыжовой Н.А. на тему «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и экологического образования»

1.Педагоги прослушали и попрактиковались, поиграв в представленные им игры.

2. Повышение знаний детей по экологическому воспитанию.

3. Сертификат о прослушивании вебинара.

1.Повышение компетентности педагогов в вопросах использования игровых технологий при формировании экологического сознания у детей. 

2. Повысить и закрепить знания детей по экологическому воспитанию.

3. Повысила свою компетентность в вопросах использования игры при ознакомлении детей с природой.

1. Педагогический час на тему «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий» на основе мастер- класса по изготовлению лэпбука «Будь природе другом»

2.Работа с родителями

1. Мастер-класс по изготовлению

Лэпбука на тему «Будь природе другом»

2«Планета Земля в опасности»

Март – Апрель-Май

1.Заинтересовать педагогов данной темой, показав изготовление и использование в работе лэпбука «Будь природе другом»

2.Конспект вошел в материалы педагогических мероприятий в ДОУ в методическом кабинете.

1.Использование лэпбука детьми в самостоятельной деятельности

2 Родители  выслушали информацию по воспитанию у детей бережного отношения к природе

1.Конспект вошел в материалы педагогических мероприятий в ДОУ в методическом кабинете, использовать игру для ознакомления детей с природой и экологическим сознанием.

2.В ходе непринужденной и доступной беседы родители узнали, как непринужденно развить в ребенке любовь и заботу к природе.

1.Работа с родителями

2. Подбор литературы для детей

3 Работа с педагогами

1«Сбережем удивительный мир растений и животных»

Консультация «Экологическое воспитание в семье»

2. Пополнить книжный

уголок детскими книгами

по теме.

3.Мастер-класс для воспитателей ДОУ Викторина «Природа вокруг нас»

Сентябрь

-

Октябрь

1.Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к природе

2.Книги  в уголок для детей и сборка аудиозаписей голоса птиц, шум, леса, воды, сказок, песенок,

про природу

3. Протокол проведения викторины и мастер-класса представлен старшему воспитателю.

1. Конспект вошел в материалы педагогических мероприятий в ДОУ в методическом кабинете.

2. Пополнение книжных уголков книгами по теме и аудитеки.

3.Педагогический совет.

 

1. В ходе непринужденной и доступной информации родители узнали, как непринужденно развить в ребенке любовь и заботу к природе.

2.Прослушивание

аудиозаписей голоса птиц, шум, леса, воды,  сказок, песенок

природы. У детей наблюдались положительные эмоции от прослушивания сказки.

3.Педагоги повысили свою компетентность по теме.

1. работа с детьми и родителями по теме.

2, Пополнение уголков дидактическим материалом

1.  «Кому нужна вода»- совместный исследовательский проект родителей и детей «Вода - наша жизнь»

2. «Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»,«Что нужно растениям для роста» и др.

Январь

1. Опыт работы в проектной деятельности.

2. Настольно – печатные игры по экологии (разрезные картинки, лото)

 1.Обобщение опыта работы в проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ.

2.Пополнение РППС в группе.

1. Педагоги познакомились и приняли к работе опыт по проектной деятельности.

2. Дети закрепили понятия: овощи, фрукты. Узнали что нужно растениям для роста и т.д.

1.Работа с педагогами

2.Работа с детьми

3.Работа с родителями

1.Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду» с целью заинтересовать педагогов такой формой работы как экологическая тропа на территории детского сада

2. Выставка рисунков «Земля - наш дом родной»

3. Информация для родителей «О Земле надо заботиться»

Апрель

1. Конспект семинара.

2. Выставка рисунков в родительском уголке.

3. Консультативный материал для родителей на тему  «О Земле надо заботиться»

1. Семинар проведен на педагогическом часу.

2.Выставка работ, выявление более ярких работ, по которым можно увидеть любовь и бережное отношение к природе.

1.Педагоги расширили свои знания о такой форме работы по экологическому воспитанию, как экотропа.

2.Родители получили консультацию рекомендательного характера по проблемам ухода за Землей.

1.Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий.»

2.Транслирование  опыта профессиональной деятельности в сетевом педагогическом сообществе.

3.Подготовка консультативного материала к размещению на сайте детского сада

1.Представление опыта работы по теме «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий.»

