Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада
статья

Анцыгина Лариса Анатольевна

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов, в том числе и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нём говорится, что одной из задач детского сада является обеспечение условий, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность  в условиях логопедического пункта детского сада

Анцыгина Лариса Анатольевна,

учитель-логопед МАДО «Детский сад «Теремок» АГО,

e-mail: ancygina69@mail.ru

г. Асбест

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов, в том числе и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нём говорится, что одной из задач детского сада является обеспечение условий, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

В организованной логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формированию чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину. В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, ФГОС ДО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Работа с детьми построена на принципах развивающего обучения и состоит из четырёх основных направлений: семья, детский сад, родной город, страна Россия. Организация работы с детьми направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине, родному городу на основе приобщения к национальной культуре и включает в себя следующие аспекты:

- знакомство детей с символами города, области, государства (герб, гимн, флаг);

- формирование элементарных знаний о правах человека; бережного отношения к родной природе;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);

- воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу, стране;

- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

- воспитание уважительного отношения к труду людей, желания оказывать взрослым свою посильную помощь.

Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми лексических тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениями слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий.

Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию одной из эффективных форм работы является - проектная деятельность. В условиях логопедического пункта традиционно реализуется три долгосрочных проекта: «Семья и семейные ценности», «Мой город Асбест», «Урал - опорный край Державы»,

Использование проектного метода обеспечивает реализацию деятельностного подхода. В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, социально значимой направленности, приобретённые детьми в ходе реализации проекта знания, становится достоинством их личного опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, по-ставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

На решение задач патриотического воспитания был направлен проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта «Город глазами детей: Асбесту - 130 лет!».

Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста чувство любви к малой Родине, способности к проявлению чувства патриотизма, готовности сохранять и созидать уют и красоту в городе.

Задачи проекта:

Образовательные:

- создать условия для получения детьми знаний о родном городе: о его истории, символике, достопримечательностях, культурных и промышленных объектах, улицах города, зданиях и др.;

- расширить знания детей о природе Асбестовского района и его обитателях, формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

- познакомить детей с народностями, живущими в нашем городе.

Развивающие:

- формировать активную речь детей, включённую в общение с детьми, педагогами и родителями, мотивационную сферу через стремление добиваться успеха;

- развивать интеллектуальные возможности ребёнка (внимание, память, речь, мышление);

- развивать способности представлять знания и умения на широкую аудиторию.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному городу, краю, людям, умение видеть прекрасное, гордиться своей малой Родиной;

- формировать интерес к познанию своей семьи, своего города и мира в целом.

Проект способствует формированию активного словаря, речевых умений и навыков детей, повышает уровень познавательных способностей дошкольников, развивает воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к познанию своей малой Родины стал средством формирования любознательности, интереса, бережного отношения к окружающему миру и воспитанию любви к семье, детскому саду, городу и в целом к своей стране.

В процессе реализации проекта были созданы условия по ознакомлению с малой Родиной, с её историческим прошлым, с достопримечательностями родного города (памятники, музей, административные здания) в доступной для детей форме.

В рамках проекта проводилась большая совместная работа взрослых и детей. Осуществлялась разработка мини-проектов, в которых дети искали ответы на свои же вопросы: «Сколько лет нашему городу?» «Что было раньше на месте нашего города?», «Кто построил наш город?» и др. Дети вместе с родителями делали макеты «Мой город в будущем!», оформляли фотовыставку «Судьба города – судьба семьи!».

Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей (законных представителей).

Этапы работы над проектом.

1-й этап - информационно-накопительный:

- изучение интереса детей для определения целей проекта;

- сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- обращение к специалистам и изучение литературы.

2-й этап - разработка проекта.

- проведение викторины «Знаешь ли ты свой город?» для выявления знания детей о родном крае, готовности пополнить эти знания;

- вовлечение родителей в разработку и реализацию проекта: были даны задания по подбору методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;

- составление плана работы над мини-проектами.

3-й этап - содержание проекта

Таблица 1

Содержание проекта «Город глазами детей - Асбесту 130 лет»

Физическое развитие

Спортивный праздник-развлечение «День строителя» -строим город.

Беседа «Спортсмены нашего города».

Спортивные состязания «Будущие чемпионы!»

