статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". 

... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эта память - наша совесть, она, как сила, нам нужна. (Ю.Воронцов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

                                                             

                                                               

                                                                   

                                                                    Дмитрийчук Ольга Сергеевна

                                                                           – воспитатель

                                                     

Санкт-Петербург

2020 г.

«Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

«Вахта Памяти»

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, чтобы наши дети, 
Об этом помнили, как мы!
(Ю. Воронов)

     

          В последние годы мы все чаще сталкиваемся  с тем, что наши современные дети почти ничего не знают о войне! И что удивительно - это происходит вопреки большому информационному потоку, поступающему из  различных источников.

          Заинтересовавшись этой проблемой, я пыталась выяснить,  почему такое происходит? Либо молодые родители  защищают и оберегают своих детей от тяжелых эмоциональных потрясений и не рассказывают детям о страшных днях войны, о том, что пришлось испытать и пережить нашему народу. О том, какой ценой далась нам Великая Победа! Либо сами мало знают и уделяют недостаточное внимание этому. А ведь это не должно повториться!

           Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, а её живых свидетелей становится  всё меньше. Уже практически не осталось участников, остались только дети войны. И это еще раз убеждает, что в настоящее время тема увековечения памяти о Великой Отечественной войне и миллионах погибших актуальна в высшей степени!

           

           Работая с детьми в детском саду, можно сказать, что дошкольный возраст - наиболее благоприятен для эмоционально – психологического развития ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, являясь фундаментом дальнейшего становления личности.

          При ознакомлении детей с памятниками боевой славы, чтении книг, рассматривании старых фотографий родных и близких, мы  тем самым формируем у детей социально значимые ценности гражданственности, патриотизма.

           Бесспорно, большую роль в этом играет детский сад, но нравственное воспитание детей начинается, прежде всего, в семье. С отношения в семье к самым близким людям, к старикам и ветеранам, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в душе ребенка.

           Ведь у кого-то мамина бабушка рыла окопы, а папина бабушка – в эвакуации, в тылу работала на заводе для фронта. А чьи то родные, в блокадном Ленинграде переживали бомбежки и падали в голодные обмороки, и хоронили своих близких на Пискаревском кладбище. Кто-то пережил ужасы концлагеря, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то знакомые тушили зажигалки на крышах городов и разносили треугольники – фронтового письма. Чьи – то деды, в боях на фронте, проливали кровь за Родину, а чьи-то рыли в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.

          Почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время.

         

          Из бесед с родителями стало понятно, эта тема интересует и волнует их не меньше чем нас, педагогов, работающих с детьми-дошкольниками. Обсудив проблему «Как рассказать ребенку о Войне», мы решили принять участие в совместном с родителями проекте «Вахта Памяти». Наметив цель и задачи, мы приступили к реализации.

     . В процессе нами использовались различные формы работы, которые предполагали включение детей и их родителей в активную творческую деятельность, а именно:

  • Беседы о памятных местах нашего города.
  • Решение проблемных ситуаций с родителями.  Ставилась задача показать возможности патриотического воспитания детей родителями с помощью совместного посещения различных памятных мест, связанных с событиями ВОВ.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр,  игр-путешествий («Составляем карту мемориальных мест»).
  • Экскурсия с детьми в музей «Обороны Ленинграда». Эта экскурсия вызвала сильный эмоциональный отклик у детей. Вернувшись в детский сад, мы с детьми составили фотоальбом, подписав каждую фотографию детскими размышлениями об увиденном.
  • Экскурсии родителей с детьми к памятникам боевой славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Посетив эти места с детьми, мы смогли прикоснуться к славе отцов, дедов и прадедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, увековечить память в своих сердцах.  
  • Проведение бесед о ВОВ, о родных и близких людях, участниках войны. Просмотр презентации «Дети блокадного Ленинграда».
  • Чтение и обсуждение художественной литературы. Чтение и разучивание стихов на тему ВОВ. Дети принимали участие в конкурсе стихов «Мы за мир»
  • Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества – открытки, поделки
  • Встречи с ветеранами ВОВ

     Дюковской Зоей Леонидовной (бабушкой нашей воспитанницы Моисеевой  Эвелины) – жительницей блокадного Ленинграда.  

  • Праздничный утренник, посвященный Дню Победы.
  • Участие в акциях  «Письмо солдату», и «Сирень Победы». Дети совместно с воспитателями и родителями сажали на территории детского сада кусты сирени в память  о Дне Победы в ВОВ. Писали письма для солдат,  рассказывая и рисуя картинки о своей жизни.
  • Подготовка творческих семейных проектов. Родители  активно подключились к работе над проектом: посещали памятные места, собирали информацию, переписывались, общались, передавая материалы, фотографии, рисунки, личные впечатления, используя так же современные компьютерные технологии. Которые способствовали не только погружению в тему, но и сплочению нашего маленького коллектива.

Продуктом нашего проекта стало изготовление  книги «Вахта Памяти», создание видеофильма «Вахта Памяти».

  • Представление результатов проекта у нас прошло на музыкально-литературном досуге посвященном Дню Победы, Презентацией каждой семьей своей страницы в книге. И показом видеофильма «Вахта Памяти» ветеранам ВОВ во время праздничного концерта, посвященного  Дню Победы в ВОВ.

В заключение,  я хотела  процитировать слова наших детей:

Нужно заботиться друг о друге, любить всех, не ссориться – тогда НИКОГДА не будет войны.

(Алиса Литвинова, 6 лет)

 Чтобы не было войны надо собраться и договориться «Давайте мирно жить!».

(Максим Костенко,  6 лет)

Нельзя про такое забыть никогда. 
Что может быть лучше на свете, 
Чем мирное небо, в огнях города, 
И наши прекрасные дети? 
(В. Снегирев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Статья "Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста, осуществляемое  средствами игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора LEGO. Обмен опытом....

Перспективный план воспитания гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план  разработан на основе Федеральной образовательной программы и включает в себя цели и задачи по воспитанию основ патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного воз...

Авторская статья. Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образо...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....