Презентация "Современная российская семья и ДОУ"
презентация

Рыбалко Антонина Владимировна

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов                                                                               

 

Таким образом, было выявлено, что основное противоречие – использование только традиционных методов и форм работы. Следовательно, необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya2.ppt1.43 МБ
Файл prezent.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Работа над проектом проходила по следующим этапам: подготовительный, преобразовательный, практический и рефлексивный.

        На первом этапе основной акцент был сделан на выявление и устранение противоречий, возникающих во взаимоотношениях с родителями. Была проведена дискуссия на тему «Как нам понять друг друга?».

        В ходе дискуссии выявлены следующие противоречия:

- социальная неустойчивость семьи;

- хозяйственно- финансовые отношения «родители – ДОУ»;

- некомпетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, отсутствие конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

        Для активизации решения проблемы был проведен блиц-опрос. Педагогам предложили назвать те формы и методы взаимодействия с родителями, которые они используют на практике. Показательным стал тот факт, что на практике педагоги в основном применяют традиционные формы работы с родителями: собрания, беседы, анкетирование и т.п.

При этом опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов                                                        

Таким образом, было выявлено, что основное противоречие – использование только традиционных методов и форм работы. Следовательно, необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям.

         На преобразовательном этапе за круглым столом педагогов познакомили с новыми техниками общения и  методикой Метеновой М.Н. по работе с родителями. Был проведен семинар-практикум «Педагогическое проектирование» по обучению воспитателей планированию взаимодействия с семьей.

        Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих профессиональных привычек. Поэтому возникла необходимость проведения тренинга, где каждому педагогу было предложено составить классификацию форм и методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных форм сотрудничества в новые нетрадиционные.

Проводятся тематические родительские собрания: «Детский сад и родители: аспекты взаимодействия», «Как и что читать детям дошкольного возраста», «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и в семье», «Воспитание доброты к природе». 

 Ежемесячно обновляются темы информации для родителей в «Уголке здоровья» и наглядной агитации в соответствии с задачами и направлениями работы.  Организуются выставки работ мам воспитанников и совместные работы с детьми, например, «Осенний букет», «Необычный урожай», «Папа, мама и я – творческая семья!».   Для родителей воспитанников младших групп специалистами детского сада были проведены консультации по теме «Играйте с детьми». Мнение родителей о работе детского сада и педагогов выясняется путём анкетирования и опросов, а все пожелания родителей обязательно рассматриваются и учитываются. По запросам семей в течение года проводятся консультации специалистов детского сада.  

С каждым годом в детском саду «Лесная сказка» формы и методы работы с родителями становятся разнообразней, интересней как для родителей, детей, так и для педагогов. В следующем учебном году планируется продолжить работу в данном направлении.

 

       Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании я поставила следующие задачи:

  1. 1.Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы "Детский сад - семья" в физическом воспитании дошкольников.
  2. 2.Разработка средств, форм, содержания, методов физического воспитания в педагогической системе "Детский сад - семья".

       Я решила строить свою работу в двух направлениях:

  1. 1.Работа с коллективом воспитателей.
  2. 2.Работа воспитателей с коллективом родителей.

       Целью  работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.

       Для реализации этой цели  использовала следующие формы работы:

  1. 1.Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.
  2. 2.Обучение педагогическому тренингу общения.
  3. 3.Овладение воспитателями самодиагностикой.
  4. 4.Консультация «:Стили взаимоотношений в системах "Взрослый - взрослый"(воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), "Взрослый - ребенок".
  5. 5.Проведение двух семинаров - практикумов "Развитие коммуникативных умений", "Особенности общения воспитателя с родителями".

Свою работу по установлению взаимодействия с родителями  разделила на пять этапов:

1 этап - моделирование взаимодействия.

На этом этапе происходит установление связей ("Детский сад - семье", "Семья - детскому саду") с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы.

Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа строилась в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям. Воспитателями проводились ежедневные беседы с родителями о их детях с выделением положительных качеств детей. Воспитатели и родители стали использовать прием "авансирования успеха" по отношению к детям.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводились "Вечера знакомств", на которых воспитатели и родители в непринужденной дружеской обстановке учились понимать друг друга, вставать на "позицию воспитателя" или "позицию родителя", "позицию ребенка".Результат таких встреч: сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями.

3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности физическом развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

Далее мы планируем проведение 4 этапа - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.

Последний этап 5 - совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам, где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения.

ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ                

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.        

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические возможности.

Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.

Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных качеств. Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие. Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда.        

Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.        

Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации. Посещая семьи своих питомцев, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка. Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.        

            Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойствах.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми.         

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.         Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.

Задачами нашей работы с семьей является:

                                                        

– оказать квалифицированную поддержку родителям;                                                        

– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;                                                        

– создать условия для активного участия в воспитании и развитии познавательной деятельности ребенка;                                                        

– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

                                                        

И здесь мы придерживаемся следующих принципов:                                                        

– создание доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;                                                        

– внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;                                                        

– видение малейших достижений ребенка, вселение в него чувства уверенности в успехе;                                                        

– осуществление положительного настроя на беседу с родителями по любой проблеме;                                                        

– проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с семьей;                                                        

– оказание помощи родителям в сложных педагогических ситуациях;                                                        

– опора на педагогику сотрудничества между родителями и воспитателями, родителями и детьми

Мы видим в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по воспитательному процессу. Точно так же отношения между воспитателем и ребенком, родителями и ребенком строим по известному принципу личностно-ориентированной педагогики

Работа строилась поэтапно:                                                        

1 этап. Провели родительское собрание, где определили важность внедрения инноваций в развитие детей дошкольного возраста.        

2 этап. Совместно с родителями организовали экскурсии для детей по городу («Знакомство с архитектурой и памятниками города»)        

3 этап. Собрали совместно с родителями коллекции для группы. Они делились своими коллекциями, приносили предметы по тематике собираемых коллекций в группе, дети очень гордились родителями за то, что мамы и папы отдавали свои вещи для общего дела.                

4 этап. Одной из коллекций, собираемой всем детским учреждением, стала коллекция «Новогодней игрушки». Выставка работала в течение месяца, её с удовольствием посещали семьи наших воспитанников.                

5 этап. Организовали совместно с родителями музей детского сада «Родные истоки». Мы старались создать такую атмосферу коллективного дела, чтобы родители дарили для общего музея даже свои семейные реликвии.                

6 этап. Для повышения активности родителей и осознания ими необходимости создания музея провели ряд открытых занятий с использованием экспонатов музея.                        

7 этап. Создали мини-музей в группе по теме «Возникновение письменности и рисунка». И здесь была неоценима помощь родителей. Для реализации нашей идеи мы использовали проектный метод. Каждая семья осуществила свой вклад в общее дело, собраны перья, ручки         

8 этап. Родители вместе с детьми создавали экспонаты для мини-музея. Такая творческая совместная работа развивает не только воображение ребенка, его фантазию, но и навыки продуктивной деятельности. Взаимодействуя с детьми, выполняя совместную работу.        

9 этап. Демонстрация родителям исследовательской и экспериментальной детской деятельности по теме мини-музея наглядно показала её влияние на развитие психических процессов ребёнка (памяти, речи, мышления, внимания, воображения) и познавательных способностей.                                                        

Педагоги детского сада «Лесная сказка» в своей деятельности большое внимание отводят работе с родителями. На каждый учебный год ими разрабатывается ежемесячный план такой работы. В план включаются разнообразные мероприятия с участием родителей и для родителей. Помимо праздничных развлечений, проводимых в детском саду, стали традиционными спортивные состязания с участием пап и мам. Такие мероприятия проходят здесь в течение года. Совместные трудовые дела – субботники по благоустройству территории детского сада и помещений - тоже проводятся регулярно в течение всего года и пользуются популярностью у родителей.

 

   

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.        Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей.        

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.

Мнение родителей о работе детского сада и педагогов выясняется путём анкетирования и опросов, а все пожелания родителей обязательно рассматриваются и учитываются. По запросам семей в течение года проводятся консультации специалистов детского сада.

Работа над проектом «Детский сад и семья» позволила повысить уровень профессионализма педагогов по вопросам установления конструктивного взаимодействия с родителями, внедрить нетрадиционные формы проведения совместных мероприятий. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствовало сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Беседы, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это оказало  содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия"

В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых. Школа в силу тех же объективных трудностей ограничивае...

Конспект физкультурного праздника «Папа, мама, бабушка, дедушка и я – здоровая и дружная Российская семья!"

В конспекте представлены простые, но оригинальные соревнования для совместного весёлого праздника дошкольников и членов их семей....

Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о то...

Традиции воспитания в знаменитых российских семьях. Лекция для родителей.

Рассказ о традициях воспитания в семьях российских императоров. Лекция для родителей....

Мастер - класс для родителей в рамках проекта 5 городского форума "Вера, надежда, любовь" в российской семье.

Совместное творчество родителей и детей. Изготовление объемной открытки.Зачастую современный ритм жизни нетдает возможности родителям проводить время с детьми, занимаясь творческой деятельностью, кото...