2. Пополнение соц. страницы педагога

3. Предоставление материала на странице сайта детского сада

Май

1.Презентация по самообразованию для отчета

2.Скриншот с сайта

3.Скриншот с сайта ДОУ

1.Обобщение опыта работы на педагогическом совете в ДОУ.

В результате работы по теме самообразования: Повысился уровень

педагогической компетенции в вопросах экологического сознания на этапе дошкольного детства.

Созданы  картотеки игр, лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников.

Созданы  буклеты, памятки, игры.

Разработаны   и изданы  методические пособия, статьи.

Разработаны  дидактические материалы, наглядная информация.

Разработаны  и проведены НОД с включением  инновационных технологий по теме.

Проведены  семинары, конференции, мастер-классы.

Перечень методического обеспечения по теме

«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий.»

Автор

Название книги, пособия, статьи//год//стр.

Краткая аннотация

Николаева С. Н.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении.»/ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).

Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию).

Николаева С. Н.

Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр. с. 213.

Это пособие содержит программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. Здесь есть практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды. Приведен обширный иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания наглядных пособий.

Селихова Л. Г.

Интегрированные занятия: Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.

Пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с природой и развитию речи.

Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Помимо «Программы» пособие содержит краткие методические рекомендации, чтобы помочь специалистам реализовать программные задачи на всех этапах дошкольного детства.

Морозова Г.В.

Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. -200 с.

В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства, формирование у детей экологического сознания.

Лопатина А. А.

Сказы матушки Земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).

В данной книге собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А

Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа. -М.: ВАКО, 2011. -240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

В данной книге даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы. Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту.

Голицына Н. С.

Экологическое воспитание дошкольников: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).

В данном пособии представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию в виде таблиц. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы.

Николаева С. Н.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников: методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.

В данной книге собраны конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников, а также советы и рекомендации эколога родителям по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами.


Отчет по семе самообразования:

Опыт формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Условиями формирования личного вклада в развитие образования стали:

Научно - исследовательские условия

Организационно - педагогические условия 

Методические условия 

ФГОС ДО

 Прудских Э. В. Дурнев Н. М. Зуйков Г. В.

Дж.Дьюи Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев

В.В.Давыдов П.К.Анохин

  • Педагогический совет ДОО
  • Мастер – класс
  • Семинар – практикум
  • Открытый показ НОД
  • Публикация в СМИ
  • Презентация опыта на научно – практическом семинаре
  • Обмен опытом в профессиональных педагогических интернет – сообществах
  • Опыт коллег
  • Методическая литература
  • РППС
  • Современные методы и формы

Актуальность личного вклада педагога

Мы  остро ощущаем свою причастность к экологическим проблемам общества, ведь перед педагогами дошкольного образования поставлена ответственная задача: выпускать в жизнь любознательных детей, задающих вопросы взрослым и сверстникам, интересующихся причинно – следствиями связями.

Среди  актуальных и эффективных методов формирования экологического сознания считаю метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, что и требует от нас ФГОС ДО. 

В проанализированной методической литературе (Образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программы «Юный эколог» под редакцией С.Н.Николаевой)   содержание работы по экологическому  воспитанию в основном предполагают непосредственную передачу знаний детям, что не способствует поддержанию их познавательного интереса и формированию навыков экологического сознания . Поэтому возникла необходимость в построении с акцентом на поисковой  активности самих детей, развитие их инициативы, побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению своих знаний, умений.  

Теоретическое обоснование личного вклада педагога

В соответствии с ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

И  также, ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (О.Н.Козлова, С.Н. Глазачев,  Т.В. Потапова  и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Хотелось бы разделить позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой, которая говорит о том, что  предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом. А как было выше сказано одним из эффективных методов формирования экологического сознания является метод проекта, поэтому  целью нашей работы стало:

Цель и задачи педагогической деятельности

Повышение  уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Сформировать  у старших дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
  • Создать  условия для развития общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
  • Оптимизировать  межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции «Я - вместе с другими» в совместной экологической деятельности.
  • Сформировать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему «Я», через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность.
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и детского сада.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании основ экологической культуры детей, включающая в себя развитие у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом, посредством организации проектной деятельности.

