Экологическое воспитание – неотъемлемая часть в эстетическом развитии.
статья (старшая группа) на тему

Статья на тему экологического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание – неотъемлемая часть в эстетическом развитии.

Часто люди не задумываются над тем, какую роль играет природа в жизни человека, между тем, природа и человек тесно связаны друг с другом. Природа не дает нам не только материальные блага, здоровье и многое другое, она воспитывает в нас лучшие человеческие качества, природа - это источник первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. В воспитании детей природа играет одну из главных ролей, которая помогает всестороннему развитию ребенка.

Все хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, но ведь счастье - это понятие очень широкое. Человек с детства должен замечать красоту родной природы; и если, пройдя ранним морозным утром мимо деревьев, покрытых серебристым инеем, не заметит их хрупкую красоту; не остановится на минуту, чтобы полюбоваться на радугу после летнего дождя; если он никогда не видел восхода солнца и утренней росы на траве. А как часто, мы, взрослые проходим мимо, не замечая всей этой красоты, вместо того, чтобы заставить себя остановиться и оглянуться вокруг, постараться увидеть мир по-новому и показать этот мир малышу, и малыш непременно тоже увидит и все поймет по своему, по-детски.

Очень важно, чтобы природа со всем своим очарованием, со своими загадками и тайнами, вошла в жизнь человека еще в раннем его детстве; только тогда из малыша вырастет человек с добрым открытым ко всему хорошему, отзывчивым сердцем, а не потребитель, ищущий из всего только пользу и выгоду для себя.

Разные люди видят природу по-разному. Один видит ее внешнюю чарующую красоту, шагая по туристской тропе, другой способен неотрывно следить за волшебными переливами красок зари угасающего и зарождающегося дня, любоваться нежными оттенками лепестков или, лежа на лугу, часами наблюдать за жизнью животных. Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень - просто корень, сосновые и еловые шишки  - просто шишки и т.п.

Природа - это огромная богатая мастерская для творчества и раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоту природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя глубокая любовь к природе несовместима с эгоизмом, стяжательством. Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе.

Природа щедро предлагает свои дары: древесные грибы, камни, шишки, мох, серовато - черная полынь, ракушки, морские камни.

Сколько поделок можно сделать из этих богатств. Шишка в руках ребенка превращается в забавную птицу, животного, человека. Труд с использованием природного материала - увлекателен и интересен. Он воспитывает в детях чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем, развивает фантазию, сообразительность, выдумку.

Работа с природным материалом необычайно увлекательна и как для воспитателя, так и для детей, а потому мы должны, прежде всего, постоянно учиться, обогащаться сами и учить этому детей, чтобы нести прекрасное в их жизнь и быт.

Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя с природой, воспитатель обращает внимание дошкольников на шум леса, журчание ручья и пение птиц, на форму, окраску, запах листьев и цветов, движение животных и т. д.

Не всегда надо искать что-то необыкновенно красивое в природе, чтобы привить детям эстетический вкус.

Если внимательно оглянуться вокруг, то можно и в самым, на первый взгляд, обыкновенным, найти много такого, что привлечет ваше внимание и порадует глаз.

Огромную роль в этом играют наблюдения. Очень интересно понаблюдать с детьми за цветущими комнатными растениями. Обратить внимание на гамму красок; расположение цветков и их хрупкость. Утром, после поливки комнатных растений, можно обратить внимание детей на то, как переливаются и сверкают капельки воды на листьях и цветах растений, как в каждой капельке отражается солнце, и как это красиво.

Зимой нельзя пройти мимо заснеженных деревьев и кустарников, обязательно надо обратить внимание детей на красоту и сказочность деревьев и кустарников зимой.

А как весной чудесно пахнут молодые клейкие листочки!

А осень с ее красками... Это настоящее чудо!

Во всем надо стараться видеть красивое, не надо быть равнодушным к природе и перед нами тогда откроется сказочный, неповторимый мир. А если сумеем увидеть мы, то и детям этот мир станет ближе, понятнее. Окружающий их мир предстанет перед глазами детей в новом свете, и они почувствуют прекрасное, необыкновенное в том, где раньше увидеть этого не могли.

Среди способов действенного эстетического познания природы очень важна литература. Она имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Занятия, с использованием литературных произведений учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них.

Литературные произведения формируют побуждения к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе. Литература дает возможность формирования знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании литературных произведений воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточиванию на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книга о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.

Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляя их присматриваться к окружающей природе.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представление детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представление о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки является В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей ведению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направленно на то. что и как наблюдать. С этой целью читают произведения Н. М. Павловой "Под кустом" (о гусином луке) и "Как облачко" (о подмареннике).

