«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи на тему

Писанная Юлия Анатольевна

     Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие  к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказкотерапия19.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» 

В. Сухомлинский 

     Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие  к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

    В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитию их творчества посвящено не мало работ педагогов-исследователей: Е.И. Тихеевой, З.А. Гриценко, Л.П. Стрелковой, Л.Б. Фесюковой, А.Г. Кучерявого и др. Они показали, как сказки и рассказы помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям.

    Многим людям свойственны состояние радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце входит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?... Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного…

   А чудо – совсем рядом.

   Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

   Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

     Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Когда мы говорим о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

  Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

   Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут появится потенциальные части личности, нечто нереализованное.

   Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Сказкотерапия и развитие речи

    Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности ребенка.

   Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.

Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить  эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.
Источник: 
http://logoportal.ru/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-deyatelnosti-s-detmi-doshkolnikami/.html

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии 

      Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

   Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

    Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

    Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Литература:

  1. Рыжова Л.В. методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
  2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация  «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЧеловек, который верит в сказку,Однажды в неё попадает,Потому что у него есть сердце…Сергей Королёв ...