Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)

Кулешова Светлана Васильевна

 Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Детский сад может и должен стать одним из важнейших этапов развития гражданско - патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, закладывающий необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Конечно же, в формировании  мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала и решать данные задачи  во всех видах детской деятельности: в обучении, в играх, в экологическом воспитании, в труде, в быту и др.

Задача ДОУ в целом и меня, как воспитателя в отдельности – приобщение родителей к педагогическому процессу, расширение сферу участия родителей в жизни своих детей в ДОУ и вне стен сада, создание условий для их творческой и гражданской самореализации успешно реализовалась в процессе работы над проектом.

Все виды деятельности осуществлялись в игровой форме с обязательным включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени дети делали открытия, приобретали опыт общения.

В ходе проекта я  убедилась, что работа по гражданско – патриотическому воспитанию должна проводиться планомерно, систематически и только  комплексное использование средств и методов могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений.

 

Хочется отметить, что в процессе продуктивной деятельности мы с детьми и родителями вышли за рамки поставленных в проекте задач. И завершающий этап работы послужит стартом для дальнейшего развития познавательного интереса детей и самостоятельной совместной деятельности детей и взрослых в плане формирования активной гражданской позиции.

Подводя итоги проектной деятельности, можно с уверенностью сказать, что гражданско – патриотическое воспитание старших дошкольников – это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс формирования эмоционально – социального  отношения к малой Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам как совокупности общечеловеческих ценностей, обеспечивающих патриотическое становление ребенка, становление его как гражданина своей страны, который не может не думать о завтрашнем дне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, направленная на  формирование чувств гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: социально – значимый, творческо-информационный, познавательный, практико – ориентированный.

Продолжительность проекта:  долгосрочный (2017-2019г.г.).

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы, учителя и обучающиеся Обуховской СОШ, художественный руководитель ДК «Истра», заведующий библиотекой ДК «Истра», родители воспитанников, методист, муз.руководитель, физинструктор.

 Актуальность темы: 

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях русский традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформулирована система работы с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания.

А ведь дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и гражданско-патриотических чувство. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

И конечно же, формирование патриотических чувств у ребенка происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей воспитанника.

Заложить нравственные основы, учить детей правилам общения и умению жить среди людей - вот главные задачи, которые должны объединять детский сад и семью.

Базой гражданско - патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются в нем первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Цель проекта:  формирование гуманной, духовно-нравственной личности, воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.  

Задачи проекта:

- определить педагогические основы проблемы формирования у старших дошкольников чувство гражданственности и патриотизма.

- разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста.

- систематизировать знания детей по данной проблеме.

- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду,

друзьям, своим близким;

- формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей

малой Родине на основе приобщение к родной природе, культуре и

традициям.

- привлечь родительское внимание к эмоционально-личностному развитию своего ребенка.

- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово, а так же привлечь детей и родителей к социально значимым проектам, проводимым  на территории нашего городского округа и всей страны.

Предполагаемый результат:

- дети должны получить знания о родном крае, особенностях русских традиций, о достопримечательностях, уметь принимать участие в беседе по данной проблеме.

- под руководством взрослых у детей должны постепенно сформироваться элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

- изучая историческое прошлое своего края, дошкольники начинают раньше приобщаться к такому школьному предмету, как история, которая как поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.

- в детях должна воспитываться любовь к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.

- участвуя в экологических и благотворительных акциях, дети и их родители смогут ощутить свою значимость в общественной жизни, сформировать активную  жизненную позицию.  

Описание проекта:

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании представлен перечень целевых ориентиров для старшего дошкольника, где мы видим, что ребенок должен быть любознательным, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. То есть у старшего дошкольника должны быть сформированы ценностные ориентиры, качества, способности, которые определяют гражданскую позицию человека в обществе.

