Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
В.В.ПУТИН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3_proekt_ya_patriot.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
Авторы проекта воспитатели ГБОУ «Школа №842» Доценко М.А., Шубина А.С.
2016 г.
От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
В.В.ПУТИН
По результатам наблюдений и проведенного мониторинга в начале проекта выявили, что дети не владеют конструктивными способами взаимодействия друг с другом, нередко бывают вспышки агрессии.
Дети не проявляют эмпатии к положительным поступкам героев, не умеют увидеть положительных качеств героев сказок.
По результатам анкетирования родителей нами была выявлена низкая читаемость, в том числе сказок детям. На вопрос «Анализируют ли поступки героев прочитанных сказок?» Большинство родителей ответили отрицательно. Родители объясняют это загруженностью на работе и дома, усталостью.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
В связи с этим нами разработан проект по развитию духовно-нравственных качеств.
В нашей работе главной целью являлось:
Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения дошкольников, через организацию деятельности всех компонентов социально культурного комплекса.
Основные задачи, которые перед нами стояли в начале проекта:
- Воспитывать у детей любовь к своему краю, Родине, желание знать и изучать историю, обычаи, традиции, культуру;
-Развивать у дошкольников здоровое нравственное чувство, желание меняться и совершенствоваться;
-Воспитывать детей в незыблемых духовных началах: любви, радости, мудрой толерантности, милосердии, вере;
-Развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
-Взаимодействовать с семьей и общественными структурами для обеспечения грамотного и духовно нравственного становления личности.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня
-комплекс сказкотерапии по Зинкевич
- знакомство с календарными православными и народными праздниками
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в историко-краеведческий музей с целью ознакомления с особенностями истории,
- экскурсии на природу
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
Сначала люди учатся любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинали с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимали связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
В процессе работы у детей начинают сформировываться гражданские навыки:
- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;
-знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;
-умение принимать и защищать свои решения;
-готовность к участию в общественных делах;
-готовность к образованию.
Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям:
-патриотизм и любовь к Родине, культуре, народу;
-права свободы человека и гражданина;
-национальное самосознание;
-уважение чести и достоинства других граждан. снижение уровня неблагополучного поведения в среде дошкольников;
-сохранение патриотического и культурного наследия;
-возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагогов ДОО – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»
Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат ...
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Педагогический проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриотов".
Педагогическая разработка "Воспитываем патриотов" позволит создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников....
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»
Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...
Методическое пособие «Растим патриотов» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравствен...