Статья "Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия"
статья

Пшенникова Юлия Константиновна

В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых. Школа в силу тех же объективных трудностей ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции: дать детям знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Семья, как главная ячейка общества осуществляет основные общественные функции, исполняет важную роль в жизни человека, его защите, обеспечивании социализации, создании и удовлетворение индивидуальных потребностей. Но есть семьи, которые неполноценно осуществляют предписываемые обществом функции - неблагополучные семьи.

С точки зрения М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

По взгляду Шульги Т.И., неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых. Школа в силу тех же объективных трудностей ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции: дать детям знания.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых основные: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Статистика дает неутешительную информацию о прогрессирующем росте включенности детей в эти асоциальные процессы.

В настоящее время в России проблемы семей обострились. Противоречия современного российского общества, все его проблемы и сложности, связанные с реформированием, прежде всего отражаются на социальном состоянии семьи, ее функциях. Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семей и государства по их социализации. Возникшее в период реформирования социальное неравенство стало одним из источников многих социальных проблем, причиной кризиса семьи и ее распада, девиантного поведения. Современная российская семья переживает разнообразные социально-экономические потрясения, среди которых - низкая материальная обеспеченность, безработица, межэтнические и политические конфликты, снижение духовных ценностей, либерализация половой морали. Растет число семей, не сумевших адаптироваться к условиям переходного периода, а со стороны государства наблюдается недостаточная эффективность социальных программ в отношении семьи. Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семьи, приводят к тому, что в современном социуме происходят сложные процессы деградации семейно-брачных отношений.

 Налицо имеет место снижение престижа ценности семьи, отсутствует потребность молодых семей иметь в браке детей, растет число разводов, увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. В результате возникает социальное неблагополучие семьи. В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, экономическая, медицинская и т.д. И как следствие невыполнения семьей своих функций - нарушение ее структуры, приводящее к дезорганизации семьи, что, в свою очередь, является причиной появления другого социального явления - безнадзорности и беспризорности детей.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 8 июля 2018 предоставляет данные исследования об отношении россиян к проблеме неблагополучных семей. 45% россиян говорят, что знакомы с такими семьями, но в основном это единичные случаи, а у 16% подобных примеров в окружении большинство. Главным критерием неблагополучной семьи, по мнению тех, у кого в окружении есть такие знакомые, является низкий уровень жизни, нехватка денег на самое необходимое (47%). В качестве причин неблагополучия респонденты также называют высокий уровень безработицы (17%), алкоголизм и наркотическую зависимость – 12%.

Ежегодно количество неблагополучных семей (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей) только увеличивается. Так же происходит рост количества детей, рожденных вне брака. В трудной социально-психологической обстановке оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода.

Можно выделить 3 группы причины неблагополучия семьи и детей: кризисные явления в социально-экономической сфере; причины биологического характера; причины психолого-педагогического свойства.

Рассмотрим каждую группу причин неблагополучия.

1. Кризисные явления в социально-экономической сфере естественно оказывают влияние на семью и понижают ее воспитательный потенциал. В эту группу можно отнести: понижение жизненного уровня и ухудшение обстановок содержания детей, жилищный вопрос, дистанцирование образовательных учреждений от детей с тяжелыми судьбами, острый поворот в ценностных ориентациях окружения и отстранение многих нравственных запретов, а также обострение воздействия асоциальных преступных групп в микросреде. Вследствие всех этих явлений главными последствиями становятся: криминализация подростковой среды, бегство детей из семьи и повышение беспризорности.

2. Причины биологического характера обусловленные генетической, психической или физической патологией. К ним относятся физиологические заболевания (бесплодии женское, бесплодие мужское) или психологические заболевания родителей, плохая наследственность у детей (слепота, глухота и т.п), пороки в созревании детей (синдром-Дауна и т.п), инвалидность. Эти факторы приводят к сложности в социализации детей и существенно затрудняют приобретение ими базового образования.

3. Причины психолого-педагогического свойства связанны с внутрисемейными взаимоотношениями и воспитанием детей в семье и прямо воздействуют на процесс социализации.