Дошкольный возраст - это время, когда ребенок активно познает мир человеческих отношений, когда формируется фундамент общего развития ребенка. Заложить в детях нравственные основы, которые сделают их морально-устойчивыми, научат общепринятым правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Используемые мной формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию не только способствуют разностороннему раскрытию личности ребенка, но и естественно и эффективно интегрируют в себе образовательные области:

- социально – коммуникативную (воспитание культуры поведения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; включение в русскую праздничную культуру, содействующую восстановлению традиций русского народа, сохранению духовного здоровья, возрождению традиций семейного воспитания, становлению нравственных ценностей);

- познавательную (знакомство с историей, бытом, традициями, обычаями, творчеством русского народа; с людьми, внесшими значимый вклад в развитие и процветание нашей Родины, организация мини – музеев в группе);

- речевую (чтение стихов, потешек, сказок, былин, произведений русских писателей и поэтов);

- художественно – эстетическую (включение детей в различные виды художественного творчества, разучивание русских народных песен, частушек, разучивание элементов русских народных танцев);

- социально – коммуникативную (участие в экологических и благотворительных акциях, организация и проведение шефских концертов, участие в мероприятиях Обуховской СОШ и ДК «Истра» в рамках преемственности);

- физическую (дидактические, обрядовые подвижные игры).

Главной задачей для меня было – создать условия для воспитания детей добрыми, коммуникабельными, толерантными, ответственными, вырастить их настоящими гражданами и патриотами своей малой и большой Родины. Для этого в группе поддерживается всегда атмосфера, в которой дети естественно приобщаются к национальным традициям. Уверена, что такой опыт проживания культурных традиций своего народа станет прочной основой их будущей гражданской позиции.

Так как на каждом возрастном этапе проявления патриотизма и само гражданско -патриотическое воспитание у дошкольников имеют свои особенности, мной был разработан проект по гражданско  – патриотическому воспитанию для детей в старшей и подготовительной группах (2017 – 2019г.г.)  и перспективный план по разным направлениям, ведь воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения.

Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, своей семье. И родной дом, двор, поселок, где он не раз гулял, и вид из окна своей квартиры и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа вокруг - это все Родина.

 В ходе проекта  данные задачи решались мной во всех видах детской деятельности: на занятиях, на прогулке, в играх, в труде, с этой же целью старалась установить тесную связь с семьями  воспитанников.

 Так же, не секрет, что произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Еще одним из средств патриотического воспитания дошкольников является целевая прогулка. Она позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой родины».

В ходе экскурсии знакомлю детей с названием улиц нашего села, историей названия села, достопримечательностями, лучшими людьми, ведь чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе.

В ходе опытно – практической работы с дошкольниками я убедилась, что все изученные средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

В своей работе я использовала разнообразные формы и методы патриотического воспитания: целевые прогулки на природу, экскурсии, посещение музея Боевой Славы в Обуховской СОШ, библиотек школы и ДК «Истры», проведение совместно с ДК мероприятий, приуроченных к народным и государственным праздникам, наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством, историей и природой родного края, участие в экологических  и благотворительных акциях, в гражданско – патриотическом движении («Бессмертный полк») вместе с родителями.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Подготовительный этап (сентябрь  2017г.): участники: воспитатели, родительский комитет старшей  группы ДОУ № 47, методист, муз.работник, физинструктор  (9 человек)

1.        Определить тему.  Сформулировать цели и задачи, составить перспективный план работы.

2.        Диагностическое обследование детей, выяснение их уровня развития и осведомленности  о государственной символике, столице нашей Родины, родном городе, крае и достопримечательностях, знании  о других народах и их национальностях, о главных Российских праздниках.

3.        Определить  с родителями  и специалистами сада план и сроки реализации мероприятий.

4.        Подбор литературы для чтения, наглядного, информационного материала.

5.        Выбор материала для продуктивной деятельности.

6.        Подготовка стихов, загадок, пословиц, поговорок, дидактических игр и игровых упражнений.

7.        Составление конспектов НОД, выбор тем для бесед, наблюдений, целевых прогулок и др.  по теме проекта.

8.        Подготовка материалов к народным и государственным праздникам.

Основной этап (октябрь 2017 г. -  май 2019г.): участники: дети, воспитатели, родители, старшие братья и сестры воспитанников, воспитатели других групп, муз. работник, физинструктор, библиотекарь Обуховской СОШ,  работники ДК «Истра»   (68 человек):

- Образовательная деятельность с детьми по формированию целостной картины мира, по ознакомлению с социальным окружением, поисково – исследовательская деятельность, проводимая  в течение двух лет, согласно перспективному плану.   (в течение 2017-2019г.г.)

- Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, наглядного и методического материала, проведение с детьми бесед по теме проекта. Наблюдения на прогулке за  живой и неживой природой.  (в течение 2017-2019г.г.)

- Просмотр презентаций и развивающих видеофильмов для детей  «Красная книга природы», «Народные промыслы», «Природа родного края», «Мы за раздельный сбор мусора!», «Юные волонтеры», «О той войне» и др.              (в течение 2017-2019г.г.)

- Чтение произведений К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Сухомлинского, А. Пушкина, Л. Толстого,  Н. Сладкова, знакомство с русским фольклором и сказками народов России, разучивание стихотворений о семье, природе, Родине, чтение литературы для детей о Великой Отечественной войне и разучивание стихов к Дню Освобождения Солнечногорска от фашистских захватчиков, Дню Защитника Отечества, Дню Флага, Дню народного единства, дню России и к Дню Победы.               (в течение 2017-2019г.г.)

- Консультации,  памятки для родителей на темы гражданско – патриотического, трудового и экологического воспитания в семье; наглядная агитация, объявления о проходящих на территории нашего района социально – значимых мероприятиях и др. Папка-передвижка для родителей «Почитайте детям» со списком литературы по этим темам. (в течение 2017-2019г.г.)

- Участие родителей и детей в экологической акции на территории нашего городского округа  «Посади свой лес». Выпуск совместно с родителями стенгазеты, посвященной этому мероприятию.    (сентябрь 2018г.)

- Работа в творческой мастерской по теме:  подарки и открытки, сделанные руками детей к праздникам:  « День любви и верности», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества»,  «8 марта»;  коллективные работы детей и воспитателей;  вместе с родителями и детьми выпускались стенгазеты к праздничным датам и значимым событиям и мероприятиям, в которых родители участвовали вместе с детьми.   (в течение 2017-2019г.г.)

- Изготовление скворечников и кормушек родителями и школьниками. Совместно с родителями изготовление жаворонков из теста. Развешивание кормушек и скворечников родителями вместе с детьми на территории нашего участка. Праздник встречи птиц с элементами фольклора «Весну ждали, весну звали».  (март – апрель 2018г.)

- Проведение викторин, досугов, праздников, в том числе и с использованием элементов фольклора к народным и государственным  праздникам с участием детей и привлечением родителей. Знакомство детей с народными подвижными и хороводными подвижными играми, а также с играми детства их родителей: «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Гуси-гуси», «Птички на дереве», «Два Мороза», «Горелки», «Казаки – разбойники», «Колечко», «Цепи» и др.   (в течение 2017-2019г.г.)

- Организация мини – музеев в группе с целью ознакомления детей с народными музыкальными инструментами и с известными на весь мир русскими народными промыслами. И в этом нам помогали родители и работники нашего сада. Дети делились полученными знаниями с ребятами из других групп, проводя для них ознакомительные экскурсии.  (в течение 2017-2019г.г.)

-  Для дедушек и бабушек  вместе с детьми мы подготовили и провели праздничный концерт к Дню пожилого человека. Дети вместе с воспитателями выпустили стенгазету «Для милых и любимых…»  (ноябрь 2018г.)

- участие воспитанников подготовительной группы в конкурсах муниципального уровня  (конкурс фоторабот «Край родной навек любимый», конкурс детских проектов, направленный на поддержание творческой и познавательной инициативы старших дошкольников, где ребята получили призовые места).     (ноябрь 2018г.)

- Вот уже два года подряд  мы участвуем в торжествах, посвященных празднованию Дня Победы, проходящих в стенах нашего сада.

Мероприятия проекта в 2019 году (проведенные и планируемые):

- Целевые прогулки на луг и к реке мы вместе с детьми и родителями не только с целью ознакомления с природой родного края и проведения народных праздников,  но и для воспитания у детей и их родителей экологической культуры, культуры поведения в природе. Наши походы неизменно заканчивались сбором мусора на лугу и у берега реки. Дети уже осознанно и  с большим энтузиазмом участвуют в подобных акциях. Даже на прогулках на территории нашего сада они не только не бросают мусор сами, но и брошенный кем – то обязательно поднимут и выбросят в «правильную урну».  

- Участие родителей и детей в конкурсе плакатов на  тему экологии, пожарной и дорожной безопасности.    

-  Дети были ознакомлены с принципами и целями волонтерского движения в нашей стране. Дошкольный возраст считаю, вполне уже созревшим и не менее отзывчивым для понимания целевых ориентиров и задач этого движения, а также для желания к нему присоединиться. К подготовительной группе у ребят сформировалось желание оказывать помощь младшим товарищам. Дети уже осознанно стремятся помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них, не позволять другим обижать слабого.

- Приучению к раздельному сбору мусора, как и везде в нашем городском округе, мы уделяем много времени. Проводим беседы, образовательную и игровую деятельность, акции. Дети твердо усвоили,  в какого цвета мусорный контейнер выбрасываются отходы, которые подлежат вторичной обработке. Мной вместе с детьми изготовлены настольные игры для ознакомления и закрепления материала о важности  раздельного сбора мусора. Так же и для родителей проводились консультации на эту тему.

- В нашем саду проводился флэшмоб при активном участии нашей группы, а также экологические праздники.  К Дню Театра дети,  для воспитанников всего сада, показывали сказки на экологические темы.  

- Экспериментальная деятельность вместе с детьми: как долго в природе разлагается разные виды отходов.

- В этом году наши воспитанники вместе со своими родителями участвовали в шествии «Бессмертного полка». Воспитатели, дети и родители с цветами и портретами своих родственников – участников Великой Отечественной войны торжественным маршем под  песни военных лет отправились  к памятнику Бойцу – Освободителю, который находится на территории нашего поселка у реки Истра. У памятника дети возлагали  цветы, читали стихи о войне, о павших героях, о том, что они помнят и гордятся своими родными и всеми теми, кто много лет назад сохранил свободу нашей Родине. Некоторые из ребят, что особенно ценно, рассказали о своем родственнике, участвовавшем в войне, истории, которые  бережно сохранились в их  семье.  

-  Работа в творческой мастерской по теме:  подарки и открытки, сделанные руками детей к праздникам:   «День матери», «День защитника Отечества»,  «8 марта»;  коллективные работы детей и воспитателей: «Земля наш общий дом», «Цена одной спички»; вместе с родителями выпускались стенгазеты:  «Лес – наше богатство!», «Мама – солнышко мое», «Праздник бабушек и дедушек», «Мой папа – Родины защитник», «Помним – Гордимся!» и др.

- Наша подготовительная группа взяла шефство над ясельной группой. В рамках шефства ребята показывали сказки, концертные номера, играли с малышами в подвижные игры, а также своими руками сделали новогодние подарки и украшения для их группы и участка; вместе с родителями ребята приготовили книжки – малышки в подарок детям ясельной группы.

- Активное участие нашей группы в мероприятиях Обуховской СОШ и ДК «Истра» в рамках преемственности: беседы с инспектором ДПС о безопасном поведении на дороге, шефские концерты для наших воспитанников, посещение музея Боевой Славы с экскурсией, к празднованию Дня детской книги посещение школьной библиотеки, участие в викторине. С ДК «Истра» у нашего сада, а в частности нашей группы были установлено взаимное сотрудничество. Для ребят в ДК проводились мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам. Многие из наших воспитанников являются активными участниками танцевальных, песенных и творческих кружков нашего Дома Культуры.  

- Очень тесно мы сотрудничаем и с библиотекой ДК. Заведующий библиотекой Людмила Викторовна  Паршина стала для наших ребят проводником в волшебный  мир книги. Для нас она провела в апреле Пасхальную выставку в стенах своей библиотеки. В День Славянской письменности ребята познакомились с историей этого праздника. К Дню космонавтики, к Дню защиты детей и празднованию дня рождения А.С. Пушкина вместе с ДК и заведующим Кривцовской библиотеки Л. В. Паршиной  мы подготовили и провели мероприятия для детей.

- Обогащение предметно-развивающей среды и  оформление патриотического уголка за счет дидактических, настольно-печатных, развивающих игр, методических пособий, д/и: «Найди отличия», «Назови государственные символы », «Найди пару», «Родное Солнечногорье»,  «Народные праздники» (Рождество, Масленица, Пасха и др.), «9 мая», «День Защитника отечества», «Помним, гордимся!», «Путешествие по Москве», «Я – гражданин!», «Волонтерское движение» и др.    

- В течение всего времени пребывания детей в детской саду, поддерживается атмосфера, в которой дети естественно приобщаются к национальным традициям. Мы уверены, что такой опыт проживания культурных традиций своего народа станет прочной основой их будущей гражданской позиции.

- Доброй традицией нашей группы стало участие, в экологической акции «Батарейки сдавайтесь!».

- Также с начала 2019 года родители и дети стали активными участниками эколого – благотворительного проекта по сбору пластиковых крышечек для покупки реабилитационной техники подопечным фонда «Волонтеры в помощь детям – сиротам» -  «Добрые крышечки».

