«Актуальность и эффективность использования квест – технологии в развитии познавательной активности дошкольников.»
методическая разработка

Новикова Екатерина Сергеевна

Данный документ раскрывает главные особенности в реализации квест-технологий и использования их в развитии познавательной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Образовательный холдинг «Детство без границ» муниципального образования Усть-Лабинский район

Доклад: «Актуальность и эффективность использования квест – технологии в развитии познавательной активности дошкольников.»

г. Усть-Лабинск, 2018г

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляют нас взрослых по- новому взглянуть на мир. И чтобы их понять, нужно самим стать хотя бы на немного детьми. А помогут нам в этом игровые технологии.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс  по реализации задач и содержания образовательных областей ФГОС ДО.

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.         Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра –  это эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

        Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.  В основе данной технологии лежат квест-игры.

Квест  (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.  Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но  несмотря на это, оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.  Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так же на улице.

          На сегодняшний день  принято различать несколько видов квест-игр.

Квесты отличаются друг от друга:

 1.По числу участников: одиночные и групповые;

 2. По продолжительности:  кратковременные - от нескольких минут

(продолжительность  квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

 и долговременные до недели;

          3. По структуре сюжетов:

Линейные квесты – это квест в котором игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовые – это квесты в которых все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.  Штурмовые квесты хорошо проходят  в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких  квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т. д.

 Круговые   квесты  представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Участники стартуют из одной точки, которая и будут для них финишной,  а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.  

    4. По  форме организации квест - игр:

    соревнования, проекты, исследования, эксперименты, задания для квестов, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).     Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.              

    Задания подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

Варианты заданий и подсказок в квест-игре.

     -Проведение экспериментов, опытов.  

     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

     - Загадки, вопросы, ребусы.

     - Пазлы  или лабиринты, где  нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?»  Н-р,  детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

     - Упражнения на классификацию.

     - Логические таблицы.

     - Задания на измерения.

     - Ориентировка по схемам.

     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.

      - Математические упражнения (счет,решение примеров, арифметические задачи и т.д.).

     - Подсказки в виде моделей, схем.  

     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

  - Творческие задания (сочинение синквейнов, загадок, сказок и т.д.)

  Идей  для  квестов  может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

 - первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

 - используемые  атрибуты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

 -  задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;  

-   а так же все  вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья .

 - Недопустимо унижать достоинство ребенка.  

 - Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

          Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?   В этом помогает  общая игровая цель, которая  известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель  и является главным «внутренним мотиватором».  

В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.  

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.  Именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

При планировании и подготовки  квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

Для составления маршрута мы используем разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены).

Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?

Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта,  а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

«Ромашка с заданиями на лепестках» Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках ромашки

«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой.

  «Секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;

искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;

        Так же участники могут узнавать о том, куда дальше идти только после того, как выполнят задание на станции (ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.  Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Задачи, которые позволяет решить квест:

1. Вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

2. Развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

4. Воспитание личной ответственности за выполнение задания.

          Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. 

Алгоритм создания игры:

        -Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.

        -Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.

        -Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам,  чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.

        -Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры.

      - Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название.

        -Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).

        -Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.

    - Подумайте над вариантами модификации игры.

 Таким образом,  игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

1. Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

 Организационная часть квеста также включает:

распределение детей на команды;

знакомство с правилами;

раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

2.Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

3.Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

          Хочется особо обратить внимание на то, что после каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде. Ребёнок учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков,  понимая, что ему не хватило для достижения оптимального результата.

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей  к дальнейшему расширению своего информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Примеры вопросов вы можете увидеть на слайде.

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

          Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей.

 В нашей группе квест-технологии начали внедрять два года назад. В начале это были линейные квесты сюжет которых был построен на основе русских-народных сказок,  знакомстве с народными играми и т.д.

Первую квест-игру «От старины до наших дней» проводили на улице в летнее время года. Детям очень понравилась такая форма образовательных мероприятий. Поэтому мы решили провести следующую квест-игру спортивного характера с привлечением инструктора по физическому воспитанию и назвали ее «В стране здоровячков». Это был уже кольцевой квест, где команды перемещались от станции к станции выполняя  различные задания.

        Весной в рамках темы недели «Знакомство с профессиями» нами было проведено итоговая образовательная деятельность в форме квест-игры. Дети закрепляли знания о профессиях взрослых выполняя задания.

Также внедряя квест-игры в работе с родителями 23 февраля был проведен спортивный праздник с папами в форме квест-игры. Дети и папы получили бодрый эмоциональный настрой, положительнее эмоции и массу приятных впечатлений. Элементы квест- игры мы с успехом реализуем во время родительских собраний и детских праздников.

В завершении тематической недели «Хочу всё знать!», провели квест-игру «В поисках науки». Во время проведения игры, ребята закрепляли  полученные знания в ходе экспериментальной деятельности.

Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Таким образом, Квест-технология  одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...

Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии  познавательной активности дошкольника...

«Использование «облачных» технологий для развития познавательной активности дошкольников»

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. ИКТ часто используют как средство обмена ...

«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка тре...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...