Познавательное развитие

Рассказы взрослых об истории возникновения города, об особенностях расположения города, знакомство с промышленностью города, профессиями города, о тех, кто защищает город от опасностей, о местах отдыха в нашем городе, о памятниках города.

Исследовательская деятельность «Асбест на карте Урала».

Рассматривание фотографий, открыток и беседа на тему «Старый и новый город».

Рассматривание газетных вырезок «Знаменитые люди нашего города».

Беседа «Улицы нашего города», «Мой адрес…», «Зачем названия улицам, как придумывают названия улиц».

Посещение библиотеки города, музеев: краеведческого и ООО Комбинат «Ураласбест»

Игра «Лабиринт» (маршрут от дома до детского сада).

Беседа о климатических условиях города, округа.

Акции «Посади дерево», «Берегите ели», «Накормим птиц», «Чистый город».

Речевое развитие

Поиск своей улицы на карте города(звуковой разбор слова).

Составление творческих рассказов «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу», «Моёлюбимое место в городе», «Выходные».

Разучивание стихотворений о городе, гимна России, песни о городе.Постройка города профессий для детей «Редбург!» (игра);«Азбука детства».

Составление рассказа о семье, игры в семью, рисование своей семьи, как родители заботятся обо мне…

Разучивание поговорок и пословиц о Родине.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Художественно-эстетическое развитие

Рисунки «Мое любимое место в городе», «Здания моего города», «Транспорт моего города», «живая и неживая природа моего города», «Мы живем в одном городе с …».

Лепка «Деревья нашего города», «Я и Моя семья», «Мой двор», Дом в котором я живу».

Концерт «Город молодых талантов» (выступление детей и демонстрация своих возможностей»).

Детское творчество: «Лето, ах, лето. Лето -это всегда хорошо! Даже если это лето в городе!» (свободное творчество).

Разучивание танцев«Страна чудес», «Есть на белом свете…».

Дискотеки для детей «Танцуют дети города Ревда».

Аппликация «Хоровод дружбы народов!»

Участие в конкурсе рисунков «Книжки детям важны!»

Совместная работа с родителямипо созданиюмакетанаших улиц для детей.

Социально –личностное развитие

Семейная экскурсия «Любимое место отдыха в нашем городе».

Посещение библиотеки П.П. Бажова.Тема: «Город Ревда».

Фото-выставка «Прогулки по улицам города».

Беседа и рассказ воспитателя «Профессии нашего города».

Рассказ воспитателя «Традиции народов, живущих в нашем городе».

Создание фотоальбома «Улица,на которой я живу», «Наш детский сад», «Я и мой город».

Дидактические игры «Идём в гости», «Профессии», «Мой город», «НародыРоссии», «Государственная символика России», «Путешествие по знакомым улицам», «Где находится памятник?», «Кто подберет больше слов», «Город будущего», «Назови свой адрес», «С какого дерева лист?», «Найди животных нашего края», «Грибная поляна», «Кто живёт в озере, в реке», «Комуи что нужно для работы?»и т.д.

Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Полиция города»,«Пожарные», «Семья на отдыхе», «Идём в магазин», «Семья», «В городе строим детскую площадку» и др.

Оформление дидактических игр по краеведению:«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я -фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

4-й этап - презентационно-завершающий. На этом этапе решались следующие задачи:

- представление своих проектов в форме, выбранной детьми;

- создание мультфильма «Город для детей»;

- выставка продуктов детской деятельности;

- викторина «Знаешь ли ты свой город?»;

- самодельная книжка «Я живу в Ревде»;

- журнал рассказов детей «Город, в котором я живу»;

- альбомы рисунков «Мой город», «Город будущего»;

- презентация макетов детского сада, микрорайона;

- презентация фотоальбома «Я горжусь трудом своих родных»;

- участие в конкурсах городского уровня.

5-й этап - контрольно-рефлексивный. Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями для подготовки проекта:

- беседы с родителями о важности данной проблемы;

- оформление папки-проекта «Ревда - наш город!»;

- словотворчество с родителями «Сочини загадку о родном городе»;

- совместный труд «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями убирали участок детского сада);

- рассматривание альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная кни-га Свердловской области», «Хлеб - всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»;

- информация для родителей в родительском уголке «История родного города».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"

laquo;Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие...

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания.

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания....