Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
консультация (старшая группа) на тему

Михалева Лидия Константиновна

Консультация для воспитателей

«Современное качество дошкольного образования:

критерии и показатели результативности»

 

 Воспитатель: Михалева Л.К.

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
  • социального, государственного заказа.
  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.

 

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева (кандидат педагогических наук, доцента кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета) предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:

  • непосредственные показатели психического развития детей
  • показатели качества образовательных условий
  • опосредованные показатели психического развития детей
  • показатели здоровья дошкольников.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:

  • Организация современного воспитательно-образовательного процесса(выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, меж предметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровье сберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
  • Создание современного, предметно-развивающего пространства;
  • Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
  • Успешная и безболезненная адаптация;
  • Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);
  • Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
  • Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
  • Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
  • Внешние связи ДОУ;
  • Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Детский сад №79 «Соловушка»

Консультация для воспитателей

«Современное качество дошкольного образования:

критерии и показатели результативности»

 Воспитатель: Михалева Л.К.

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
  • социального, государственного заказа.
  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева (кандидат педагогических наук, доцента кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета) предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:

  • непосредственные показатели психического развития детей
  • показатели качества образовательных условий
  • опосредованные показатели психического развития детей
  • показатели здоровья дошкольников.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:

  • Организация современного воспитательно-образовательного процесса(выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, меж предметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровье сберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
  • Создание современного, предметно-развивающего пространства;
  • Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
  • Успешная и безболезненная адаптация;
  • Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);
  • Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
  • Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
  • Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
  • Внешние связи ДОУ;
  • Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровье сберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

  • проследить динамику развития каждого ребёнка;
  • оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
  • определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это в конечном счете будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Требования ФГОС дошкольного образования к взаимодействию педагога с детьми

Данный материал поможет воспитателям при организации образовательной деятельности с детьми...

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Консультация для воспитателей "Инновация в дошкольном образовании"

Материал содержит характеристику инновационного метода в рисовании - правополушарное рисование....

Консультация для педагогов «Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Повышение качества дошкольного образованияс учетом ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей "Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с детьми дошкольного возраста"

žВариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу....

Консультация для педагогов "Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО)"

Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в образовательной организации проходит в 7 этапов:1. Формирование рабочей группы.2. Заполнение профиля ДОО3. Заполнение листов самооценки педагог...