Перед тем, как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ "под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе ознакомления с природой. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Например: загадка как жанр народного творчества, давно привлекает внимание детских писателей и поэтов.

Форма народной загадки - ее краткость, емкость образа, лексика. Ритм - не являются чуждой для детских писателей и в настоящее время.

А. Рождественская        В. Кремнев

 Наткет, наплетет,         Падает горшком

Сядет и добычи ждет.                            Скачет по дорожкам.

(ПАУК)        (ГРАД)

О. Тарнопольская        О. Тарнопольская

Стоят в поле сестрички -         С неба - звездой,

Желтый глазок, белые реснички.        В ладошку - водой.

(РОМАШКИ)        (СНЕЖИНКА)

Многие дети легко запоминают загадки, могут рассказывать их, отмечая характерные признаки животных. Об их величине, о частях тела, о форме глаз, длине ног, ушей хвоста. Через загадки мы знакомим ребенка и с повадками животных, птиц, с разнообразными явлениями в природе. Начиная знакомить детей с младшего возраста с простейшими загадками об овощах, о фруктах, ягодах и растениях, мы обращаем внимание на особенности внешнего вида - форму, цвет. Тем самым, обогащая словарный запас детей раннего детства.

Младший возраст:        

Круглое, румяное,

С дерева достану (Яблоко)            

Старший возраст:

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

Загадки о явлениях природы знакомят детей и закрепляют у них знания природы, раскрывая взаимосвязи между явлениями:

Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет да растет. (Дождь, Земля, Трава)

Через загадки дети знакомятся с окружающим миром, его постоянным изменением и движением:

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет -

Рухнул мост, и щепок нет. (РАДУГА)

Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи. Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей деятельности, формирует реалистические представления о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.

Ослепительно ярок зимний пейзаж:

Пушистый ковер, Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (СНЕГ).

Радостно волнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку:

Висит над окошком кулек ледяной,

Он полон капели, и пахнет весной.

Таким образом, в литературных произведениях любая картина природы выразительна и ощутима. Красочно рисуя окружающий мир, литература помогает ребенку по - иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что литературные произведения дают "картинное описание предмета" и развивают у детей поэтическое восприятие родного края, что осень помогает детям принять природу и усвоить первоначальные экологические знания.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г. Глушнев.

ПЧЕЛЫ

Луг для пчел-

Не просто луг.

Сколько вкусного вокруг!

Подлетают к молочаю.

Молока вам или чаю?

Пчелы чаю не хотят,

Дружно к клеверу летят.

КУЗНЕЦЫ-КУЗНЕЧИКИ

Кузнецы-кузнечики,

Узенькие плечики.

Брюшки-подушки,

Раскладушки.

Можно я у вас в траве

Постою на голове?

ЛЮБОПЫТНАЯ БАБОЧКА

Белыми крыльями,

Машет капустница.

Только поднимется-

Тут же опустится.

Носиков водит

По краю ромашки:

Мед или чай

В этой беленькой чашке?

ЛЕТАЮЩИЙ НОСОРОГ

Мне большущий носорог

Разрешил потрогать рог.

Он меня не испугался-

Любопытным оказался.

И взлетев, он сделал круг.

-До свидания, Смелый жук?

ЦЫПЛЯЧИЙ ДОМ

Коршун в небе! Вот беда.

Где цыплят мы спрячем?

За цыплятами всегда

Ходит дом цыплячий.

Этот дом на курьих ножках

Позаботится о крошках.

ГИМАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ.

Собирался в гости мишка

И с утра надел манишку.

Но попасть к друзьям не смог:

Тут решетка, там замок.

Подойду к окну поближе.

Он, бедняга, так обижен.

СЛОН

Осторожные движения,

Очень вежливый поклон.

Слон спокоен от рожденья,

Что шуметь, Когда ты слон?

КЕНГУРУ

В клетке тих он и неловок.

Он пожаловался нам:

-Скучно жить без тренировок

Чемпиону по прыжкам.

ЛЬВЫ

Из животных только львица

Льва нисколько не боится

Царь зверей хвостом, как плеткой

Бьет железную решетку.

Царь бушует, а она

В сладкий сон погружена.

ТИГР

Тигр лежит, глаза закрыв.

Тигр не смотрит в объектив.

Ахи слева, охи справа,

Надоела слава, право.

ПИНГВИН

Пингвин похож на дирижера,

Но ни оркестра, и ни хора.

Не будет праздника, однако,

Маэстро не снимает фрака.

ПЕЛИКАН

В мешочек сложит свой улов

И тут же съест.

И будь здоров!

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОПУГАИ

В одноцветной клетке этой

Карнавал зимой и летом.

Сколько шума! Сколько гама!

Интересно, где их мама?

ПАВЛИН

Знаменитый хвост павлиний!

На хвосте «глаза» горят.

-Сколько красок!

Сколько линий!

Все с восторгом говорят.

СТРАУС

Ты открой мне, страус, тайну.

Ты скажи тихонько мне:

Ты летаешь? – Да. Летаю.

Как и ты порой – Во сне.

С. Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

А. Майков

ПОДСНЕЖНИК

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

А. С. Пушкин

Еще дуют холодные ветры,
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних,
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой.

Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам.
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы.
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста… 

Е. Серова

ЛАНДЫШ

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень —
Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...

Давай послушаем, 
А вдруг
Услышим — я и ты?

ФИАЛКА

На солнечной опушке
Фиалка расцвела — 
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
От загребущих рук.
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно: друг.

ЗВЕЗДЧАТКА

Что за чудо? Звезды

Среди бела дня!

Смотрят на меня.

Стану я волшебницей,

Почему бы нет?

Вот возьму – и звездочки

Соберу в букет!

НЕЗАБУДКИ

Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых,
голубых?

Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.

КУВШИНКА

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом.

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда - привязан плот,

Он никуда не поплывет.

МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК

Спросили мышек, 
Весёлых крошек:
— Скажите, мышки:
Тут чей горошек?

Сказали мышки:
— Тут наш горошек,
Такой кудрявый,
Такой хороший!

Пусть он невкусный,
Пусть он несладкий,
Но в нём мышата
Играют в прятки.

ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ

Мы знаем, как зевает лев,
И это очень жутко!
Но вот цветочек львиный зев
Прозвали, видно, в шутку.
Его зевающие рты —
Такие славные цветы!

КАШКА (КЛЕВЕР)

Голодный шмелик

Вздыхает тяжко:

-Поесть бы кашки

Да вот же «кашка»!

Попробуй, шмелик,

В ней сок медовый-

Шмелям и пчелам

Обед готовый.

ЗОНТИК (БОРЩЕВИК)

Дождик, дождик моросит,
Вся мокра полянка. 
— Где мне спрятаться? — грустит
Бабочка-белянка.

Зонтик! Лучше не найдёшь!
Спрячусь-ка под зонтиком.
Злобный ветер, хмурый дождь,
Ну-ка, ну-ка, троньте-ка!

ПОВИЛИКА

Вы знакомы с повиликой,

С этой неженкой великой?

Говорит при ромашке:

-Трудно мне стоять, бедняжке!-

Потихоньку подберется,

Вкруг ромашки обовьется:

-Я же слабенькая детка,

Поддержи меня, соседка!

КОЛОКОЛЬЧИК

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…а ты?

ЧЕРТОПОЛОХ

На полянке у тропы

Он стоит открыто.

Крепкий стебель, да шипы-

Вот его защита.

Если схватят молодца,

Будет драться до конца!

А. К. Толстой

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. Фет.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

*  *    *

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

РАССКАЗЫ.

МЕДУНИЦА                                                      С. Аксаков

Отец ходил со мной подглядывать за птицами в садовых кустах и рассказывал, что они завивают уж гнезда. Он ходил со мной и в грачовую рощу и очень сердился на грачей, что они сушат вершины берез, ломая ветви для устройтва своих уродливых гнезд, даже грозился разорить их.

Как отец был доволен, увидя в первый раз медуницу! Он научил меня легонько выдергивать лиловые цветки и сосать белые, сладкие, их корешочки. И как он еще более обрадовался, услыша издали, также в первый раз, пение варакушки. «Ну, Сережа, - сказал он мне, - теперь все птички начнут петь: варакушка первая запевает. А вот когда оденутся кусты, то запоют наши соловьи, и еще веселее будет в Багрове!»

ИВАН-ЧАЙ                                                          М. Пришвин

Вот и лето наступило, в прохладе лесной заблагоухала белая, как фарфоровая, «ночная красавица» и у пня стал на солнце пеке во весь свой рост красавец наших лесов – иван-чай.

ФИАЛКА                                                          М. Пришвин

День за днем гроза, дождь, жара, блеск, разрастаются травы, появляются цветы, и уже ландыш в лесу и сирень в саду.

В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников черники, нашла себе место бледно-голубая фиалка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...

Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"

В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...

Консультация на тему: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».

В своей консультации я знакомлю коллег с работой Г.Урадовских ,с разработанным ею мягким конструктором, и использованием его в своей работе....

Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка

Статья рассказывает об экологическом воспитании дошкольника как части познавательного развития ребенка....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мы-часть природы» (первая младшая группа)

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторг...

Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника.

Рисование как неотъемлемая часть в  умственном развитии старшего дошкольника. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Рисование играет...