8 слайд

Деятельностный аспект личного вклада педагога

На начальном этапе, из наблюдений,  общения с детьми, выяснилось, что не все дети считают, что животные и растения самоценные живые существа, дети не правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Не все дети готовы  и проявляют желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности. Многие дети не знают правил безопасного поведения в природе, не называют элементарные возможные поступки в природе и т.д.  Для решения выявленных проблем  было решено обратиться к методу проектов.            

При организации с детьми проектной деятельности, подбирались различные темы, которые бы наиболее полно помогали реализовать поставленные задачи: это проекты «Природа нашего края», «Растения – легкие Земли», «Будь природе другом».

Деятельность  по реализации  проектов  строилась поэтапно через организацию совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей, организацию взаимодействия  с семьями воспитанников.

1 Этап: подготовительно – проектировочный:

-Создание у детей мотивации к проектной деятельности;

-Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.

В ходе  приобщения детей к празднованию Дня народного единства, мы  на утреннем групповом сборе  делились впечатлениями, задавали вопросы об истории города Павлова и затронули тему природы нашего края. Возникшую  «вспышку интереса» мы и использовали для определения   темы проекта.                                                                                                                                                                                                                                                              

Для выявления имеющихся представлений детей и того, что дети хотят узнать о природе родного города, использовалась  «Модель трёх вопросов», ответы детей записывали в таблицу (См. таблицу 1.), к чему подключили и родителей.

Так выбрали темы проектов «Будь природе другом», по итогам которого было решено создать универсальное дидактическое пособие - Лепбук,  «Природа нашего края» и  «Растения – легкие Земли», целью этих проектов было открытие мини – музея.

2 Этап:  информационно – просветительский:

- Определение средств реализации проекта, источников информации.

В ходе второго этапа, мы давали возможность каждому ребенку определить свой вклад в конечный результат проекта. Для определения содержания участия, поиска информации ввели звездочку - помощницу, которую использовали в разных вариантах. Чтобы облегчить работу по проектам было решено разделиться на подгруппы.

3 Этап: основной:

- Организация собственно проектной деятельности;

- Объединение усилий детей, родителей и воспитателей.

В содержание работы были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы, большое внимание уделялось разным видам деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность, которая нацелена на поддержание интереса детей, расширения поля деятельности детей. Так, НОД на тему «Что в городе моем живет…» способствовала  пробуждению интереса к ресурсам  родного города, к его природе, расширению  представлений о разнообразии цветущих растений, о множестве интересных животных, деревьях и т.д. В ходе деятельности дети делились на подгруппы, отбирая фотографии, иллюстрации, отражающие всю красоту природы нашего края.

Так, как в последнее время затруднено оформление выездных экскурсий с детьми, то детям было предложено отправиться в виртуальную экскурсию по паркам нашего города, на реку Оку, на поля и луга, в наши леса. Таким необычным способом у детей появилась возможность всего за несколько занятий побывать в разных уголках нашего края.

Такие  экскурсии помогли  обогатить представления о природе, о ее жизни, о взаимодействии человека с природой, способствовала  воспитанию  уважения к людям, ухаживающим и оберегающим природные ресурсы, животных.

Со своей презентацией о природе нашего края нас посетила детская библиотека,  детей вовлекли в игровые задания с использованием ИКТ на знакомство с парками нашего города.

Фотографиями интересных объектов, зеленых уголков принесенных из дома, сделанных вместе с родителями во время прогулки дети наполняли тематические альбомы. Рассматривая которые, они  делились впечатления, со взрослыми и сверстникам о  природной красоте нашего города.  

Обогащение жизненного опыта выражалось в игровой деятельности. Мальчики превращались в лаборантов, устраивали эксперименты и опыты в передвижной лаборатории, созданной совместно с родителями. Девочки становились ветеринарами, ухаживая за животными, они учились сочувствовать братьям нашим меньшим и старались не причинять им вред. В ролевых диалогах усваивались знания о природе в целом, о взаимоотношениях в природе, о явлениях. Расширилось содержание режиссерских игр.

Собранные в ходе работы над проектами интересные настольные игры, пазлы, картинки, мини рассказы побудили нас скоординировать все эти находки в единое целое. Так появилось универсальное многофункциональное дидактическое пособие – «Лепбук».

Требования к условиям реализации проектной деятельности по  формированию у экологической культуры  включают создание развивающей предметно-пространственной среды. Так, в  группе создана силами воспитателей и родителей специальная среда, помогающая решать поставленные задачи экологического воспитания и отвечающая требованиям ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная  и безопасная:

  • Оборудован центр «науки и экспериментирования».
  • Создана передвижная лаборатория.
  • Подобран материал о природе, о животных, о правилах поведения. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий.
  • Разработана картотека экологических игр, загадок.
  • Создан альбом о природе родного города.
  • Развивающие игры: дидактические игры.
  • Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

В своей деятельности дети привлекают и родителей. С помощью родителей делаются интересующие нас фото природных ресурсов нашего края. Родители выполняют совместно с детьми домашние задания – сочиняют экологические сказки, иллюстрируют их с помощью презентации, а затем дети представляют результаты домашней деятельности на вечернем чтении художественной литературы. Родители привлекались к поиску и предоставлению фотоматериалов,  литературы, предметов-экспонатов для музея; ходили с детьми по интересным местам в поиске информации; сочиняли частушки, загадки с целью показа детям примера активной позиции их родителей, как знатоков.

4 этап - Анализ и презентации результатов деятельности:

Дети высказывались, что им удалось, что показалось трудным, что вызвало особый интерес. Оставив Лепбук, продукт  детской деятельности проекта «Будь природе другом»,  в среде группы, дети проявили интерес к дальнейшему познанию экологической стороны нашей жизни.

Результатом второго  и третьего проектов  стало  открытие мини-музея в холле ДОУ  «Природа нашего края» и организация выставки «Растения – легкие Земли»      

Наблюдения  за детьми и беседы с ними на завершающем этапе показали осмысленный подход к своей деятельности, ребята с интересом занимались поиском и сбором необходимой информации для экологических презентаций, для формирования экологической среды, а затем активно делились своими знаниями с другими ребятами. У  детей активно проявляется устойчивый интерес к миру природы; дети готовы совершать позитивные поступки по отношению к живым объектам. Ребята называют правила поведения в природе.

Новизна личного вклада педагога в развитие образования

Новизна опыта заключается в разработке и реализации системы деятельности с использованием в работе метода проекта, создающей условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста:

  • Серия конспектов НОД, бесед.
  • Картотека  «Экологические игры для дошкольников».
  • Серия презентаций экологической направленности.
  • Серия мини – проектов.
  • Карты и схемы работы в центре экспериментирования.
  • Буклеты и памятки для родителей.
  • Серия экологических сказок: «Как колобок природу искал», «Путешествие зернышка», «Воробушек и хлебушек».

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Опыт показал, что метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка.

Так, полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: экологические проекты эффективно влияют на повышение уровня экологической культуры у дошкольников.

Я  твёрдо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом помогает проектная деятельность.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

На данный момент мой опыт представлен в рамках педагогического совета в ДОО как презентация опыта. Являюсь постоянным участником научно – практической конференции по проблемам экологии в 2015 году «Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы», в 2017 году «Актуальные проблемы экологического дошкольного образования в рамках ФГОС ДО: результаты, возможности, перспективы»  и «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и профессиональной компетентности педагога».

Для педагогов ДОУ был проведен мастер – класс по созданию Лепбука, семинар – практикум «Особенности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях», консультация «Мини – музей в ДОУ».

Также весь материал размещен на сайте образовательного учреждения и на собственной педагогической странице в сети Интернет.

Данный опыт может использоваться в работе воспитателей старших и подготовительных групп, как опытными, так и начинающими педагогами. Он может быть рекомендован для использования в практике дошкольных образовательных учреждениях,  включен в образовательную программу дошкольной организации и будет сочетаться с различными технологиями и моделями образовательного процесса.

Литература.

  1. http://nsportal.ru
  2. http://www.maam.ru
  3. Маленькие экологи: Занятия//Ребенок в детском саду// Афимьина В.С. –2009.– N 6.–С.53–59.
  4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  5. Новые педагогические технологии // Полат Е.С. - М., 2000г.
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева – М.,2015г.
  7. Работа над проектами в детском саду//Совре­менное дошкольное образование// Веракса Н.Е.  – 2008.– N 5.–С.47–52.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Центр педагогического образования, М., 2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)

Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...

«Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»

Тема проекта: «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»При реализации проекта мы используем такие современны...

Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.

quot;В природе все одно  с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление -  ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин...