Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Пляцок Надежда Николаевна

 

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Человек, который верит в сказку,

Однажды в неё попадает,

Потому что у него есть сердце…

Сергей Королёв

           Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

          Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?..

Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного…

        А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть своё сердце навстречу добру учит сказка.

           Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе.

Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

         Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

       Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Человек, который верит в сказку,

Однажды в неё попадает,

Потому что у него есть сердце…

Сергей Королёв

           Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

          Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?..

Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного…

        А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть своё сердце навстречу добру учит сказка.

           Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе.

Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

         Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

       Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

    Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

       Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чём же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

        Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребёнка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создаёт невидимый мост между ребёнком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. (О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина)

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Задачи сказкотерапии:

1. Развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

8. Укрепить союз «Ребёнок –родитель –педагог»

            Работая в коррекционной группе, было замечено, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, также нарушена связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, а двое детей вообще не разговаривают, произносят отдельные звуки. Дети сильно зажаты, замкнуты, не сразу шли на контакт. Диагностические данные детей коррекционной группы подтверждают у них нарушение всех основных частей звуковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, я считаю

основной задачей. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно - образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

          Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственно – образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, а также и в свободной деятельности, по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

         Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

        Работу свою начала с наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в процессе игры, в непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать своё внимание, память, т.е. не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

      Опираясь на свой опыт, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи и неуверенность у детей. Страхи повышают тревожность, что и ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности.

Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого и в комфортном для ребёнка состоянии.

Основные этапы работы.

Первый этап: Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление театров.

Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным, куклам би-ба-бо, кукол – марионеток. Определили удобный день для всех родителей, пришла большая часть мам и бабушек. Мы показали различные театры. Родители предложили свою помощь в создании театров. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, рисовать. Провели мастер – класс по созданию некоторых образцов кукол. Были установлены сроки по изготовлению кукол. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Обратили внимание на то, что чудо произойдёт только в том случае, если ребёнок помогает маме шить куклу: что – то пришьёт сам или поможет советом. Театры развивают мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – родитель – воспитатель». Играя с куклой, ребёнок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. А наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками.

Второй этап: Театрализованные игры.

Мы наблюдали за живой и неживой природой (повторяли движение веток при ветерке или сильном ветре, повторяли полёт сороки и её приземление, ходьбу девочки, мамы и бабушки и т.д.) Предлагали детям вместе с родителями посмотреть мультфильм и изобразить героя сказки, а в садике играли в игру: «Отгадай сказочного героя». Дети старались передать движение и характер героя. Сначала изображали животных, детям было проще изобразить кошек, собак, хомячков, попугаев, домашних птиц, тех животных и птиц, которые непосредственно живут вблизи детей. Дети наблюдают за ними каждый день. Но передо мной встала другая задача, если дети показывали движения и повадки, то не произносили слова.

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Мы решили начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигуры, фигуры из картона, магнита, из природного материала. Детям оказалось легче показывать такой театр, но почему? Потому что фигуры можно поставить, а потом говорить. Детям было сложно в речи использовать предлоги. Поэтому мы использовали игровые упражнения: «Где спрятался колобок?» (в ящик, под стол, за домик и т.д.). вторым этапом нашей работы было использование наручного театра, мы использовали пальчиковые игры и упражнения, чтобы развивалась мелкая моторика. Когда дети научились совмещать действия пальчиками со словами. Сначала в работу включила пальчиковый театр. Детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Мы сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь). Продумывали качества, поступки и характер героев. Сначала дети показывали простые движения (побежали, наклонились, повернулись), играли с детьми в игру: «Как показать здравствуйте, до свидания одним пальчиком?» Когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В группе мы оборудовали театральный уголок, где ребёнок мог побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к сказкам. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра – настольный, стендовый, наручный, верховой, театр живой куклы, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности, я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы.

Учитывая гендерные особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моей непосредственно-образовательной деятельности являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или

сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся высказать свою точку зрения, исполнить мимику, движения героя по своему, как это видит он, стараясь не повторяться. Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:

 «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно»,

 «Построить башенку из ладошек»

 «Найди взглядом своего товарища»,

 «Не перепутайте движения».

Пальчиковые игры помогают развивать мелкую моторику, и поэтому я постаралась подобрать игры в соответствии с лексическими темами:

 «Про бабку»,

 «За столом»,

 «Приглашение»,

 «По ягоды»,

 «Дом под кустом»,

 «У сосны»,

 «Тук – тук»,

 «Утро и вечер».

Для обучения детей средствам речевой выразительности вместе с логопедом использовали артикуляционную гимнастику:

 «Маляр»,

 «Грибок»,

 «Лошадка»,

 «Чистим зубки»,

 «Иголка»,

 «Лопатка».

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала чистоговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Радио», «Телефон»

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

 Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость!». Какая новость может быть у мамы?

 Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

 О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

 Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

 От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).


 Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

 Солёный чай.

 Ем лимон.

 Сердитый медведь.

 Лампочка потухла, зажглась.

 Грязная бумажка.

 Тепло – холодно.

 Рассердились на драчуна.

 Обиделись.

 Мне грустно.

 Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

 выбор детьми роли по желанию;

 назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

 распределение ролей по карточкам;

 проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»

(К. Гросс). Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Третий этап: Сказкотерапевтическое рисование.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе используем и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают

внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Мы использовали такие техники рисования, как оттиск поролоном, печать по трафарету, свеча и акварель, кляксография обычная, рисование зубочисткой, фейс – арт, монотипия, холодный батик. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Детские рисунки – это полянка с цветами, сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, пещера Алладина… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Четвёртый этап: Решение сказочных задач.

Это развитие творческого мышления и воображения. Детям давались различные сказочные задачи, а решение этих задач должны найти дети. Например: перед нами широкая речка, как нам попасть на другой берег? Дети предлагали смастерить мост, сделать плот, катер, лодку и переплыть на другой берег, сесть на самолёт, ковёр - самолёт и перелететь. Были и такие ответы, перепрыгнуть через речку. Тогда задавали такие вопросы: У тебя хватит сил, чтобы перепрыгнуть? Ребёнок придумывал другой ответ.

Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребёнка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Сначала дети терялись в ситуации выбора, а затем их ответы становились не похожими на ответы других ребят. Процесс группового решения и обсуждения обогащает

жизненный опыт ребёнка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребёнок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Пятый этап: Работа со страхами детей.

В работе со сказками особое внимание уделялось страхам детей. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребёнку побыть наедине и подумать. А потом только разбирали содержание, поступки героев.

В работе со страхами использовали некоторые упражнения:

Нарисуй свой страх: ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

Придумываем сказку: сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

Придумываем и рисуем друга: спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Если ребенок ответит, тогда: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».

Радуга силы: на листе бумаги нужно нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

Где живет страх? предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

Напугаем страх: предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

Выкидываем страх: из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

Угощу свой страх: предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:

Страх боится солнечного света,

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.

Волшебная палочка: на острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

Пальчиковый кукольный театр: разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

Шестой этап: Самостоятельное сочинение сказок и историй.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы. Составляя творческий рассказ или сказку, ребёнку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми умениями ребёнок овладевает в

процессе систематического обучения, путём постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию использовать несколько приёмов:

Рассказывание известной сказки от 3 – го лица или от 1 – го лица. Дети не только рассказывали придуманные сказки, но и старались описать свои чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Затем дети рассказывали сказки под спокойную мелодию.

Круговое рассказывание сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. Создали альбом»: «Синквейн» по теме: «Сказочные герои», где дети давали ёмкие характеристики героям и делали выводы по поступкам героев.

Придумывание продолжения к знакомой сказке. Здесь последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Дети начинали придумывать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый.

Придумывание новой сказки или истории. Вместе с детьми придумали сказку: «Где же находится Дед Мороз летом?». Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы старались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения.

Развитию творческой активности детей способствовали не только непосредственно-образовательная деятельность, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком. В мире большое количество сказок: русские народные, зарубежные, авторские, поэтому нам не составило большого труда найти сказку, чтобы она соответствовала лексическим темам, которые предложены нам ФГОС. Сюжеты различных сказок были использованы в непосредственно - образовательной деятельности. В сказкотерапии существует определённая структура:

 Приветствие

 Ритуал вхождения в сказку

 Сказочная задача

 Пальчиковая игра

 Вопросы по сказке

 Путешествие в сказку

 Обобщение приобретённого опыта

 Ритуал выхода из сказки.

Структура проведения нод гибкая, поэтому можно какой-нибудь из пунктов заменить, потому что пальчиковая игра, в таких нод, как познавательное развитие (ФЭМП), в художественно-эстетическом развитии - этот пункт будет лишним, так как на них уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.

Были разработаны конспекты непосредственно-образовательной деятельности с использованием сказкотерапии,

по познавательному развитию: «Путешествие в волшебный лес» (по сказке В.Г. Сутеева), «Гуси – лебеди», «Красная Шапочка», «Сказка про архитектуру», «Путешествие в Изумрудный город», «Построим дом для трёх поросят»

по художественно-эстетическому развитию: «Туфелька для Золушки», «Золушка спешит на бал», «Замок для принцессы», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка»

Итогом работы послужило создание книг: «Новые приключения Золушки», «Истории про Снегурочку», где дети проиллюстрировали свои придуманные истории, а родители записали новые сюжеты сказок, для новых книг. Был проведён конкурс: «На лучшую книгу – самоделку», где родители вместе с детьми использовали разные техники: оригами, мозаика из ткани, пластилинография, модельная лепка, книга-раскраска.

По просьбе родителей постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы, например: «Мой ребёнок боится спать

один», «Мой ребёнок приносит домой чужие игрушки». Мы старались создать такие сказки, чтобы они мягко влияли на поведение ребёнка. При помощи этого вида сказок решались многие проблемы: хвастовства, капризов, неумение слушать других ребят. Работа, конечно, не была бы такой плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую нашу просьбу: приобрести волшебный цветок, волшебную палочку, с помощью этих предметов дети перевоплощались в сказочных героев. Родители принимали активное участие в изготовлении и приобретении театров для детей. А какое театрализованное представление показали детям наши родители, сказку: «Репка», дети и родители получили неописуемый восторг. Такое творческое содружество «Ребёнок – Родитель – Воспитатель», способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация  «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие  к обиженным героям и тем самы...

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...