«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (средняя группа)

Володина Ирина Владимировна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 2

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.

Слайд 3

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни . Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Слайд 4

Задачи сказкатерапии: Развить речь детей: Выявить и поддержать творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Развивать память, мышление, воображение, внимание. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»

Слайд 5

Разнообразны и приёмы сказкотерапии: чтение или рассказывание; пересказ по опорному плану; обсуждение и словесный анализ; рисование сказки; артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия: театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек; изо терапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, монотипия, песком и манкой, другими сыпучими материалами . :

Слайд 6

пальчиковый театр, дидактические, ролевые, театрализованные, подвижные игры, сочинение собственных сказочных сюжетов; решение сказочных задач (выполнение творческих заданий смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов); подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам (рисование, аппликация, лепка и т.д.) :

Слайд 7

пересказывая сказки, рассказывая сказки от третьего лица, группового рассказывания сказок, сочинение сказок, рассказывания по кругу , пересказ по опорному плану; :

Слайд 8

Рассказывание сказки « К урочка ряба» по картинкам.

Слайд 9

«Пальчиковый театр»

Слайд 13

В заключении хочется сказать, что Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души и помогает жить в гармонии с миром и с самим собой . :

Слайд 14

1 . Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с. 2. Зинкевич -Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с. 4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с. https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/16969765.46/0_68d80_78ecd6f1_orig.png http://chari.users.photofile.ru/photo/chari/3697310/xlarge/87398767.jpg https://computerscience.johncabot.edu/kduong/F2016CS130-1/pkuznetsova/project/images/smallfirebird.png https://abload.de/img/76r2ql7.png http://www.playcast.ru/uploads/2013/11/21/6628570.png https://thumbs.dreamstime.com/x/phoenix-feather-23467668.jpg http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Konek-gorbunok-0.png Источники:



Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа-детский сад

Выступление на методическом объединении воспитателей

на тему «сказкотерапия как средство развития речи у

дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Володина И.В.

Сургут, 2018

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра,

то есть учит сопереживать»

В.А.Сухомлинский

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных мультфильмов.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей.

В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.

Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 

«Сказкотерапия» Что это такое?

  • Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
  • В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
  • Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
  • Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Задачи сказкотерапии:

1. Развить речь детей:

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

7. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог»

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказывая сказки,
  • рассказывая сказки от третьего лица,
  • группового рассказывания сказок, сочинение сказок,
  • рассказывания по кругу.
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика и театр
  • арт-терапия: театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек; 
  • изо терапии: (марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия – это рисование с помощью уникального отпечатка);
  • дидактические, ролевые, подвижные игры,
  • сочинение собственных сказочных сюжетов (решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя);
  •  подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т.д.

В качестве примера мы использовали такие приёмы: как пересказ сказки по опорному плану, мы выбрали сказку «Курочка ряба». Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

- Пальчиковый театр (дети сами придумывали сказку со своими героями).

- Кукольный театр: сказки «Три медведя», «Лиса и петушок», «Красная шапочка».

- Рисование сказок «Колобок» и «Золотая рыбка», игры с песком, чтение сказок.

- Постановка сказки «Теремок».

В заключении хочется сказать, что сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души и помогает жить в гармонии с миром и с самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация  «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие  к обиженным героям и тем самы...

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...