Завершающий этап  (май 2019г.):  участники: воспитатели, воспитанники подготовительной группы ДОУ № 47 и их семьи:  

Были подведены итоги проектной деятельности. Составлен паспорта проекта, чтобы поделиться результатами своей проектной деятельности с коллегами.

Намечены мероприятия для дальнейшего сотрудничества с родителями воспитанников в рамках преемственности со школой.

К началу нового учебного года готовится перспективный план работы по формированию гражданско – патриотического сознания у младших дошкольников.

Достигнутые результаты:

В результате работа над проектом  получилась объемной, познавательной и продуктивной. Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста наиболее ярко проявлялось  через игру. Образовательная деятельность, спланированная с учётом интеграции образовательных  областей, помогла детям освоить и осмыслить новые знания, полученных в результате проведенных мероприятий. Расширился кругозор и представления детей об экологическом стиле жизни и его пользе для природы и человека. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники продолжили знакомство с русскими народными традициями и обычаями. Они стали делиться полученной информацией с взрослыми и другими детьми.

Моя задача, как педагога была приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Родители с удовольствием взаимодействовали с воспитателями и проявили активность в совместной деятельности с детьми.

Дети и родители показали себя активными участниками экологических и благотворительных акций, проявили желание приносить пользу окружающей природе, ощутили себя важным звеном в общественной жизни, почувствовали важность и нужность своих действий для окружающей природы и других людей, которым могли реально помочь.  

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые  позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки и активную гражданскую позицию.

Социальная значимость проекта:

 Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Детский сад может и должен стать одним из важнейших этапов развития гражданско - патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, закладывающий необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Конечно же, в формировании  мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала и решать данные задачи  во всех видах детской деятельности: в обучении, в играх, в экологическом воспитании, в труде, в быту и др.

Задача ДОУ в целом и меня, как воспитателя в отдельности – приобщение родителей к педагогическому процессу, расширение сферу участия родителей в жизни своих детей в ДОУ и вне стен сада, создание условий для их творческой и гражданской самореализации успешно реализовалась в процессе работы над проектом.

Все виды деятельности осуществлялись в игровой форме с обязательным включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени дети делали открытия, приобретали опыт общения.

В ходе проекта я  убедилась, что работа по гражданско – патриотическому воспитанию должна проводиться планомерно, систематически и только  комплексное использование средств и методов могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений.

Считаю нашим общим достижением и результатом систематической работы с детьми и их родителями по формированию экологического сознания и гражданской активной позиции тот факт, что и родители и дети сознательно отказались от проведения традиционного праздничного ритуала всех выпускных: запуска воздушных шаров в небо.

Родители согласились со мной, что такое мероприятие сводит на нет все наши усилия по воспитанию в детях любви к природе и заботе о сохранении окружающей среды. А главное, что и дети осознанно нас поддержали в этом решении.

Дети вместе с родителями продолжают активно участвовать в экологических акциях и благотворительных проектах, таких как: «Батарейки, сдавайтесь!» и «Добрые крышечки  Солнечногорска».

Из этого следует, что базой гражданско - патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Проделанная в рамках проекта работа, способствует не только познанию ребенка красивого в природе, но и самого себя, интерес к окружающему миру, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Участие детей в экологических, благотворительных и гражданских акциях способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в них, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Это способствует утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию и стремлению помочь, наравне с взрослыми.

Хочется отметить, что в процессе продуктивной деятельности мы с детьми и родителями вышли за рамки поставленных в проекте задач. И завершающий этап работы послужит стартом для дальнейшего развития познавательного интереса детей и самостоятельной совместной деятельности детей и взрослых в плане формирования активной гражданской позиции.

Подводя итоги проектной деятельности, можно с уверенностью сказать, что гражданско – патриотическое воспитание старших дошкольников – это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс формирования эмоционально – социального  отношения к малой Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам,  как совокупности общечеловеческих ценностей, обеспечивающих патриотическое становление ребенка, становление его как гражданина своей страны, который не может не думать о завтрашнем дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

О.А. Насонова, воспитатель МБДОУ-детский сад № 413Тема: «Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»....

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". ... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эт...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Перспективный план воспитания гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план  разработан на основе Федеральной образовательной программы и включает в себя цели и задачи по воспитанию основ патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного воз...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....