Проектная деятельность" Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
проект (старшая группа)

Увакина Екатерина Евгеньевна

Подборка народных игр к проведению народных праздников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Развитие музыкально–творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»

                                                                     Автор проекта :

 муз. руководитель

ГБОУ Школа №830

Увакина

Екатерина Евгеньевна

Тип  проекта: творческий

Возраст: 5-7 лет

Продолжительность  проектной  деятельности:

сентябрь 2016г. – май 2017 г. (9 мес.), долгосрочный

Участники  проекта: дети, педагоги, родители

Образовательная  область: художественно – эстетическое развитие

Актуальность  проекта:

Изучение  фольклора  представляет  интерес  в  условиях  современности. Ребёнку  доступно  и  понятно  народное  творчество. Фольклор  обладает  огромной  художественной  и  воспитательной  ценностью : формирует  художественный  вкус ребёнка, обогащает  речь  эпитетами, поэтическими  оборотами. Таким  образом, фольклор  становится близким  детям, способствует  пробуждению  любви  к  родной  природе, национальному  искусству, развитию  интереса  к  истории  народа, его  быта.

Цель  проекта: заинтересовать и приобщить детей и взрослых к народным праздникам,  традициям, обычаям.

Задачи  проекта:

  • развивать интерес детей к народному творчеству, познакомить с народными играми, традициями, обычаями.
  • обучать игре на ударных народных инструментах,   разучивать  народные песни,  потешки,  знакомить с народными играми.
  • формировать у детей потребность получать  новые знания о фольклоре.
  • воспитывать  любовь  к  народному  творчеству через игру.

Продукты  проекта:

  •  для  детей: участие в фольклорных праздниках  («Масленица», «Рождественские святки», «Троица святая»).
  • для  педагогов: презентация проекта «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора».
  • для  родителей: просмотр и участие в фольклорных праздниках вместе с детьми,  фотоотчёт о  проведенных  мероприятиях.

Изготовление атрибутов к народному костюму совместно с родителями. Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.

Предполагаемый  результат  проекта:

  • для детей: знания о народных  праздниках, традициях, обычаях
  • для родителей: активно вовлечены в  совместную с детьми познавательно – творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ
  • для педагогов: реализация основной цели проекта.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. 
А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: 
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре.» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный  процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы(к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

         Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Чижик» ( см. приложение 1) мы используем попевку:

По дубочку постучишь,

Прилетает сизый чиж.

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький.

Чижик по морю летал,

Одной ножкой всё махал.

Чиж, чиж, прилетай,

Себе пару выбирай!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова: (см. приложение 2)

Скок-скоп, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании игры «Ворота»: (см. приложение 3)

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяйтесь ворота.

Как из этих из ворот

Вышел маленький народ.

Таня бабушка такая…..

Ваня дедушка такой…..

Петя зайчик вот какой….

Маша кошечка такая….

И т.д.

Дети, проходя через инсценированные ворота, стараются показать и мимикой и жестами предложенного ведущим персонажа. В дальнейшем роль ведущего может исполнять каждый ребёнок.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике(это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Веники, веники,

Веники по мелики.

На печи валялися,

С печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила,

Веретёна не точены,

В бане веники мочёны.

Огромное значение в народных играх отдается Хороводным играм. (см. приложение 4)  Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет.

Хороводная игра «Пузырь». Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается»  до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. Одна из таких игр «Кострома» (см. приложение 5)

«Кострома, Кострома,

Государыня моя.

У Костромушки кисель с молоком,

У Костромушки блины с творогом.

Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

И, наконец, итогом всей работы для детей становятся празднования календарных праздников.

         Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, Покров.

         Зимние праздники – Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей. Так же очень важно каждое своё действие озвучить музыкально и тут нам на помощь приходят народные музыкальные инструменты.

 Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

         В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

         Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

         Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Фольклорный кружок «Пташечка»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста исполнительских навыков в области пения через приобщение дошкольников к миру народной песни, устного творчества и обрядовым традициям и праздникам.

Задачи:

  • Организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок.
  • Совершенствование певческих способностей детей дошкольного возраста, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении.
  • Развитие у дошкольников творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении.
  • Формирование основ традиционной отечественной музыкальной культуры.
  • Воспитание гражданственности и эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через пение.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...