В данной группе причин можно выделить следующие отрицательные явления:

психологическое отторжение между родителями и детьми;

гиперопека, когда у ребенка нет возможности проявить самостоятельность, за него все решают взрослые ребенку, нет свободного общения со своим окружением;

нелогичность и двойственность воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических поступков родителей, бабушки дезориентирует ребенка;

непонимание закономерностей и оригинальность личностного формирования детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

негибкость родителей во взглядах с детьми, которая проявляется в навязывании ребенку своей точки зрения, в резкой смене отношения к ребенку в разные времена его жизни (нехватка заботы меняется на избыток или наоборот);

аффективность – переизбыток родительского раздражительного поведения, недовольство, волнение, тревога по отношению к детям формирует в семье эффект суеты, беспорядочности, общего возбуждения. Беспокойность и опасение за детей, приобретают навязчивый характер и не дают родителям быть жизнерадостными и позитивными, принуждают их прибегать к стабильным запретам и предупреждениям, что заражает детей быть так же беспокойными;

авторитарность воспитания - склонность подчинять ребенка своей воле, твердость взглядов, приказной тон, навязывание личного мнения и своих решений, стремление к требовательной дисциплине и ограничению самостоятельности детей, беспрерывный контроль за поступками ребенка;

гиперсоциальность, в этом случае родители стараются основывать воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, игнорируя индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без должного психологического контакта, внимания и отзывчивости;

сверхзанятость родителей;

конфликтная обстановка в семье, нахождение родителей на грани развода;

алкоголизм родителей;

жестокое обращения с детьми (физическое, психическое, сексуальное насилие);

отсутствие в семье одобрительной эмоциональной атмосферы;

характерные ошибки родителей в развитии детей;

нарушение эмоциональных взаимоотношений между детьми и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, увеличению беспризорности детей и оказывает влияние на криминализацию подростковой среды. Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, заботы и нежности приводит к состоянию психической депривации, которое может быть установлено как психическое состояние, возникновение которого определено жизнедеятельностью личности в обстоятельствах долгого лишения или значительного ограничения возможностей удовлетворения жизненно значимых ее потребностей.

Самое существенное последствие всех данных нарушений - это неблагоприятное воздействие на психологическое здоровье личностей, которое позже лишь обостряет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и замедляет формирование личности.

Семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке. Хотя не всякий человек сознается в этом.

Поддержка неблагополучным семьям весьма необходима долгое время. Если задействовать всю команду: психологов, преподавателей, полицию и социальные службы, тогда есть возможность поддержать и помочь этим семьям.

Тем не менее, нужно помнить, что намного легче достигнуть результата тогда, когда у родителей и детей есть желание изменить свою жизнь в лучшую сторону. В основном приходиться принудительно работать с семьёй, тогда помощь затягивается на продолжительный срок. Поэтому с такими семьями должны заниматься квалифицированные специалисты, который с лёгкостью найдут общий язык, как с родителями, так и с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9200 (дата обращения: 28 Декабря 2018г).

2.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 200 с.

3.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416 с.

4.Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 244 с.

5.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. – 254 с.

Автореферат диссертации:

1.Афанасьева, С.В. канд. соц. наук Социальное состояние современной российской семьи и пути его совершенствования:  автореф. дис. … 2006 – Саратов. 180 с // www.dissercat.com/content/sotsialnoe-sostoyanie-sovremennoi-rossiiskoi-semi-i-puti-ego-sovershenstvovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современная российская семья и ДОУ"

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает...

Семь причин петь колыбельные малышу

Информация для родителей, посещающих консультативный пункт...

Семь причин детской агрессии

Буклет - причины детской агрессии....

Семь причин детской агрессии.

Страх (защитная агрессия). Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях)....

"Семь причин.."

Семь причин по которым нужно ребенку посещать детский сад.Причина №1. Ребенок учится общению с другими детьми, со сверстниками. Ребенок попадая в разные ситуации учится вести себя соответственно: как ...