Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Шубина Анна Сергеевна

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_proekt_ya_patriot.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»

Авторы проекта воспитатели ГБОУ «Школа №842» Доценко М.А., Шубина А.С.

2016 г.

От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

В.В.ПУТИН

По результатам наблюдений и проведенного мониторинга в начале проекта выявили, что дети не владеют конструктивными способами взаимодействия друг с другом, нередко бывают вспышки агрессии.

Дети не проявляют эмпатии к положительным поступкам героев, не умеют увидеть положительных качеств героев сказок.

По результатам анкетирования родителей нами была выявлена низкая читаемость, в том числе сказок детям. На вопрос «Анализируют ли поступки героев прочитанных сказок?» Большинство родителей ответили отрицательно. Родители объясняют это загруженностью на работе и дома, усталостью.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

В связи с этим нами разработан проект по развитию духовно-нравственных качеств.

В нашей работе главной целью являлось:

Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения дошкольников, через организацию деятельности всех компонентов социально культурного комплекса.

Основные задачи, которые перед нами стояли в начале проекта:

- Воспитывать у детей любовь к своему краю, Родине, желание знать и изучать историю, обычаи, традиции, культуру;

-Развивать у дошкольников здоровое нравственное чувство, желание меняться и совершенствоваться;

-Воспитывать детей в незыблемых духовных началах: любви, радости, мудрой толерантности, милосердии, вере;

-Развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

-Взаимодействовать с семьей и общественными структурами для обеспечения грамотного и духовно нравственного становления личности.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

 -  чтение народных  и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям      о вере», сказки о материнской любви;

          - цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является  воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня

-комплекс сказкотерапии по Зинкевич

  - знакомство с календарными православными и народными праздниками

         - тематические  выставки детского творчества,

 - знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти  святого как отдельное занятие или как часть занятия  по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

         - экскурсии в историко-краеведческий музей с целью ознакомления с особенностями истории, 

-  экскурсии на природу

           - постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),

          Сначала люди учатся любви в родной семье, потом  - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинали с воспитания любви к матери посредством:

 - анкетирования  по  выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения  к ней,  анализа вместе с детьми их ответов;

          - чтения сказок,  в которых наиболее ярко показана  сила материнской любви, ее мудрость,  жертвенность  ради своего ребенка, которые  учат детей  пониманию  значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка»  Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

          -    игр:  «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,

 -  бесед: «Нет милее дружка,  чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

           - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,

          - творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.

 -  совместные мероприятия детей и мам.

          В ходе такой работы дети все отчетливее понимали связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.   

           Одной из форм  работы с детьми  по познанию самого себя  в мире людей  являются   «уроки доброты».

 Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,  «Где добрые люди, там беды не  будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения,  игры, ситуативные задачи, рассматривание  дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

              Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров.  Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.  Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о  святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры.  О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на  Куликовом поле.  Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

            Тема защитников Отечества была бы  не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать. 

             Важную роль  для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет  классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

              Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных  праздниках,  с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. 

         Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.                            

В процессе работы у детей начинают сформировываться  гражданские навыки:

- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;        

-знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;

-умение принимать и защищать свои решения;

-готовность к участию в общественных делах;

-готовность к образованию.

Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям:

-патриотизм и любовь к Родине, культуре, народу;

-права свободы человека и гражданина;

-национальное самосознание;

-уважение чести и достоинства других граждан. снижение уровня неблагополучного поведения в среде дошкольников;

-сохранение патриотического и культурного наследия;

-возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании;

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные  условия  для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагогов ДОО – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным ос...

Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Педагогический проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриотов".

Педагогическая разработка "Воспитываем патриотов" позволит создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников....