Доклад "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС "
статья (младшая группа) на тему

Ладанова Мария Александровна

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика;

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники;

• Дни здоровья.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ«Инсарский детский сад «Солнышко»

ДОКЛАД

"Развитие двигательной активности

 у детей

младшего дошкольного

 возраста в соответствии с ФГОС "

Провела: Воспитатель первой

 младшей группы

Ладанова М.А.

Инсар 2018г.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

    Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика;

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники;

• Дни здоровья.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. 

          Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка

На сегодняшний день важнейшей проблемой общества является существенное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста. В списке наиболее важных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, помимо снижения общего уровня жизни и социальной защищенности населения, экологических проблем, называют дефицит двигательной активности детей.

Между тем, потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Образовательная область физическое развитие включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами».

Поэтому мы решили обратить внимание на развитие двигательной активности детей через организацию гимнастики после сна.

Значение гимнастики заключается в ее влиянии на здоровье и физическое развитие. Активные движения усиливают все физиологические процессы, улучшают работу всех органов и систем.

Однако в современной практике дошкольных образовательных учреждений возникает противоречие между необходимостью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов к использованию с этой целью гимнастики после сна.

Проблема состоит в том, чтобы с максимальной пользой для физического развития использовать наиболее эффективные пути и средства повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через проведение гимнастики после сна.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.

Гимнастика после сна помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В её комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушения осанки. 
При таком количестве физкультурных мероприятий должно обеспечиваться максимальное их разнообразие, иначе детям станет не интересно. Поэтому разработано много вариантов. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз, а то и вовсе не повторяется.

Методика проведения гимнастики после сна в соответствии с ФГОС ДО

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Общие задачи гимнастики:

Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.

Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.

Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1 Гимнастика в постели

2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3 Дыхательная гимнастика

4 Индивидуальные задания

5Водные процедуры

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи.

I часть – гимнастика в кроватках - призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма. Комплекс содержит упражнения на релаксационное растягивание, на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, упражнения для укрепления и развития мышц верхнего плечевого пояса, нижних конечностей, мышц спины. Включены дыхательные упражнения. Ничто не доставляет большей радости ребенку, чем игра, поэтому все упражнения облечены в игровую форму, предполагают передачу в движении какого-либо образа, объединены в единый игровой сюжет.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры– направлена на профилактику плоскостопия, упражнение детей в основных движениях, оказание закаливающего воздействия на организм.

- пособия для выполнения основных движений: прыжков, подлезаний, перешагиваний, ходьбы змейкой и т.п.;

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. 

 Дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.

Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин.

Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).

Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики.

Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, гимнастики в постели около 2-3минут.

В детском саду комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после сна состоит из

нескольких частей. Бег во время гимнастики после сна по длительности короче, чем днем. Это диктуется условиями проведения мероприятия в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями - нельзя давать большие физические нагрузки сразу после пробуждения, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее организовать бег, как серию подвижных игр или игровых упражнений. В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Их количество может варьироваться.

Методика проведения гимнастики проста. Нужно, прежде всего, правильно дозировать нагрузки, не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения, придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску. У малышей гимнастика начинается с различных упражнений в постели. Следует избегать всякого принуждения. Если ребенок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину.

Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...

Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....

Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

 Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.                       ...

Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...